Электросамолёты наступаютВоскресным днём решили не грузить читателей
@AviaComments проблемами нашего авиапрома, а немного рассказатьть про одну из перспективных технологий:
самолёты с электрической силовой установкой.
Поводом стала новость от "Авиатранспортного обозрения" (
https://t.me/atojournal/1052 ) про проект подобного пассажирского самолёта.
Электропривод - это замена привода винта малоскоростных аппаратов (или вентилятора для более скоростных самолётов) от поршневого двигателя или вала турбореактивного двигателя. Выигрыш: меньшая масса при той же мощности, компактность, простота запуска (не требуется стартёр), легко реализовать реверс, нет очень горячей и шумной выхлопной струи.
Варианты бывают в источнике электроэнергии для этого двигателя.
Самый простой и самый тяжёлый вариант - аккумуляторы. Сейчас, с появлением современных вариантов литиевых батарей, этот вариант становится реальным, но для самолётов с небольшой продолжительностью. Из минусов - время на перезарядку.
Более реальным для привычных продолжительностей полёта является гибридная силовая установка, когда к электродвигателям добавляется турбореактивный двигатель с генератором. Иногда это чисто мотор-генератор (как у тепловозах, иногда это обычный двигатель, создающий реактивную тягу, но по пути вырабатывающий энергию для дополнительного вентилятора.
Из более экзотичных вариантов, не получивших пока развитие из-за низкого КПД и большой массы: топливные элементы, солнечные батареи, передача энергии на борт с земли через лазер или ещё какие-нибудь хитрые способы получения энергии.
По ссылке выше упомянуто участие в таких работах Boeing, Airbus показывал электрический аккумуляторный самолётик Cri-Cri под крылом A380 ещё в прошлом десятилетии.
У нас в стране исследования по данной теме ведут не только разные стартапы, но и отраслевые институты ЦИАМ и ЦАГИ.
Применение электроприводов позволяет координально изменить представление о силовой установке, сделав её распределенной по самолёту, а это может изменить привычные нам аэродинамические компоновки и внешний вид самолётов будущего.
#Ликбез