بسم الله الرحمن الرحيم
Все эти сердечные виды поклонения (страх, любовь, надежда, трепет, упование и т.д), по сути сводятся к одному неизменному фактору поклонения, а это как подробно разъяснено 《
здесь》 таз'аллюль (крайняя степень униженности, покорности, раболепство), это основа поклонения (так как нет такого любящего, или уповающего, или страшащегося и т.д. что бы он тем самым небыл унижающимся и покоряющимся), поэтому, что бы не удлинять статью на каждый вид из видов поклонения поотдельности, мы ин ша Аллах разберем саму основу.
Означает ли это что любая униженность и покорность перед кем то является поклонением? Например у человека есть раб, по сути этот раб находится в унижении и в покорности перед своим хозяином, но когда можно будет сказать что он является поклоняющимся своему хозяину?
Именно тогда, когда он в чем то уравняет его с Творцом!
Например возьмем слух, его хозяин (творение) имеет слух,но его слух ограничен,и этот раб осознавая это (его ограниченность как творения), хоть и будет лстить ему перед ним (там где он его может слышать),но так же будет и плохо отзываться о нем там где он его не слышит, и что мы из этого понимаем? Мы понимаем что он не есть в полной мере унижающийся и покоряющийся (сердцем) своему хозяину в этом атрибуте, он унижается перед ним и покоряется ему лишь в том, что подобает творению (в рамках ограниченности всех творений), и это не будет являтся поклонением.
[Заметь мы говорим всего лишь об одном отдельно взятом атрибуте]
Если же этот раб, считает что его хозяин всеслышащий, значит в этом случае он уже будет не только перед ним с трепетом произносить каждое слово, но и в его отсутствие тоже, это и есть наивысшая степень смирения и униженность перед ним, неподобающая одному творению перед другим (т.е как перед Аллахом в этом аспекте), что и является поклонением (и уравниванием между Творцом и творением).
________________Точно так же зов и просьба, ни каждый зов и просьба являются поклонением (будь это живому или мертвому), как это разъяснено 《
здесь》, они будут поклонением именно тогда, когда просишь у творения то, на что оно принципиально не способно (когда уровняют творение с Творцом в чем то).
Например тот же раб, допустим он не приписывает своему хозяину качество всеслышания (не уравнивает его с Творцом в этом качестве), но считает что он может наделять творения пропитанием¹, и просит одарить его им²:
В первом случае (когда он посчитал что он в состоянии наделять пропитанием) он уже поклонился ему (унизился перед ним как подобает унижатся перед Творцом [уровняв его с Аллахом в этом], и покорился обсолютной покорностью в этом атрибуте, как должно перед Аллахом [ведь это атрибут Аллаха]).
Во втором случае (в случае зова и просьбы о наделении пропитанием), он посвятил ему дополнительное поклонение в виде зова и просьбы (с униженностью и покорностью как перед Творцом) в том на что способен только Аллах.
Сказал ибн Таймия رحمه الله:
فإذا دعاه كما يدعو الخالق سبحانه إما دعاء عبادة و إما دعاء مسألة صار مشركا
И если воззовет он (дуа) к творению как должно взывать к Творцу пречист Он, хоть дуа поклонения ('ибада), хоть дуа просьбы (мас'аля), он становится мушриком!
[См:📖 Маджмуаль фатава 10/416]
Если же он просто воззовет и попросит у своего хозяина еды (по возможности), обратившись к нему так, как творению подобает обращаться к творению (не ровняя его с Творцом ни в чем), это не будет поклонением, хоть этот раб по сути и является взывающим и так же униженным и покорным перед свои хозяином, но опять таки в этом случае эта униженность и покорность, не доходят до поклонения (так как он ни в чем не уровнял его с Творцом),значит и зов его является таким, каким должен быть среди творений (не несет в себе поклонение и уравнивание в чем то между Творцом и творением).
_________В общем возьми любой из видов поклонения, оно сводится к тому о чем говорят все эти имамы который мы привели выше (к крайней степени униженности и покорности в уравнивании между Творцом и творением).