Иногда мне кажется, будто некоторых я уговариваю полюбить фотографию - то дело, которое они выбрали для себя, но отчего-то не находят в себе сил и времени уделить ему должного внимания. Все же знают, что для того, чтобы в чём-то добиться успехов, нужно заниматься этим регулярно. Все знают, а применить почему-то сложно.
Мы во многом избалованы практически мгновенным доступом к знаниям - и нас тянет испытать то же самое с нашим опытом, но опыт невозможно загрузить на флешке к себе на оперативку. Его нужно прокладывать собственноручно. Люди, к сожалению, часто этому сопротивляются, надеясь максимально сократить этот путь и найти знание, которое по щелчку сформирует опыт. Но так не бывает, по крайней мере пока в вашу голову не вмонтирован какой-то чип.
Я прекрасно помню свой такой период, когда фотография все ещё была чем-то, что мне нужно было себя заставить сделать. Не через катастрофическое насилие над собой, конечно же, но все же. Я допустила тогда огромную ошибку, осознавая фотографию как нечто связанное с успехами. Я не вовлекалась в процесс, а гналась за шедеврами. Жить олимпийскими играми, где самый строгий судья в жюри это ты сам - процесс утомительный. Но при всем при этом я чувствовала, что здесь что-то не то и я постоянно искала, в чем секрет и как исправить эту «ошибку», в результате которой ты скачешь на постоянных эмоциональных качелях: от лени и нежелания снимать, до желания все бросить и найти для себя что-то другое.
Я размышляла: почему то, что мне так сильно нравится, в то же самое время вызывает во мне сопротивление? Я нашла много причин. И вот некоторые из них:
•
Поскольку фотография была для меня соревнованием, я боялась облажаться и не снять шедевр, поэтому подсознательно стремилась свинтить с грядущей съёмки. Если ее нет, значит и шансов провалиться не будет.
•
Когда фокус не на процессе, а на результате, ты по сути упускаешь все то, что и даёт тебе ресурс и наполнение в любимом деле. Ты лишаешься возможности войти в поток, потому что живешь моментом, который ещё не случился. Нельзя поймать настоящее, если голова живет в будущем.
•
И третье, наверное самое важное, что лично мне подарило огромную свободу в творчестве, это когда я перестала относиться к фотографии как к чему-то, что существует только на запланированных съемках. Я позволила фотографии быть частью моего каждодневного опыта, где я более не заставляю себя фотографировать, чтобы скорее прокачаться, а где я просто наслаждаюсь процессом запечатления жизни в самых обычных мелочах. Я не выхожу из дома без камеры, я всегда наблюдаю и готова снять то, что меня привлекло. Не в портфолио, не для поста с огромным количеством лайков, а просто потому что позволяю фотографии быть частью моего бытия, а не каким-то хобби по воскресеньям и вторникам. Раньше я испытывала сильное давление на саму же себя из-за того, что физически не могла снимать шедевры каждый день, а снимать не шедевры себе не разрешала. Разрешив себе каждый день фиксировать какую-то банальную красоту повседневности, это напряжение ушло. У меня появилась возможность снимать каждый день без насилия и в удовольствие, плюс я приняла, что помимо тех самых шедевров, есть миллион других прекрасных снимков, которые я хочу разрешить себе снять.
Конфликт разрешился, и вместе с этим ушла необходимость заставлять себя, ушли сомнения, желание все бросить и поменять, неудовлетворенность от любимого дела. Практика стала частью каждодневного ритуала, который протекает естественно и без принуждения, способствуя постоянному росту и открытиям. И это то состояние, которое я бы хотела пожелать найти каждому начинающему фотографу, потому что приблизившись к нему, вы начнёте идти по этому пути совсем по-другому.