Size: a a a

2020 June 14
Amsterdammer
Почти четверть всей площади Нидерландов находится ниже уровня моря. Как это возможно? Ответ от TED-Ed:
источник
2020 June 16
Amsterdammer
По скромным подсчетам, в Амстердаме около миллиона деревьев. Это почти столько же, сколько жителей, но все же меньше, чем велосипедов :) Около 300 000 деревьев находятся в ведении муниципалитета. Все они пронумерованы и отмечены на карте. Преобладающие виды: вяз (всего 31327 штук в городе), липа (26195 штук) и клен (25641 штука). При этом, судя по моему прошлогоднему посту, написанному в Национальный день деревьев, количество вязов за год увеличилось на 179, лип на 384, а кленов на 122.

Средняя продолжительность жизни дерева в городе составляет около 40 лет. Муниципалитет бережно проверяет все учетные деревья каждые 3 года, чтобы убедиться, что они безопасны и здоровы. Да-да, все 300 000 штук, каждые 3 года. В прошлом году из примерно половины этих деревьев 1796 оказались подлежащими замене. После проверки второй половины в этом году, выяснилось, что опасения вызывают 1971 единиц: 1753 из них будут заменены осенью, а остальные 218 обработаны так, чтобы сделать их и безопасными, и удобными для животных и птиц. Каждое дерево при этом отмечено на специальной карте.

Иногда пересадка дерева в том же месте невозможна из-за кабелей и труб в земле, грунтовых вод, зданий или банальной нехватки места для правильного роста ствола или листвы. В таких случаях, подыскивается более подходящее место по-соседству, чтобы сохранить район (и город в целом) таким же зеленым.

Кстати, с 2018 года в Нидерландах проводится голосование за «Дерево года». Первым победителем его стал дуб De Troeteleik, стоящий в центре автобана A58 в провинции Северный Брабант. В 2019 первое место получил бук De Heksenboom van Zwarte Kaat ("Дерево Ведьмы Чёрной Кейт"), а голосование этого года состоится осенью, надо бы не забыть!
источник
2020 June 19
Amsterdammer
1 июля в здании биржи Берлаге в Амстердаме открывается бар Tony’s Chocolonely! В меню будут фирменные лакомства вроде сладких бургеров, бабл вафель и шоколадных тортов, обычные голландские блюда (битерболы, томатный суп, тосты и т.д.) и даже алкогольные напитки. Тут же рядом находится Tony’s Super Store — и музей, и магазин мерча, и компактная шоколадная фабрика, так что погрузиться в мир 100% slave free шоколада скоро можно будет в одной географической точке.

Для тех, кто не в курсе: Tony’s Chocolonely —  это, пожалуй, самый известный бренд шоколада из Нидерландов. Народную любовь он завоевал не только при помощи вкусного продукта в классной упаковке, но и идеи, стоящей за ним, — избавить свою индустрию от неравенства и рабства. Именно эту проблему символизирует выбор вида самой плитки: ее нельзя разделить на равные дольки.

Просветительскую деятельность бренд начал еще в 2003 году, а с 2019 сеть супермаркетов Albert Heijn стала закупать какао для собственного шоколада Delicata напрямую у фермеров и согласно принципам Tony’s Open Chain. Это небольшая, но важная победа на пути очищения индустрии от рабского труда. Узнать больше о миссии Tony’s Chocolonely можно здесь.
источник
Amsterdammer
Кстати, вчера, на волне протестов #BlackLivesMatter, директор Tony’s Chocolonely с сообщником нарисовали граффити прямо на фасаде биржи Берлаге (национального монумента, на секундочку!). Дело в том, что угол исторического здания, где располагается их бар и магазин, по несколько странному совпадению, украшает фигура известного голландского колонизатора Яна Питерсзоона Куна.

Акция закончилась мирно: ни один из владельцев здания не стал подавать заявление в полицию, граффити закрасили, а Tony’s Chocolonely пообещали разместить информацию о нидерландской истории рабовладения в своем скоро открывающемся баре.

Фото с сайта Tony’s Chocolonely:
источник
2020 June 22
Amsterdammer
Помечтать: Венский институт международных экономических исследований (WIIW) составил предложение для Европейской программы восстановления от Covid-19. В нем, среди прочего, обсуждается разработка маршрутов экологичных ультра-скоростных поездов (Ultra-Rapid-Train или URT). Согласно плану, только один из них будет проходить через Нидерланды, но зато самый длинный и крутой: из Лиссабона прямо в Хельсинки!

Итак, в WIIW считают, что сеть URT должна состоять из четырех основных железнодорожных линий, дополняющих уже существующие. Средняя скорость таких поездов будет в районе 250–350 км/ч, и создаст ряд преимуществ:
- Время в пути по Европе сократится вдвое. Например, из Парижа в Берлин можно будет добраться всего за 4 часа!
- Пассажиропоток на внутриевропейских воздушных перевозках сократится примерно наполовину
- Это, в свою очередь, снизит авиационные выбросы CO2 примерно на 4-5%
- Сеть можно будет использовать и для грузовых перевозок, а, следовательно, также снизятся выбросы от автотранспорта.

Самые внушительные вложения выше 100 000 миллионов евро в сеть URT ожидаются от Германии, Италии и Франции. Общая стоимость 18 250 километров новых железных дорог должна составить порядка триллиона евро, то есть примерно 60 млн евро за каждый километр. Узнать больше (осторожно, pdf!) можно здесь.
источник
2020 June 23
Amsterdammer
Дорогие амстердамцы, последнее время наш муниципалитет сильно активизировался, передаю вам, так сказать, выжимку новостей:

1. Со вчерашнего дня у каждого горожанина появился личный кабинет на сайте Mijn Amsterdam. В нем можно, например, просматривать и менять личные данные, следить за статусом услуг и заявок, получать уведомления от муниципалитета. Специально создавать ничего не нужно: ваша страница станет доступна автоматически после входа с помощью DigiD.

2. Для безопасного передвижения в полутораметровом обществе власти внедряют умные технологии. Сейчас разрабатываются приложения, которые в режиме реального времени будут информировать о загруженности в определенных точках города и предлагать альтернативные маршруты и места назначения. С этой новой логистикой ожидается снижение контактов между посетителями заведений и пешеходами на улицах города, а проверенные решения позже будут внедрены по всей стране.

3. Муниципалитет просит горожан поделиться идеями о будущем Амстердама. Никаких требований к оформлению нет: приветствуются тексты, видео, стихи, рисунки и т.д. Предложения с указанием возраста и района проживания принимаются на почту toekomst@amsterdam.nl до 4 июля. Конечно, далеко не все из них будут реализованы, но каждая отдельная идея станет частью видения будущего Амстердама, разработка которого ведется полным ходом.
источник
2020 June 25
Amsterdammer
То, что вы видите ниже — местный традиционный способ охлаждения разводных мостов в такую жару, как сейчас. Помните, я рассказывала вам, зачем это делается? 😊
источник
Amsterdammer
Ночь, концерт или свидание в церкви

Амстердамская Oude Kerk (Старая церковь) по-своему пытается устоять в это непростое время. Для того, чтобы получить дополнительный доход от выставки Poems for Earthlings аргентинского художника Adrián Villar Rojas, маркетинговый отдел самого старого в городе здания и музея постарался на славу и выкатил 3 поистине исключительных предложения:
⛪ свидание для двоих с красным вином при свечах, специально ради которого церковь будет открыта в частном порядке с 20 до 21 вечера в любые четверг и пятницу вплоть до 14 августа (стоимость 100 евро или 5 смен в качестве волонтера)
⛪ приватный концерт для группы до 4 человек от церковного органиста Matteo Imbruno (стоимость 250 евро или 10 смен в качестве волонтера)
⛪ целая ночь в церкви под аккомпанемент саундтрека к выставке. 2 июля 30 гостей смогут переночевать прямо на полу в спальных мешках, чтобы услышать весь 8-ми часовой трек (стоимость 100 евро с человека)

Подробности на сайте:
источник
2020 June 26
Amsterdammer
День картофельной горы

История такая: из-за потери спроса со стороны общепита, фестивалей и экспорта, склады голландских картофелеводов оказались переполнены. В результате фермеры вынуждены продавать свой вкуснейший выращенный с любовью картофель по ценам намного ниже обычного или и вовсе отдавать его на переработку в биогаз или корм для животных. Для того, чтобы спасти продукт и поддержать фермеров, 27 июня объявлен Днем картофельной горы (Aardappelberg)!

Эти самые картофельные горы появятся завтра в 12.00 в 12 городах. В Амстердаме дело развернется на NDSM Wharf. Идея проста: вы резервируете «порцию» через приложение TooGoodToGo (для этого нужно набрать «aardappel» в поиске) и приходите в назначенное время набивать сумку картошкой. На сколько я поняла, унести с собой можно будет сколько угодно 😅

Если вы не хотите участвовать в этой затее, но все же против food waste, рекомендую установить TooGoodToGo. Это удобное приложение входит в мой личный топ-5 самых практичных приложений Нидерландов.
Telegram
Amsterdammer
Собрала список своих любимых приложений и сайтов, полезных для жизни и пребывания в Нидерландах:

1. Buienradar - незаменимый помощник в определении, ждать ли сегодня дождя и, если да, то в какое именно время. Работает не так точно, как хотелось бы, но все же довольно часто спасает.

2. 9292 - единый транспортный планировщик страны. Знает обо всех маршрутах и дорожных работах, рассчитывает стоимость и время проезда и предлагает варианты с использованием всех видов общественного транспорта.

3. NS - специальное приложение от главной железнодорожной компании страны. В отличие от 9292, показывает, сколько ov-fiets осталось на конкретной станции, какой вагон приходящего поезда будет более пустым и комфортным, и другие интересные детали вашей поездки.

4. Too good to go - приложение, с помощью которого магазины, отели и кафе распродают излишки и остатки еды. Здесь и популярные супермаркеты вроде Hema и Spar, и модные веганские корнеры, и шавермочные. Обычно есть предложения в течение всего дня: от завтрака до позднего…
источник
2020 June 28
Amsterdammer
В 2021 году в Нидерландах начнется промышленное производство дорог из переработанного пластика

Первые в мире дороги такого типа PlasticRoad состоят из сборных полых блоков, которые, за счет своего веса и конструкции, легко транспортируются и устанавливаются. Местные компании KWS, Wavin и Total начали разработку их прототипа в 2015 году, а в 2018 по инициативе провинции Оверайсел в Зволле и Гитхорне появились пилотные 30-ти метровые пластиковые велосипедные дорожки. На создание каждой из них ушло около 1000 кг переработанного пластика. Это эквивалентно 218 000 пластиковых стаканчиков и означает, что за время эксплуатации они сократили примерно на 50-70% больше выбросов CO₂, чем обычные дорожки из асфальта или бетонных плит.

Обе тестовые дорожки были оснащены датчиками для круглосуточного контроля «поведения» инновационного продукта. Первый таргет в миллионн проездов был зафиксирован в конце этого мая. Результаты теста доказали, что строить дороги с использованием переработанных пластиковых отходов можно и нужно: они способны выдерживать большие нагрузки, справляться с интенсивным движением и, как климат-адаптивная инфраструктура, выполнять функцию управления осадками. Это одно из главных преимуществ PlasticRoad: внутри дорожных блоков есть полые секции для хранения влаги. Судя по данным, самый высокий уровень воды, измеренный в них во время теста, составлял всего 48% от всей доступной емкости. Заполняться они не успевают, потому что вода стекает в недра в течение двух дней.

Промышленное производство и первые поставки PlasticRoad начнутся в первом квартале 2021 года. На практике стало ясно, что даже пилотные версии подходят и для более тяжелой нагрузки типа мусоровозов и машин технического обслуживания. Оптимизированная новая версия блоков будет в 2,5 раза прочнее и более экологична, так что следующая амбиция проекта — реализовать первую пластиковую автомобильную дорогу!
источник
2020 June 30
Amsterdammer
Продолжая тему: Нидерланды запретят ряд одноразовых пластиковых изделий с июля 2021 года

Пока под запрет попали одноразовые тарелки, столовые приборы и соломинки. Наряду с этими мерами будут приняты и другие, например, более эффективная переработка пластика и информирование об альтернативах его многократного использования.

Кстати, власти Амстердама приняли решение остановить раздельный сбор пластикового мусора. «Сортировочный анализ» показал, что горожане не разделяют отходы должным образом, поэтому их приходится прогонять повторно через автоматизированную раздлительную машину. Такая двойная работа трудоемка и значительно повышает стоимость процесса. Муниципалитет пришел к выводу, что проще и дешевле будет, если жители совсем перестанут отделять пластиковый мусор, ведь машина делает это гораздо лучше. Так что, скоро привычные оранжевые контейнеры исчезнут с улиц города, и их заменят на 350 дополнительных контейнеров для стекла и бумаги.

Изучить систему сбора мусора в Амстердаме на английском языке можно здесь.
источник
2020 July 01
Amsterdammer
Количество заболевших коронавирусом в Нидерландах постепенно снижается (смотрите гифку), поэтому сегодня, 1 июля, вступило в силу очередное ослабление карантинных мер. Теперь:
- Открылись тренажерные залы, сауны и казино (это на 2 месяца раньше, чем ожидалось)
- Кофешопы снова работают не только на вынос
- Секс-работникам разрешено вернуться на работу (тоже раньше, чем ожидалось)
- Открыты стадионы и снова могут проводиться спортивные соревнования
- В общественном транспорте доступны все места (до этого можно было занимать только определенные), ношение не медицинских масок остается обязательным
- Людям из разных домохозяйств разрешено находиться в одной машине
- Велосипеды снова можно брать в поезд, правда, по предварительной регистрации через приложение или сайт NS (для тех. кто пропустил: 12 мая во избежание излишней толкучки в поездах, NS остановил продажу «велосипедных» билетов)
- Параллельно ЕС открыл границы для 14 стран, среди которых Австралия, Канада, Грузия, Япония и другие.

Концертные площадки и ночные клубы пока закрыты до 1 сентября, 1,5-метровая дистанция на улице должна сохраняться, а пение в больших группах (в том числе в церквях) строжайше запрещено.

Меж тем, туристы потихоньку прибывают в Амстердам. Поэтому я снова начинаю набирать заказы на индивидуальные экскурсии. Основной маршрут разработан для гостей города, но, даже если вы живете в Амстердаме, мне точно будет, что вам рассказать 😉
источник
2020 July 02
Amsterdammer
Вчера в роттердамский мост Willemsbrug немного врезалась грузовая баржа. По данным полиции, в результате инцидента никто не пострадал, но три контейнера свалились-таки в воду. Свидетель, запечатлевший этот момент, сообщил, что подобную картину он наблюдает примерно раз в 3 года.

Это коротко о том, почему в Амстердаме по-прежнему нет моста между Центральным вокзалом и рaйоном Noord 😅 Как скоммутировать две половины Амстердама, разделенные бухтой IJ — вопрос, волнующий градостроителей уже несколько лет. Кроме идеи с тоннелем-воронкой, про который я уже рассказывала, недавно был предложен вариант с башнями, соединенными по принципу Тауэрского моста в Лондоне. Власти же пока скорее игнорируют инициативы и продолжают настаивать на том, что бесплатные городские паромы остаются самым оптимальным решением.
источник
Amsterdammer
Занимательная статистика по результатам голосования. В разрезе стран русские голландцы оказались одними из самых оппозиционно настроенных (горжусь!). Отдельно по городам цифры очень разные. Процент проголосовавших «за» в Гааге (22.28%) немного выше, чем в Брно (15.73%), Кракове (16.60%), Праге (17.82%), Лондоне (19.33%), Гонконге (19.90%) и Гданьске (21.02%). При этом, в соседних Бельгии и Германии данные совсем другие:
источник
2020 July 05
Amsterdammer
К 2025 году из нидерландских удостоверений личности (ID) исчезнет строка «пол»

Об этом заявила министр образования, культуры и науки Ингрид ван Энгелсховен. Отчасти это связано с тем, что изменение самой формы удостоверения уже было запланировано, а, значит, процесс перехода почти не повлечет дополнительные затраты. По словам ван Энгелсховен, «граждане должны иметь возможность самостоятельно формировать свою личность и пропагандировать ее в условиях полной свободы и безопасности».

Согласно общеевропейским правилам, гендер по-прежнему будет указываться в паспортах в вариациях «мужчина», «женщина» или «Х». Правительство Нидерландов собирается подождать остальные страны ЕС, чтобы всем вместе перейти на новую форму документов. Кстати, Германия первой отменила строку «пол» в ID в 2019 году.
источник
2020 July 06
Amsterdammer
Zelf plukken или собирательство по-голландски

Если вам, как и мне, родственники уже вовсю отправляют фотографии свежесобранных корзинок клубники, вызывающих желание тотчас оказаться где-нибудь в деревне и горстями уплетать ее прямо с куста, но при этом вы в стране, где всегда идеально выглядящие, и потому не очень правдоподобные, ягоды не выращиваются в частных огородах, но продаются в пластиковой упаковке круглый год и в любом супермаркете, а вам ну позарез хочется насобирать их своими руками, знайте: выход есть. На деле получится почти как у бабушки, только не бесплатно.

В Нидерландах нет привычной нам культуры огородничества и собирательства. Честно говоря, не многие здесь узнают куст любимых ягод или овощей в диких условиях. Я не большой специалист, но каждый раз, когда указываю на плоды облепихи, пробивающиеся в приморских дюнах, или землянику в городских парках, местные решительно мотают головой на мое предположение, что перед нами что-то съестное. Мол нет-нет, если растет само, да еще и в общественном пространстве, значит точно не пригодно в пищу.

Воспользовавшись этим, предприимчивые голландцы предлагают прибыльное развлечение для детей и взрослых. Zelf plukken позволяет не только посмотреть, как вообще растет вся эта еда, продающаяся в магазинах, но еще и самостоятельно ее собрать. В амстердамских окрестностях и даже самом городе есть минимум 10 мест, где можно потренироваться в зелфплюкничестве. Правила примерно одинаковые: на входе в сад вы берете контейнер (часто можно принести свой), отправляетесь в заросли созревших сезонных лакомств (вишни, малины, ежевики, смородины, сливы, клубники, яблок — проверяйте ассортимент заранее), набираете, сколько вашей душе угодно, а потом расплачиваетесь на кассе. Средняя стоимость удовольствия 1-1,5 евро за 100 грамм. В придачу к ягодам и фруктам часто можно насобирать и яйца, и грибы, и цветы — все зависит от специализации конкретного фермерского хозяйства. Сезон зелфплюкничества длится примерно с мая по октябрь.
источник
2020 July 07
Amsterdammer
Помните внезапно появившуюся белую инсталляцию в виде не то льдины, не то глыбы, занимающую главный зал Центрального вокзала Амстердама? Внутри нее на протяжение последних полутора лет шло строительство подземного перехода между вокзалом и станцией метро. А, чтобы шум и пыль от работ не мешали пассажирам, все дело прикрыли симпатичным коробом, который не зря казался многим концептуальным арт-объектом: он назывался Impuls, а задизайнили его ребята из studionvb.  

Но вернемся к переходу. Из-за особенностей грунта и фундамента исторического здания, в его реализации строителям пришлось применить изобретательность. Во-первых, почва под вокзалом сырая, и при строительстве приходилось ее промораживать (подробнее об этом я рассказывала тут). Во-вторых, технически объект нельзя было опирать на туннель метро или жестко соединять с основанием здания. В конечном счете, переход построили в этаком гибко прикрепленном наверху и внизу «плавающем» бассейне в пространстве между опорной конструкцией вокзала, хотя ничего этого, конечно, снаружи не видно.

Так вот, вчера новехонькую лестницу с эскалатором De Cuyperstrap (Кайперстрап), названую в честь проектировщика здания вокзала Pierre Cuypers, официально открыли. А в освободившийся от инсталляции Impuls главный зал наконец-то вернули вокзальное пианино!
источник
Amsterdammer
De Cuyperstrap является частью большого и длительного проекта De Entree по модернизации всего района вокруг Centraal Station. Собственно, то, что сейчас происходит на привокзальной площади — это масштабная стройка первой в мире подводной велосипедной парковки на 7000 мест.

За первый год работ удалось завершить подготовительную фазу и расширить водное пространство. На таймлапсе видно, что было уже сделано, а здесь можно почитать подробнее про проект.
источник
Amsterdammer
Кстати, про масштабность, временные неудобства и маркетинг. Посмотрите, какими словами муниципалитет объясняет населению, почему вся привокзальная площадь раскурочена уже полтора года и еще будет, кажется, следующие три:
источник
2020 July 09
Amsterdammer
Ребята, делюсь с вами новым документальным фильмом о природе Амстердама ❤ Он сделан не так профессионально, как De Wilde Stad, и доступен только на нидерландском языке, но зато показывает местных городских птиц во всем их разнообразии, и даже работу скорой помощи для животных:
источник