СОВЕРШЕНИЕ НАМАЗА В СВОЕ ВРЕМЯ.
Шейхуль-Ислам ибн Теймийя,да помилует его Аллах,сказал:
«Необходимо совершение намаза в свое время и не дозволено никому откладывать намаз по причине или без причины.Но, однако,читать намаз можно по мере его возможностей,как, например,больной читает намаз, как он может читать.
Как сказал пророк,мир ему и благословение Аллаха,Имрану ибн Хусайну (баяну лиль Имраний 2/107):«Читай намаз стоя,если не можешь,то сидя,если не можешь, то на боку»,и поэтому,читать намаз в свое время лучше сидя, чем читать его стоя,но не в свое время,так же,как и те,у кого утонула лодка и остались они без одежды,то такие читают намаз в таком состояний,не откладывая его,пока не выйдет время,чтобы потом сделать его в одежде,как и тот,кто не может определить нахождение киблы,такой совершает намаз в ту сторону,где он предполагает направление киблы или слепо поверив тому,кто его известит о направлении,не откладывая намаз,пока не выйдет время,чтобы почитать его после выхода времени,если даже с убежденностью,что почитает как полагается,но после времени.
Точно также, на ком были нечистоты на теле,одежде и не в состоянии он очиститься от этого до выхода времени,пусть читает в том состоянии,в котором он находится,в свое время, чем делать потом чистым,но после выхода времени.
Так же, как и тот,кто закрыт в грязном месте или в ванной или других местах, где запрещено [Как на месте захоронения к примеру или где скульпторы картины и т.п.] делать намаз и он не в состоянии выйти из этого места,пока не выйдет время намаза,пусть читает его в свое время и не откладывает,чтобы почитать в другое время.
Намаз в свое время является обязательным,по мере возможностей.
Если даже намаз будет совершённым неполноценно,будь то в страхе от врагов,пусть читает намаз в свое время по мере возможности,не откладывая, пока не выйдет время чтобы почитать, когда будет в безопасности.
Даже тот,кто сражается, читает намаз в свое время и не ждет, чтобы почитать намаз после боя.
Такой намаз,несовершенный, но сделанный в свое время,лучше, чем намаз,прочтенный не в свое время, даже если будет совершенный.Тот,кто умышленно упустил время намаза, не будет принят у него этот намаз не в свое время и не спадет с такого грех умышленного упущения, по единогласному мнению ученых».
(См:📖 Мажму фатава 21/454-456)
Примечание: со слов ибн Теймии не понимается что нельзя объединять намазы при необходимости - зухр с асром и магриб с иша, однако фаджр делаеться в свое время в любом случае, так же зухр и 'аср нельзя затягивать до времени магриба как и иша до фаджра, тоесть речь скорее идет о тех намазах которые нельзя совмещать даже при необходимости.
- Когда говориться намаз совершенный не в свое время, имееться ввиду когда уже полностью миновало время этого намаза.
Сообщается,что ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,совершил полуденную/зухр/ молитву объединив с послеполуденной/аср/,а закатную– с вечерней в то время, когда он не испытывал страха и не будучи в поездке».
Этот хадис передали Малик 1/161, Ахмад 1/283,Муслим 705, Абу Авана 2/353, Абу Дауд 1210, ан-Насаи 1/290, Тахави 1/95, Байхакъи 3/166.
Абу аз-Зубайр сказал:
-Я спросил Са’ида (ибн Джубайра): «А почему он это сделал?» Он ответил:«Я спросил Ибн ‘Аббаса так же,как ты спросил меня, и он сказал:“Он не хотел усложнять (жизнь) никому (из членов) своей уммы”».Этот хадис передал Муслим 705.
________________________
Имам ан-Навави сказал:
«Группа из числа ученых считала дозволенным совмещать две молитвы не в пути при необходимости,если это не носило постоянный характер.Об этом говорили Мухаммад ибн Сирин и Ашхаб из числа сторонников Малика.Также аль-Хаттаби сказал,что это было мнением аль-Къафаля и аш-Шаши из сторонников аш-Шафи’и и Абу Исхакъа аль-Марвази.Также это мнение было группы из числа мухаддисов и его выбрал Ибн аль-Мунзир.И это мнение усиливается смыслом слов Ибн ‘Аббаса:“Он не хотел усложнять (жизнь членам) своей уммы!”И он не связал причину с чем-то конкретным, ни болезнью, ни чем-либо другим».
См:📖 «Шарх Сахих Муслим» 5/219