ОТВЕТ НА ШУБХУ❗
Сказал ибн Сахман:
لو قدر أن أحداً من العلماء توقف عـن القول بكفر أحد مـن هؤلاء الجهال المقلدين للجهمية أو الجهال المقلدين لعباد القبور أمكن أن نعتذر عنه بأنه مخطئ معذور ولا نقول بكفره لعدم عصمته من الخطأ،والإجماع في ذلك قطعي،ولا بدع أن يغلط فقد غلط من هو خير منه
"Если даже предположить,что кто-то из ученых остановился от такфира кого-то из этих джахилей, делающих таклид джахмитам или джахилей,делающих таклид могилопоклонникам - то можно дать оправдание ему тем,что он ошибся и оправдан этим, и мы не говорим о его неверии,так как он не защищен от ошибки,и иджма в этом категоричное.И нет ничего нового в том, чтобы ошибиться, ведь ошибся и тот,кто лучше его"
[См:"Кашф аль Аухам ва Ильтибас"28]
•Начнем с джахмитов:
Общеизвестно что имамы, джахмитами называли не только тех истинных джахмитов в такфире которых категоричное иджма в умме и куфр которых еще страшнее чем куфр христиан и иудеев,как это сами саляфы говорили (да и любому кто знает эту секту это самому известно),сказал имам аль-Бухари:
نَظَرْتُ فِي كَلاَمِ الْيَهُودِ وَالنَّصَارَى وَالْمَجُوسِ فَمَا رَأَيْتُ قَوْمًا أَضَلَّ فِي كُفْرِهِمْ مِنْهُمْ
"Я размышлял над словами иудеев, христиан, и огнепоклонников, и я не увидел никого более заблужденного в своём куфре чем джахмиты!"
[См:"Хальк аф'аль аль ибад"33]
Сказал Ибн Теймия:
وقد كان سلف الأمة وسادات الأئمة يرون كفر الجهمية أعظم من كفر اليهود كما قال عبد الله ابن المبارك والبخاري وغيرهما
"Саляфы Уммы и величайшие имамы считали куфр джахмитов больше куфра иудеев,как сказали об этом имам Абдуллах Ибн аль Мубарак, аль Бухари,и другие"
[См:"Маджмуату расаиль уаль масаиль"1/181]
И только последний джахиль будет утверждать что кто то из имамов таким (крайним джахмитам) не выносил такфир (это равносильно тому что сказать они яхудам и насаро не выносили такфир и даже хуже)ْ
Джахмитами называли и тех кто за ними последовал в каком то из их заблуждений (например в толковании сыфатов), но слова которых не доходили до явного куфра (как мы разъяснили 《
здесь》), КАК СЛОВА ТЕХ ИСТИННЫХ (КРАЙНИХ) ДЖАХМИТОВ! И таким хоть некоторые имамы и выносили такфир (за некоторые их убеждения), но не все!
Также были те кто последовали за джахмитами в слове "коран сотворен",но они имели ввиду не тоже самое что крайние (что является ясным куфром),а говорили всмысле мусхаф сотворен, чернила сотворены и т.д..(т.е исходя из подобных убеждений) их слово хоть и похоже на слово тех (крайних) внешне, но оно несет в себе не куфровской смысл (т.е они не имели ввиду что знание Аллаха сотворено как те крайние, и не понимали какой смысл в эти слова вкладывают те) хоть они и считались так же заблудшими, во первых потому что враждовали с теми кто не говорил так же как они, на этот счет много фатв того же ибн Теймии, и вот некоторые из его слов:
Сказал ибн Таймия разъясняя суть слов крайних джахмитов и тех кого они обманули но которые не понимают подоплёки (истинную суть) их речей:
أن حقيقة قولهم تعطيل الصّانع و إن كان منهم من لا يعلم أنّ قولهم مستلزم تعطيل الصّانع
Истинное содержание их (крайних джахмитов) речей, это отрицание Творца, однако, из них есть такие (умеренные), которые не понимают что из этих слов (Коран сотворен) вытекает отрицание Творца.
[См:Маджмуаль Фатава 3/354]
Также, как джахмиты (крайние) обманывали этих людей и вынуждали говорить это слово (Коран махлюк),приводил и имам Ахмад в своей книге 《
ОПРОВЕРЖЕНИЕ ДЖАХМИТАМ》(37-38 стр)
Эта тема касающаяся различных сект очень большая.. суть в том что они делились между собой на "крайних" и "умеренных",в такфире крайних иджма в умме а в такфире умеренных ихтиляф!
Сказал ибн Каййим после того как перечислил некоторые заблуждения различных групп:
كذلك وهؤلاء كالخوارج المارقة وكثير من الروافض والقدرية والمعتزلة وكثير
من الجهمية الذين ليسوا غلاة في التجهم وأما غالية الجهمية فكغلاة الرافضة ليس للطائفتين في الإسلام نصيب
И это как хариджиты,и многие из рафидитов,кадаритов,и му’тазилитов,и джахмитов, которые не являются крайними в джахмизме.Что же касается крайних джахмитов, также как и крайних рафидитов то у этих двух групп нет в Исламе никакой доли»!
[См:Мадаридж саликин 1/362]