115 лет исполняется со дня рождения выдающегося авиаконструктора Александра Сергеевича ЯковлеваПервого апреля исполнилось 115 лет со дня рождения Александра Сергеевича Яковлева – выдающегося отечественного авиаконструктора, создателя знаменитой школы проектирования самолётов.
Свою первую летающую модель юный Яковлев начал строить, будучи еще школьником. В 18 лет он построил первый планер, в 21 год – первый самолет.
Александр Сергеевич сыграл огромную роль в становлении и развитии отечественного авиастроения. За одно только семейство истребителей «Як» времен Великой Отечественной войны его имя навсегда вписано в историю нашей страны. Но Яковлев никогда не останавливался на достигнутом, его талант
конструктора и организатора был реализован не только в военной, но и в учебной, спортивной и гражданской авиации.
Под руководством Александра Яковлева разработано свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов. Из них более сотни пошли в серию. Многие остаются образцами смелой технической мысли. Ряд крылатых машин, задуманных Александром Сергеевичем, летают и сегодня.
Имя конструктора, ставшее всемирным брендом, живёт в названиях самолетов улиц российских городов, опытно-конструкторского бюро и Инженерного центра ПАО «Корпорации «Иркут». Первый из взлетевших в небо пассажирских самолётов нового поколения МС-21 назван в честь А.С. Яковлева.
Конструктор был выдающимся популяризатором авиации. Он стал одним из основателей массового авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации в Советском Союзе. Его книги, изданные на разных языках тиражом более трех миллионов экземпляров, стали путеводной звездой для многих молодых людей в мире при выборе непростой профессии – создавать, строить и испытывать самолёты.
Великий авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев в своей книге «Цель жизни» написал:
«Когда я построил планер, мною овладело неодолимое стремление сконструировать самолет. Потом захотелось сделать другой, получше, потом третий… Строишь машину и думаешь: «Только бы она полетела, больше мне в жизни ничего не нужно!» Но вот машина закончена и начинает летать, рождается новое желание – сделать другой самолет, чтобы он летал еще быстрее, еще лучше…».
Под непосредственным руководством А.С. Яковлева в 1940-е годы были созданы самолеты Як-1, Як-7, Як-3, Як-9, которые стали основой истребительного парка ВВС Красной Армии в ходе Великой Отечественной войны.
В числе опередивших свое время самолетов Яковлева – первый в нашей стране всепогодный истребитель-перехватчик Як-25, семейство сверхзвуковых боевых самолетов Як-28, первый в мире региональный реактивный пассажирский лайнер Як-40, первый в мире сверхзвуковой истребитель вертикального взлета Як-141.
На учебных самолетах конструкции Яковлева – УТ-2, Як-18, Як-52 – научилось летать большинство пилотов нашей страны. На спортивных машинах КБ завоеваны 69 первых мест на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу. На самолетах марки «Як» установлено 95 мировых рекордов.
Конструкторский коллектив, основанный А.С. Яковлевым, стал базой для создания Инженерного центра им. А.С. Яковлева – одного из основных подразделений ПАО «Корпорация «Иркут» (в составе ПАО «ОАК» Госкорпорации Ростех), в котором продолжает жить и развиваться «яковлевская» конструкторская школа. Здесь ведутся работы по проектированию, испытаниям и модернизации передовой авиационной техники: пассажирских самолетов нового поколения МС-21, учебно-боевого самолета Як-130, самолета первоначального обучения Як-152.