Сказал ибн Каййим (رحمه الله):
قال تعالى: { أم اتخذوا من دون الله شفعاء قل أولو كانوا لا يملكون شيئا ولا يعقلون * قل لله الشفاعة جميعا له ملك السماوات والأرض} [الزمر: 43-44].فأخبر أن الشفاعة لمن له ملك السماوات والأرض، وهو الله وحده. فهو الذي يشفع بنفسه إلى نفسه ليرحم عبده. فيأذن هم لمن يشاء أن يشفع فيه. فصارت الشفاعة في الحقيقة إنما هي له، والذي يشفع عنده إنما يشفع بإذنه له وامره بعد شفاعته سبحانه إلي يرحم عبده. وهذا ضد الشفاعة الشركية التي أثبتها هؤلاء المشركون ومن وافقهم، وهي التي أبطلها الله سبحانه في كتابه، بقوله تعالى:{واتقوا يوما لا تجزي نفس عن نفس شيئا ولا يقبل منها عدل ولا تنفعها شفاعة } [ البقرة:123] وقوله {يا أيها الذين آمنوا أنفقوا مما رزقناكم من قبل أن يأتي يوم لا بيع فيه ولا خلة ولا شفاعة} [ البقرة:254] وقال تعالى: {وأنذر به الذين يخافون أن يحشروا إلى ربهم ليس لهم من دونه ولی ولا شفيع لعلهم يتقون} [الأنعام:51] وقال: { الله الذي خلق السموات والأرض بينهما في ستة أيام ثم استوى على العرش مالکم من دونه من ولي ولا شفيع } [ السجدة:4].فأخبر سبحانه أنه ليس للعباد شفيع من دونه، إذا أراد الله سبحانه رحمة عبده أذن هو لمن يشفع فيه
Сказал Всевышний Аллах: Или они взяли себе ходатаев помимо Аллаха? Скажи:«Даже если они ничем не владеют и не разумеют?». Скажи: «Все ходатайство полностью принадлежит Аллаху. Ему принадлежит правление небес и земли» (39/43-44)
Таким образом Он сообщил, что ходатайство принадлежит только Тому, в чих руках управление небес и земли, а это только Единый Аллах. (Поскольку ходатайство принадлежит ему, получается, что) на самом деле Он ходатайствует сам перед собой в том, чтобы сжалиться над рабом, а затем (сжалившись над ним) позволяет тем из рабов, кем доволен, ходатайствовать за того (над кем сжалился).Ходатаи, ходатайствующие пред Ним, действуют (не самостоятельно,а) в рамках Его разрешения и приказа, и после ходатайства самого Аллаха перед самим Собой, а ходатайство Аллаха перед самим собой заключается в том, что Он сам желает омилостивить раба (а не в том что есть еще кто то, кто выше чем Он перед кем бы Он заступался). При таком раскладе ходатайство в действительности получается принадлежащим только Аллаху (а не ходатаям помимо Него). Такое ходатайство в корне отличается от ширковского ходатайства, которое утвердили эти многобожники и те, кто за ними последовал. Именно такого рода ходатайство и опроверг Аллах, Пречист Он в Своем Писании, сказав: И берегитесь дня, когда никакая душа не сможет ничего возместить за другую, и не будет принято от нее ходатайства (за другую), и не будет принято от нее откупа.(2/123) Также слова Всевышнего:«О вы, которые уверовали! Расходуйте из того, чем мы вас наделили прежде чем настанет день, когда не будет ни торговли, ни дружбы, ни ходатайства» (2/254) Также сказал Всевышний: «Предостерегай им тех, которые страшатся того, что они будут собраны перед своим Господом тогда, когда не будет у них, помимо Него, ни покровителя, ни ходатая. Быть может, они поберегутся!»(6/51) Также Аллах сказал: «Аллах - тот, который сотворил небеса и землю и то, что между ними, в шесть дней, затем вознёсся на Трон. Нет у вас, кроме Него ни покровителя, ни ходатая».(32/04)
Таким образом Аллах, Пречист Он, сообщил, что у рабов нет «ходатая помимо Него», но когда Аллах, Пречист Он, желает оказать милость своему рабу (т.е ходатайствуя Сам перед Собой), то Он разрешает другому (кому пожелает оказать почет из своих рабов) ходатайствовать (сделать дуа) за него.
(См:📖 Иг'асатул-ляхфан 1 том)
Ходатайство Аллаха перед Самим Собой означает желание оказать рабу милость, как и сказано в аяте:
«Скажи: «Кому принадлежит все, что на небесах и земле?». Скажи: «Аллаху!». Он предписал Самому Себе милость». (6/12)
_________И это опять таки в противовес того, что мушрики считали (и считают) если их идолы будут ими довольны и решат смилостивиться над ними, то они уговорят (или как то вынудят) и Аллаха тоже смилостивиться над ними (хоть изначально Он и не имел такого желания), поэтому они и стремились к их довольству (и уповали на них), это и было их утверждением ходатаев помимо Аллаха (и уподоблением Его творениям)!!!
Как это прекрасно разъяснил ибн Каййим 《
здесь》и ибн Таймия 《
здесь》.
Далее ⤵️