Сказал шейх Абдуль-Латыф ибн Абдур-Рахман:
وينبغي أن يعلم الفرق بين قيام الحجة، وفهم الحجة، فإن من بلغته دعوة الرسل فقد قامت عليه الحجة إذا كان على وجه يمكن معه العلم، ولا يشترط في قيام الحجة أن يفهم عن الله ورسوله ما يفهمه أهل الإيمان والقبول والانقياد لما جاء به الرسول، فافهم هذا يكشف عنك شبهات كثيرة في مسألة1 قيام الحجة، قال الله تعالى: {أَمْ تَحْسَبُ أَنَّ أَكْثَرَهُمْ يَسْمَعُونَ أَوْ يَعْقِلُونَ إِنْ هُمْ إِلَّا كَالْأَنْعَامِ بَلْ هُمْ أَضَلُّ سَبِيلاً} [الفرقان:44] وقال تعالى: {خَتَمَ اللَّهُ عَلَى قُلُوبِهِمْ وَعَلَى سَمْعِهِمْ وَعَلَى أَبْصَارِهِمْ غِشَاوَة} [البقرة: 7].
«Следует знать разницу между установлением довода, и пониманием довода. Ведь истинно, тот до кого дошёл призыв Пророков – установился над ними довод, если это будет таким образом, что возможно при этом знание. И не обусловлено в установлении довода, чтобы он понимал слова Аллаха и Его Посланника также, как их понимают люди Имана, принятия и подчинения тому, с чем пришёл Посланник. Так пойми же это, и развеется у тебя множество шубухатов в вопросе установления довода. Сказал Аллах: «Или ты полагаешь, что большинство их способны слышать или разуметь? Они – всего лишь подобие скотов, но они еще больше сбились пути» (Аль-Фуркан, 44).
И сказал Всевышний: «Аллах запечатал их сердца и слух, а на глазах у них – покрывало. Им уготованы великие мучения» (Аль-Бакара, 7)»
(Источник: «Минхадж ат-та’сис уа ат-такдис фи кашф шубухат Дауд Ибн Джарджис», 1-382)
Сказал шейх Сулейман ибн Сахман, объясняя слова своего шейха, Абдуль-Латыфа ибн Абдур-Рахмана:
قلت: ومعنى قوله رحمه الله: «إذا كان على وجه يمكن معه العلم» فمعناه أن لا يكون عديم العقل والتمييز كالصغير والمجنون، أو يكون ممن لا يفهم الخطاب، ولم يحضر ترجمان يترجم له، ونحو هؤلاء فمن بلغته رسالة محمد صلى الله عليه وسلم، وبلغه القرآن فقد قامت عليه الحجة، قال الله تعالى: {لِأُنْذِرَكُمْ بِهِ وَمَنْ بَلَغَ} [الأنعام: 19] وقال تعالى: {لِئَلَّا يَكُونَ لِلنَّاسِ عَلَى اللَّهِ حُجَّةٌ بَعْدَ الرُّسُلِ ً}
«Скажу: смысл его слов, да смилуется над ним Аллах: «Если это будет таким образом, что возможно при этом знание» – смысл этого: чтобы этот человек не был безумным, или не различающим, как малолетний или сумасшедший, или не был из числа тех, кто не понимает арабские слова, и нет переводчика, кто перевел бы ему, и подобные таким людям. И до кого дошло послание Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и дошёл Коран – то над тем установился довод, (т.е. нет ему оправдание в ахира) сказал Всевышний Аллах: «Чтобы я предостерег посредством него вас и тех, до кого он дойдет» (Аль-Ан’ам 19), И сказал Всевышний: «Чтобы не было у людей перед Аллахом доводов после Посланников»
(Ан-Ниса, 165)»
(Источник: «Кашф аш-шубхатейн», 1-90)