ЗАКЯТ АЛЬ-ФИТР ДЕНЬГАМИ?
بسم الله الرحمن الرحيم
Спросили имама Ахмада о человеке, который решил выплатить "закят аль-Фитр" дирхамами и он ответил: "Я опасаюсь, что это не будет ему засчитано из-за противоречия сунне пророка (ﷺ)!"
Также сообщается, что когда имам Ахмад сказал: "Не следует выплачивать Фитр деньгами вместо еды!", - его спросили: "Тут люди заявляют о том, что ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз выплачивал деньгами". Тогда он сказал: "Оставляют слова посланника Аллаха (ﷺ) и говорят: «Сказал такой-то!»". Источник: "аль-Мугъни", 2/671.
______________________
Не дозволено давать закят "аль-Фитр" ни одеждой, ни деньгами, ни чем-либо ещё, кроме еды, поскольку это противоречит велению посланника Аллаха (ﷺ), велевшего выплачивать фитр едой. Однако, несмотря на это некоторые учёные дозволили выплачивать фитр деньгами.
Ан-Науауи сказал: "Большинство факъихов не дозволили давать Фитр деньгами, и дозволил это Абу Ханифа. Также Ибн аль-Мунзир передал дозволенность этого от Хасана аль-Басри, ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза и Суфьяна ас-Саури". Источник: "Шарх сахих Муслим" 7/60.
Сказал ан-Навави: "Не действительна выплата "закят уль-фитр" у шафиитов. И также об этом сказали Малик, Шафии и Ибн Мунзир". Источник: Аль-Маджму'у, 6/71.
Имам аль-Хаттаби, приведя хадис Абу Са’ида: "При жизни посланника Аллаха (ﷺ) мы выплачивали фитр одним са’ еды, а питались мы в то время ячменем, изюмом, сушеным творогом и финиками", сказал: "В этом хадисе доказательство на то, что выплачивать деньгами фитр нельзя, поскольку упоминаются определенные продукты, а не деньги". Источник: "Ма’алиму-Ссунна" 2/44.
Динары и дирхамы существовали и во времена пророка (ﷺ), однако вместо денег шариат предписал выплачивать фитр именно едой, на чем необходимо остановится. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тот, кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!». Муслим 1/236.
Сказал Ибн Кудама: "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обязал выплачивать "закят уль-фитр" таким образом и приказал, чтобы он отдавался именно так... И тот, кто выплачивает стоимость - тот отклонился от того, на что указано в тексте, и это недействительно". Источник: Мугни, 2/674.
______________________
Однако, разрешается отдать деньги доверенному человеку, который купит на них нужную еду и отдаст бедняку.
Так делал например Ибн Умар, как передал имам Малик: "Ибн Умар посылал "закят уль-фитр" за два три дня до праздника тому, кто собирал его". Источник: Малик 1/285.
______________________
Это мнение большинства ⬆️
Но были и те уляма которые дозволяли в случае необходимости выплачивать и деньгами тоже (так как человек в таком случае сможет купить на них что ему больше нужно), но это опять таки мнение меншинства.
والله أعلم