Дозволен ли табаррук (поиск благодати) от сподвижников?
Сказал алляма аш-Шатыби аль-Малики رحمه الله (ум. 790 г.х):
أَنَّ الصَّحَابَةَ رَضِيَ الله عَنْهُمْ ـ بَعْدَ مَوْتِهِ عَلَيْهِ السَّلَامُ ـ لَمْ يَقَعْ مِنْ أَحَدٍ مِنْهُمْ شَيْءٌ مِنْ ذَلِكَ بِالنِّسْبَةِ إِلَى مَنْ خَلَّفَهُ ، إِذْ لَمْ يَتْرُكِ النَّبِيُّ صَلَّى الله عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بَعْدَهُ فِي الْأُمَّةِ أَفْضَلَ مِنْ أَبِي بَكْرٍ الصِّدِّيقِ ( رَضِيَ الله عَنْهُ ) ، فَهُوَ كَانَ خَلِيفَتَهُ ، وَلَمْ يُفْعَلْ بِهِ شَيْءٌ مِنْ ذَلِكَ ، وَلَا عُمَرَ ( رَضِيَ الله عَنْهُمَا ) ، وَهُوَ كَانَ فِي الْأُمَّةِ بَعْدَهُ ، ثُمَّ كَذَلِكَ عُثْمَانُ ، ثُمَّ عَلِيٌّ ، ثُمَّ سَائِرُ الصَّحَابَةِ الَّذِينَ لَا أَحَدَ أَفْضَلَ مِنْهُمْ فِي الْأُمَّةِ ، ثُمَّ لَمْ يَثْبُتْ لِوَاحِدٍ مِنْهُمْ مَنْ طَرِيقٍ صَحِيحٍ مَعْرُوفٍ أَنَّ مُتَبَرِّكًا تَبَرَّكَ بِهِ عَلَى أَحَدٍ تِلْكَ الْوُجُوهِ أَوْ نَحْوِهَا ، بَلِ اقْتَصَرُوا فِيهِمْ عَلَى الِاقْتِدَاءِ بِالْأَفْعَالِ وَالْأَقْوَالِ وَالسِّيَرِ الَّتِي اتَّبَعُوا فِيهَا النَّبِيَّ صَلَّى الله عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، فَهُوَ إِذًا إِجْمَاعٌ مِنْهُمْ عَلَى تَرْكِ تِلْكَ الْأَشْيَاءِ كُلِّهَا
«Сподвижники, да будет доволен ими Аллаh, после смерти Пророка ﷺ, не совершали подобного ни с кем после него. Хотя пророк ﷺ, не оставил после себя никого лучше Абу Бакра ас-Сидикъа (رَضِيَ الله عَنْهُ ). Он был его наместником, но, при этом, никто не совершал в отношении него что-либо подобного. То же самое касается и Умара (رَضِيَ الله عَنْهُ ), который был, после Абу Бакра, лучшим (представителем) уммы. То же самое можно сказать и по поводу Усмана с Али (رَضِيَ الله عَنْهُمَا ), которые были самыми наилучшими после них. Ничего не известно из достоверно переданного, чтоб кто-то совершал “табаррук” от них в какой-либо форме из ранее перечисленных - от волос, одежды и остатков воды после омовения. Напротив, они ограничились тем, что следовали за ними в их делах, словах и пути, который проложил для них Пророк ﷺ. Таким образом, это указывает на их единогласие (иджма) в оставлении подобных вещей».
[См.📓 “аль-Иътисам” 2\8-9].