Если человек попал в куфр,то в шариате к скоторым пришел Мухаммад ﷺ,(незнаю как в ваших религиях),по единогласному мнению (иджма) человек оправдываеться только в 3 случаях,а это:
1) Если он был под ИКРОХОМ (ПРИНУЖДЕНИЕМ).
Доводы на это в Кур'ане и Сунне и это общеизвестно,поэтому не буду затягивать статью приводя тексты.
2) Если он оговорился (сказал что то не контролируя что говорит) или у него какие то другие проблемы с АКЪЛЕМ (РАЗУМОМ).
Доводам из Сунны есть хадис в котором сказано Один раб в пустыне потерял верблюдицу, а на ней были его вода и пища, и он сел, ждет своей смерти.И появляется его верблюдица,он захватил ее и от радости сказал:
— О Аллах,Ты мой раб,а я Твой господин!
Сюда же относится если человек во сне говорит куфр или когда его будят и он находясь в сонном состояние говорит куфр так же сильное опьянение (когда не контролирует что говорит).Все эти пункты сводятся к тому что человек не контролирует что говорит и делает,к примеру человек хотел сказать одно но от заплетания языка вылетело другое от сильной радости и т.д .
3) И БУЛЮГ' (СОВЕРШЕНОЛЕТИЕ),
если он небыл совершенолетним.
Дети мусульман,а также дети живущие в даруль-исламе изначально считаются муслимами. Так как они не достигли зрелости ума,то по мнению некоторых ученых они не отвечают за свои действия (например за деяния куфра) и поэтому по истисхабу продолжают считаться муслимами.Если достигание зрелости они будут продолжать совершать деяния куфра, то единогласно считаются вероотступниками,ибо преграда их такфиру (незрелость) исчезла.
Доводы из Сунны тоже такой же доводы как и во второй преграда так как ребенок не понимает что он делает.
Вот слова масхабов насчет этой преграды:
Некоторые ханафиты (Абу Ханифа, имам Мухаммад),имам Малик и имам Ахмад не берут зрелость за условие вероотступничества. То есть они считают действительным и принятие ислама ребенком и его вероотступничество также как это имеет место для взрослых. ( Смотри:Ибн Абидин,4/257; Аль-Мабсут,10/120-122; Ибн Qудама, аль-Мугъни,4/15; Хашиятуд-Дасуки,4/361; Кашшафуль-Кина,6/168 ).
Но эти ученые хоть и признают ребенка за муртадда, запрещают его убивать пока он не достигнет зрелости. Здесь проявляется различие между тем,чтобы считать человека вероотступником и тем, чтобы убивать, это совершенно разные вещи.(Это также проявляется в разногласиях в вопросе убийства вероотступницы).Также следует заметить то,что эти ученые ислам ребенка принимают за настоящий, не по истисхабу (при этом ребенок должен знать и выполнять все основы религии так же, как и взрослый).Но это конечно для детей, которые уже могут размышлять (дети обладающие частичной зрелостью ума, после определенного возраста).
Дети, которые вообще не имеют какой-либо зрелости ума, считаются муслимами по истисхабу.
Некоторые ханафиты (Абу Юсуф) и некоторые ханбалиты держат средний путь: принятие ребенком ислама считают действительным, но вероотступничество ребенка действительным не считают.
Это так, потому, что пока ребенок не достиг зрелости,он не ответственен за свои деяния.Что касается принятия, то он принимается, ибо эти ученые принимают все то, что на пользу ребенка (например ислам) и не принимают то, что во вред ребенка (например вероотступничество). ( Смотри: Аль-Бахрур-Раик, 5/150; Бадаиус-Санаи,3/134; Аль-Мабсут, 10/122; Ибн Qудама, аль-Мугъни,9/16,8/551)
Шафииты и некоторые ханафиты (имам Зуфар) не принимают ни вероотступничество детей,ни принятие ислама детьми (мусульманство и кафирство детей определяется только по истисхабу)
( Смотри: Хашиятуль-Байджури, 2/264;Ибн Хаджар, аль-Хайсами, 9/93;Асн аль-Маталиб,4/12; Аль-Мабсут,10/120; Фатхуль-Qадир,14/104)
ВОТ И ВСЕ❗❗❗
Во всех других случаях человек не оправдан в куфре по иджма (единогласию) уммы,а у тех кто говорит оправдан НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДОВОДА ПРОТИВ ИДЖМА!!!
Сказал шейх Ибн Хазм о том, кто сказал куфр не принужденно (в то время как он небыл под икрохом) и не в форме передачи:
«..Иджма Уммы, на том, что его хукм—хукм кафира, и это по решению Посланника Аллаха и текстам Корана, о том что тот, кто сказал слова куфра, то воистину, он кафир» см. Фасль, 3-245.