Сказал Абдур-Рахман ибн Хасан али шейх (رحمه الله) относительно слов Аллаhа (ﷻ):
{Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но желают обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Дьявол желает ввести их в глубокое заблуждение}. [4:60].
Аль-Имам ибн Касир (رحمه الله), сказал: «Этот аят порицает тех, кто уклонился от Книги Аллаhа и Сунны и обратился за судом к источнику, который является ложным (так как противоречит шариату Аллаhа). Под тагутом (ложным объектом поклонения) здесь подразумевается именно такой источник». И любой, кто направил поклонение чему-либо, помимо Аллаhа, не имеет значения какое это поклонение, испрашивание помощи (истиг'аса) или вознесение мольб (дуа), тот становится поклонившимся тагуту (многобожником). Если же тот, кому он поклонился, праведный человек, то (хоть праведник не тагут) он все равно считается поклонившимся тагуту, но в лице шайтана, который побудил его поклонится праведнику и приукрасил ему это поклонение (а он подчинился ему в этом).
Как и сказал Всевышний:
{В тот день Он соберет их всех, а затем скажет ангелам: «Это они поклонялись вам? Они скажут: «Пречист Ты! Ты - наш Покровитель, а не они. Они поклонялись джиннам, (а не нам) и большинство их веровали именно в них}. [34/40-41].
Также сказал Всевышний:
{В тот день Мы соберем их вместе, а потом скажем тем, которые измыслили сотоварищей: «Стойте на своих местах вы и ваши сотоварищи». Потом Мы разделим их, и сотоварищи скажут им: «Не нам вы поклонялись. Достаточно Аллаhа свидетелем между нами и вами; мы о вашем поклонении и не ведали}. [10/28-29].
Поэтому все объекты их поклонения являются тагутами. Хоть это активные тагуты, которые призывают людей поклонятся им самим, хоть это камень, могила, или любые идолы, которые олицетворяют в представлении мушриков собой праведников, вроде Лята и Уззы, Маната, или ангелов. Все эти объекты являются тагутами, в отношении которых Аллаh приказал своим рабам отвергнуть поклонение им и быть непричастными к этому и к поклонению любому объекту поклонения, какого вида бы он не был. Ведь таухид это ничто иное, как отвергание всего, чему поклоняются помимо Аллаhа. Как и сказал Всевышний: {Вот Ибрахим сказал своему отцу и народу: «Поистине, я непричастен к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, кто сотворил меня}. [43/26-7].
То есть он исключил все объекты поклонения, кроме Аллаhа, Пречист Он и Велик, который его сотворил.
В этом и заключается суть свидетельства «Нет божества (достойного поклонения), кроме Аллаhа», как это изложено в аятах: {Для вас есть прекрасный пример в Ибрахиме и тех, кто был с ним, когда они сказали своему народу: «Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаhа. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в одного Аллаhа}. [60/4].
Точно так же (является тагутом) всякий, кто противоречит хукму Аллаhа и Его посланника в том плане, что судит между людьми иным законом, помимо того что низвел Аллаh; или взялся судить не зная (хукма шариата); или требует, чтобы ему следовали или подчинялись в деле, о котором он не уверен, что это истина, когда повинующемуся все равно истину он приказывает или нет.
Все поступающие так, есть тагуты.
Как и сказал Всевышний:
{Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но желают обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Дьявол желает ввести их в глубокое заблуждение}. [4:60].
Это так потому, что неверие в тагута является условием действительности таухида, как это следует из аята в суре Бакъара [2/256]. И тот, кто не осуществил это условие, тот не отверг то, что отвергает свидетельство «Ля иляhа илля-Ллаh».
(См:📖 Куррату ‘Уйун аль-муваххидин 193).