
В последнее время мы наблюдаем серьёзное повышение уровня взаимодействия ФНС России, МВД России и СК России.
Наблюдается тенденция к увеличению количества уголовных дел по налоговым преступлениям и более тесному сотрудничеству налоговых инспекций с правоохранительными органами.
Проследим хронологию развития событий.
Активная фаза началась в конце 2014 года, когда были внесены изменения в порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, в соответствии с которыми поводом для возбуждения дела теперь могут являться не только материалы налоговых проверок, но и любая поступившая информация о налоговых нарушениях.
На практике это привело к тому, что налоговые проверки стали сопровождаться приходом не только инспектора, но и правоохранительных органов, которые, не дожидаясь результатов проверки и вступления решения в законную силу, проводят параллельные следственные действия. Это оказывает серьезное давление на должностных лиц компании.
В середине 2015 году была издана Инструкция по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями, утвержденная Генпрокуратурой России № 286, ФНС России № ММВ-7-2/232@, МВД России, СК России от 8 июня 2015 года.
Примерно через год ФНС России выпускает Письмо от 2 июня 2016 г. № ГД-4-8/9849, посвященное организации работы по взаимодействию с правоохранительными органами в случаях выявления признаков налоговых преступлений.
Ещё через год, опубликовано Письмо ФНС № ЕД-4-2/13650@ от 13 июля 2017 г. по вопросу повышения эффективности взаимодействия налоговых и следственных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения.
Данным письмом направляются методические рекомендации для территориальных налоговых и следственных органов Следственного комитета РФ по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов.
И наконец 15 августа 2017 года Министерство внутренних дел РФ опубликовало приказ, которым определяется порядок представления органами внутренних дел результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии с документом в налоговый орган могут направляться полученные в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий результаты ОРД при условии отсутствия угрозы причинения вреда интересам оперативно-служебной деятельности.
Таким образом, в данный момент мы можем наблюдать серьезную консолидацию правоохранительного блока в борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями.
@bablishko2018