Джорджо Агамбен
Философия касания
Два тела соприкасаются друг с другом. Но что значит прикоснуться? Что такое контакт? Джорджио Колли дал точное определение этому, указав, что две точки находятся в контакте, когда они разделены только пустотой представления. Контакт — это не точка контакта, которая сама по себе не может существовать, потому что любое непрерывное количество можно разделить. Считается, что две сущности находятся в контакте, когда между ними нельзя вставить посредника, когда их отношения непосредственны. Если между двумя сущностями существуют определенные отношения взаимного представления (например: субъект-объект; муж-жена; хозяин-слуга; расстояние-близость), то нельзя сказать, что они находятся в контакте; но если всякая репрезентация проваливается, если между ними нет связи, нет ничего, тогда и только тогда можно сказать, что они находятся в контакте. Это также можно выразить иначе, сказав, что контакт иррепрезентативен, что невозможно представить здесь рассматриваемые отношения — или, как пишет Колли, «контакт, следовательно, является указанием репрезентативного ничто, метафизического промежутка».
Недостатком этого определения является то, что, поскольку оно прибегает к чисто негативным выражениям, таким как «ничто» и «иррепрезентабельное», оно рискует раствориться в мистицизме. Сам Колли уточняет, что контакт можно назвать непосредственным лишь приблизительно, что репрезентация никогда не может быть полностью исключена. Чтобы избежать какого бы то ни было риска абстрактности, будет полезно вернуться к исходной точке и снова спросить, что значит «прикоснуться», то есть поставить под вопрос самое простое и непосредственное из чувств, которым является осязание.
Аристотель размышлял об особой природе осязания, которая отличает его от других чувств. Для каждого чувства существует среда (
metaxy), которая выполняет определяющую функцию: для зрения среда — это прозрачное (
diaphane), которое, будучи окрашено определенным цветом, действует на глаз; для слуха это воздух, который, двигаясь телом звука, ударяет в ухо. Что отличает осязание от других чувств, так это то, что мы воспринимаем осязаемое не «потому что среда оказывает на нас действие, но вместе (
ama) со средой». Эта среда, которая не является внешней по отношению к нам, но находится внутри нас, является плотью (
sarx). Это означает, что прикасаются не только к внешнему объекту, но и к движущейся или перемещаемой им плоти — другими словами, при контакте мы касаемся нашей собственной чувствительности, на нас влияет наша собственная способность воспринимать. В то время как в поле зрения мы не можем видеть наши глаза, а на слух мы не можем воспринимать нашу способность слышать, при прикосновении мы касаемся нашей собственной способности касаться и быть затронутым. Контакт с другим телом — это вместе с тем и прежде всего контакт с самими собой. Осязание, которое кажется подчиненным другим чувствам, теперь в некотором роде является первым, потому что именно в нем порождается нечто подобное субъекту, который в поле зрения и другими чувствами каким-то образом абстрактно предполагается. Мы впервые переживаем самих себя, когда, касаясь другого тела, мы соприкасаемся вместе нашей плотью.
Если, как мы извращенно пытаемся сделать сегодня, мы отменим все контакты, если все и вся будет держаться на расстоянии, тогда мы утратим не только опыт других тел, но, прежде всего, весь непосредственный опыт самих себя, то есть мы попросту утратим вчистую нашу плоть.
Quodlibet, 5 января 2021 г.