Size: a a a

2021 January 06
PhilosophyToday
РОЖДЕСТВО

Рождество отметим так:
Агамбен, портвейн, макдак!
источник
PhilosophyToday
Спокойной ночи
источник
2021 January 07
PhilosophyToday
РОЖДЕСТВУ

Завершаем крисмас так:
Капитолий, Трамп, NASDAQ!
источник
2021 January 09
PhilosophyToday
Программа чего попало на 9 января, субботу:

Часть I. Телепередачи

17:00 Сергей Сенин «История Клеркенвелла».

19:00 Константин Гацунаев «Французская Москва».

20:00 Константин Бандуровский «Жизнь Альберта Великого. Часть 5»

Часть II. Мероприятия

18:00 Петербург: Артем Пигарев, Семен Попов «Чад кутежа: по следам хмельных приключений богемы Серебряного века» (Листва).

18:00 Москва: Дмитрий Поздняков «Искусство и безумие. Абсурд, страсть и грёза Дэвида Линча» (Пунктум).

Часть III. Дни рождения

Роберт Патнем (80 лет).
Сергей Ушакин (55 лет).
источник
PhilosophyToday
Дискуссия, то есть срачъ дня: философ из ВШЭ Алексей Глухов спросил: «Зная о доминировании континентальной мысли в наших широтах, провинциальное восхищение ковид-диссидентами, фальшивое заискивание перед трампистской сектой и, наконец, оправдание штурма капитолия, были заранее предсказуемы. И все-таки, когда это в итоге случается, трудно избавиться от древнерусской тоски и отвращения. Что делать думающим людям, желающим самостоятельно ориентироваться в реальности, а не оставаться в зависимости от господствующего нарратива?»

Как что? Смотреть CNN, читать NYT, что же еще? Ответ очевиден.

Но нашелся один русский ученый эмигрант, которому так не показалось. После этого публика узнала, что оный ученый эмигрант в почтенном своем возрасте «не грамотен в политической философии».

Впрочем, лучше о программе телепередач и публичных событий на воскресенье, 10 января.

Часть I. Телепередачи

13:00 Катерина Колозова «Non-philosophical Reading of Value in Marx as a Question of Language: Karatani via Laruelle».

15:30 Круглый стол «Laruelle and World Philosophies: The Problem of Cross-cultural Philosophy».

19:00 Виктор Ерофеев «Колобок».

Часть II. Мероприятия

16:00 Москва: Борис Барабанов «Дэвид Боуи. Человек со звезды» (Иллюзион).

17:00 Москва: Елизавета Коновалова. Экскурсия по проекту «Свобода. 1919. 2020» (Фабрика).
источник
PhilosophyToday
Джорджо Агамбен

Философия касания

Два тела соприкасаются друг с другом. Но что значит прикоснуться? Что такое контакт? Джорджио Колли дал точное определение этому, указав, что две точки находятся в контакте, когда они разделены только пустотой представления. Контакт — это не точка контакта, которая сама по себе не может существовать, потому что любое непрерывное количество можно разделить. Считается, что две сущности находятся в контакте, когда между ними нельзя вставить посредника, когда их отношения непосредственны. Если между двумя сущностями существуют определенные отношения взаимного представления (например: субъект-объект; муж-жена; хозяин-слуга; расстояние-близость), то нельзя сказать, что они находятся в контакте; но если всякая репрезентация проваливается, если между ними нет связи, нет ничего, тогда и только тогда можно сказать, что они находятся в контакте. Это также можно выразить иначе, сказав, что контакт иррепрезентативен, что невозможно представить здесь рассматриваемые отношения — или, как пишет Колли, «контакт, следовательно, является указанием репрезентативного ничто, метафизического промежутка».

Недостатком этого определения является то, что, поскольку оно прибегает к чисто негативным выражениям, таким как «ничто» и «иррепрезентабельное», оно рискует раствориться в мистицизме. Сам Колли уточняет, что контакт можно назвать непосредственным лишь приблизительно, что репрезентация никогда не может быть полностью исключена. Чтобы избежать какого бы то ни было риска абстрактности, будет полезно вернуться к исходной точке и снова спросить, что значит «прикоснуться», то есть поставить под вопрос самое простое и непосредственное из чувств, которым является осязание.

Аристотель размышлял об особой природе осязания, которая отличает его от других чувств. Для каждого чувства существует среда (metaxy), которая выполняет определяющую функцию: для зрения среда — это прозрачное (diaphane), которое, будучи окрашено определенным цветом, действует на глаз; для слуха это воздух, который, двигаясь телом звука, ударяет в ухо. Что отличает осязание от других чувств, так это то, что мы воспринимаем осязаемое не «потому что среда оказывает на нас действие, но вместе (ama) со средой». Эта среда, которая не является внешней по отношению к нам, но находится внутри нас, является плотью (sarx). Это означает, что прикасаются не только к внешнему объекту, но и к движущейся или перемещаемой им плоти — другими словами, при контакте мы касаемся нашей собственной чувствительности, на нас влияет наша собственная способность воспринимать. В то время как в поле зрения мы не можем видеть наши глаза, а на слух мы не можем воспринимать нашу способность слышать, при прикосновении мы касаемся нашей собственной способности касаться и быть затронутым. Контакт с другим телом — это вместе с тем и прежде всего контакт с самими собой. Осязание, которое кажется подчиненным другим чувствам, теперь в некотором роде является первым, потому что именно в нем порождается нечто подобное субъекту, который в поле зрения и другими чувствами каким-то образом абстрактно предполагается. Мы впервые переживаем самих себя, когда, касаясь другого тела, мы соприкасаемся вместе нашей плотью.

Если, как мы извращенно пытаемся сделать сегодня, мы отменим все контакты, если все и вся будет держаться на расстоянии, тогда мы утратим не только опыт других тел, но, прежде всего, весь непосредственный опыт самих себя, то есть мы попросту утратим вчистую нашу плоть.

Quodlibet, 5 января 2021 г.
источник
2021 January 10
PhilosophyToday
Русский космизм
источник
PhilosophyToday
Путинских зимних каникул последнего дня чтение:

Шикарная история из США, где, по требованию уволенной из ВШЭ философки Татьяны Левиной, в университете реализовалась программа борьбы с харасментом. Женатая пара небинарных цисгендерных профессорок хотела переехать с детьми в приличный университет, но натолкнулась на амбиции «депрессивного гея, пытающегося любой ценой сбежать из ненавистного ему городка». Оригинал статьи в NYM, пересказ на русском в данном канале.

* * *

Лаврентий раскрывает глаза на новые молодежные тренды: все, ребятки, никаких радфем, никаких ЛГБТ+, никакого фем-письма. Теперь только МЛ (марксизм-ленинизм), youtube-кружки, AOC, демократический социализм и все такое. "Я являюсь социал-демократическим рабочим ламберсексуалом, и я всегда говорил и буду повторять, что Саша Барон Коэн является сильнейшим инвестигационным журналистом".

* * *

Вообще, мир полон сюрпризов. У нас был старый американский друг-философ, любил Достоевского и даже работал в России, но голосовал за демократов. Хотя семья его консервативная, отец — протестантский пастор, мы с ним тоже были знакомы. После того самого 2014 года покинул РФ, счастливо нашел работу в хорошем университете из теплого штата и… поменял пол.

И правильно сделала. Теперь же все ведущие мировые философы — трансгендеры. FM-профессор Поль Б. Пресьядо, MF-доцент Андреа Л. Чу — нынче если хочешь заниматься философией, то быть цисгендером, пусть даже лесби, как Дж. Батлер, уже недостаточно. Друзья, меняйте пол, пока не поздно!
источник
PhilosophyToday
Новости телевизора. Автор журнала «Логос» Джованни Савино посмотрел гениальную педарачу «Чао 2020» и нихрена не понял. Ощущение, что эти итальянцы в России в поисках удивительных приключений живут как фрязи при Иване III. Ничем не интересуются, кроме как новостями с родины, как там «Ювентус» и что готовят на ужин в «Остерия франческана», русского не знают и знать не хотят. Это какой-то позор. Считаем, что нужно срочно провести деколонизацию РАНХиГС, РГГУ, ВШЭ и прочих заведений.
источник
PhilosophyToday
Старбакс-эдьюкейшн?
источник
PhilosophyToday
Газета «Стахановец» — печатный орган парткома, завкома и дирекции коломенского завода тяжёлого станкостроения от 5 декабря 1949 года.
источник
2021 January 11
PhilosophyToday
В эфире педарача «Загадка дыры». Сообщаем, что опубликован сборник тезисов VIII национального философского конгресса. Сборник состоит из 4 томов, каждый объемом от 500 страниц. Мейясу упоминается пять раз, Дугин — чуть больше, но лучше и веселее. В этом неисчерпаемом источнике народной мудрости можно обнаружить подлинные «жемчужины смыслов» (тм): «Цели, озвученные Сурковым, Дугиным, Чубайсом — это ментальный выброс „зараженного духа“, закрывающий горизонты будущего. Подобные идеи ведут к редукции сложных форм жизни. Они подпитывают иррациональные эмоции стадных инстинктов. Слепящий свет фантомных идей может уничтожить этнос».

Впрочем, лучше о программе телепередач и публичных событий на понедельник, 11 декабря.

Часть I. Телепередачи

19:00 Сергей Сурин «Пушкин и лицеисты: Царскосельский лицей как главный образовательный эксперимент в истории России».

20:00 Дискуссия «The New Intolerance: Critical Race Theory and Its Grip on America». Mike Gonzalez, Christopher Rufo, Jonathan Butcher, Lindsey M. Burke, Angela Sailor.

20:00 Станислав Дробышевский «Итоги антропологии 2020».

Часть II. Мероприятия

19:00 Екатеринбург: Анна Литовских. Ридинг по Розалинде Краусс «Подлинность авангарда и другие модернистские мифы» (Ельцин-центр).
источник
PhilosophyToday
Артемий Магун анонсировал проведение в ЕУ конференции про «Дяу». Тут же набежали штатные троцкисты, подпевалы американского империализма, которые без отмашки из какого-нибудь горкома не знают, что думать © с рекомендацией ознакомиться с авторитетным мнением зарубежного исследователя Софии Пинкам из NLR — статьей, над которой так же можно потешаться, как над мнением итальянских русистов о «Чао2020». Кроме того рекомендуют читать про «Дяу» материал социал-демократического ламберсексуала Федорченко, который с «Дяу» «подробно разобрался». И только г-н Юрчак известный популярной книгой о том, что ленинградский рок-клуб разрушил СССР, поиронизировал, что Пинкам «как всегда на высоте», но иронию явно не считали.

Мы «Дяу» не смотрели, но он нам нравится. Проект вообще был очень полезен для общества, да хотя бы тем, что великий русский математик Дмитрий Каледин нашел там себе жену — бывшую акулу секс-индустрии Ольгу «Фунтик» Шкабарню.

А между тем сам «Дяу» пошел на очередной виток медиараскрутки. Заносят теперь и в академию. Скоро выйдет номер одного научного киноведческого журнала про «Дяу», так может быть и до «Логоса» докатится.

Это был четвертый выпуск понедельничного киножурнала «Ничего не хочу знать» на канале PhilosophyToday.
источник
PhilosophyToday
Дяу-2

Люди, не знающие, как правильно пишется фамилия Хржановский, подготовили и разослали некое письмо от лица слушателей Европейского университета о недопустимости обсуждения оного «Дяу» или, по меньшей мере, недопуске на такое обсуждение самого режиссера.

Цитата из письма (не имеется в редакции канала): «Недопустимой является символическая поддержка позиции насилия и эксплуатации, которую университет оказывает, приглашая Хржановского в качестве спикера на академическом мероприятии. Участие Хржановского в дискуссии превращает его деятельность в легитимную „позицию“ или „мнение“. Таким образом ЕУ отправит как в публичное поле, так и собственным студентам и сотрудникам месседж „сотрудничество с неонацистами, насилие и публичное унижение жертв насильственных действий не является для нас проблемой“. Предоставление этому человеку площадки для высказывания и приглашение его в наше пространство, физическое или виртуальное, создаёт атмосферу опасности для студентов и сотрудников университета».

Из дискуссии:
Марина Симакова, «Стасис»: Хржижановский — функционер-нарцисс, который мыслит искусство как плантатор.
Артемий Магун, «Стасис»: Марина, а вы фильм смотрели?

Да зачем смотреть, если у Софии Пинкам все популярно рассказано, как сожгли хату, зарезали сирот и изнасиловали свинью, а демократический ламберсексуал со всем уже «подробно разобрался».
источник
PhilosophyToday
Тем, кому в текущем году исполняется 45
источник
PhilosophyToday
Добрый вечер
источник
PhilosophyToday
Джорджо Агамбен

Гея и Хтония. II

Хтоническая культура как таковая - это культура этрусская. Всякий, на кого произвело впечатление зрелище некрополей, рассеянных по долинам Тосканы, сразу же понимает, что этруски жили в Хтонии, а не в Гее. И не только потому, что то, что от них осталось, по сути, связано с мертвыми, но и прежде всего потому, что места, которые они выбирали для своего обитания - называть их городами, возможно, неправильно - пусть они, видимо, и находятся на поверхности Геи, на самом деле являются epichthonioi, они находят себе жилище в вертикальных глубинах chthon. Отсюда любовь этрусков к вырезанным в скалах пещерам и углублениям, отсюда и их предпочтение к глубоким оврагам и ущельям, крутым стенам из пеперина, которые спускаются вниз к рекам и ручьям. Если вы вдруг окажетесь в Кава-Буя возле Блеры или на улицах, вырезанных в скале у Сан-Джулиано, то поймете, что вы уже не на поверхности Геи, а, конечно же, ad portam inferi, в одном из проходов, которые ведут вниз в Хтонию.

Этот явно подземный характер этрусских территорий, по сравнению с другими частями Италии, можно также выразить, сказав, что то, что мы в данном случае имеем перед взором, на самом деле не является пейзажем. Приветливый, обычный пейзаж, безмятежно обнимаемый взглядом и простирающийся вплоть до горизонта, принадлежит Гее: в хтонической вертикали всякий пейзаж размывается, всякий горизонт исчезает и оставляет свое место жестокому и невидимому лицу природы. И здесь, в мятежных канавах и ущельях, мы бы не знали, что делать с пейзажем, эта страна более сурова и неумолима - у врат Дита бог стал настолько близок и мрачен, что не требует больше религии.

Именно ради этого непоколебимого хтонического посвящения этруски строили дома для своих умерших и охраняли их с таким усердием, а не, наоборот, как можно было бы подумать. Они не любили смерть больше, чем жизнь, но жизнь была для них неотделима из глубин Хтонии, они могли населять долины Геи и возделывать поля, только если они никогда не забывали своей истинной, уходящей вниз обители. По этой причине в гробницах, высеченных в скале, или в курганах нам не только приходится иметь дело с мертвыми, мы не только представляем тела, лежащие в пустых саркофагах, но мы вместе воспринимаем движения, жесты и желания живых людей, которые их построили. Что жизнь тем милее, чем нежнее она хранит в себе память о Хтонии, что можно построить цивилизацию, никогда не исключая мир мертвых, что между настоящим и прошлым, между живыми и мертвыми существует сильнейшее напряжение, общность и непрерывность - таково наследие, которое этот народ передал человечеству.

Quodlibet, 28.12.2020
источник
PhilosophyToday
Молодую студентку философского факультета Кэтлин Конклин кусает вампир, заражая собственным проклятьем. Это даёт ей возможность по-новому смотреть на мир и на зло в этом мире. Она испытывает зависимость от крови, но это позволяет ей замечать то, что раньше ускользало от неё, например зависимость людей от насилия. «Мы не грешники, потому что грешим, но мы грешим, потому что мы грешники». Так Википедия описывает сюжет художественного фильма Абеля Феррары «Зависимость» (Addiction, 1995).

Мы бы не вспомнили об этом факте, если бы один из продюсеров ленты, Энтони Блинкен (1962), не ожидал назначения на пост госсекретаря США в кабинете Джо Байдена.

Впрочем, Феррара куда интереснее какого-то там Блинкена. В фильме Феррары «Пазолини» (2014) великий итальянский режиссер говорит:

«Я знаю, что даже от удара гвоздя может рухнуть весь дом. Те, кто творили историю, не были куртизанками или помощниками кардиналов, это были те, кто мог сказать „нет“. Отказ всегда был важнейшим жестом, и поэтому, чтобы он работал, необходимо быть великим, непреклонным и абсурдным. Здравый смысл никогда не остановит „ситуацию“. На данный момент у нас три вопроса: что такое „ситуация“, почему мы должны остановить ее, или даже разрушить, и как.

Трагедия в том, что человека больше нет. Есть только странные машины, которые сталкиваются друг с другом. Все хотят одно и то же, ведут себя совершенно одинаково. Так что, если в моих руках находятся административные ресурсы и финансовые возможности, я их использую. Или же прибегаю к лому. Почему я хочу этого? Потому что они сказали мне, что хотеть этого — правильно.

Скажу вам честно: я спускаюсь в ад, и я знаю, что есть куча вещей, который сейчас даже не побеспокоят ваш сон. Но будьте осторожны. Ад придет и за вами. Это правда, он носит много вещей и надевает кучу МАСОК.

Все мы жертвы и все мы виновны. Но не надо делать из себя дураков. Возможно, виноват только я, но я все равно буду говорить вам, что вы все в опасности».

Это был шестой выпуск киножурнала «Ничего не хочу знать» на канале PhilosophyToday. Киножурнал выходит по понедельникам с 14 декабря 2020 года.
источник
2021 January 12
PhilosophyToday
Программа телепередач и публичных событий на вторник, 12 января.

Часть I. Телепередачи

18:00 Михаил Немцев «Ещё раз о мысленном эксперименте, или как возникает этика».

18:00 Екатерина Ченчиковская «Герцен и Огарев. История одной дружбы».

18:30 Жизнь и творчество С. Л. Франка в новых публикациях. Презентация книг с. Терезы Оболевич.

19:00 Дискуссия «Бегу за город, чтобы быть настоящим?…" Екатерина Михайлова, Лола Кретова.

19:00 Сергей Шокарев «Старинные московские кладбища».

19:00 Дискуссия «Россия и Украина: проблемные нарративы». Андреас фон Вестфаллен, Станислав Дмитриевский, Василий Жарков, Ирина Старовойт, Сергей Уткин, Константин «фон» Эггерт, Борис Грозовский, Ольга Сидорович.

20:00 Лариса Великанова «Бытие и событие во временных актах психоанализа».

Часть II. Мероприятия

18:30 Москва: Дмитрий Виленский «Шнобелевские чтения» (Красный Октябрь).
источник
PhilosophyToday
Добрый день.
источник