
В четверг бывшему главному техническому пилоту Boeing Марку Форкнеру было официально предъявлено обвинение в мошенничестве за то, что он ввел в заблуждение федеральные регулирующие органы, проводившие сертификацию самолёта Boeing 737 MAX. На сегодняшний день это единственное уголовное обвинение, выдвинутое Министерством юстиции США в связи с двумя катастрофами 737 MAX, в результате которых погибли 346 человек в Индонезии и Эфиопии.
В январе Минюст CША заключил с Boeing Соглашение об отсрочке судебного преследования (DPA), в котором производитель признал мошенничество и "преступные проступки" во время сертификации самолёта 737 MAX. В соответствии с соглашением на Boeing был наложен относительно небольшой штраф в размере 244 миллионов долларов. Но главным образом DPA позволил реабилитировать высшее руководство Boeing в связи с тем, что руководство Boeing "не способствовало проступку". При этом, однако, в соглашении упоминались Форкнер и его заместитель.
В обвинительном заключении, вынесенном в четверг, утверждается, что Форкнер обманул как Федеральное авиационное управление США (FAA), так и клиентов Boeing, утаив информацию о новой системе управления полетом MAX, называемой системой увеличения маневренных характеристик или MCAS.
«Пытаясь сэкономить деньги Boeing, Форкнер ... скрыл важную информацию от регулирующих органов», - заявил Чад Мичем, исполняющий обязанности прокурора США в Северном округе Техаса. «Его решение ввести в заблуждение FAA ограничил способность агентства защитить пассажиров и оставил пилотов в беде, которые не имели информации о некоторых средствах управления полетом 737 MAX».
Министерство юстиции США заявило, что примерно в ноябре 2016 года, когда Boeing проводил лётные испытания 737 MAX перед сертификацией, Форкнер обнаружил, что инженеры Boeing внесли важные изменения в программное обеспечение MCAS, чтобы оно работало в определенных условиях полета с более низкой скоростью, а не только в высокоскоростном повороте, как первоначально предполагалось. Обнаружив изменение, Форкнер написал об этом своему заместителю во внутренней переписке сотрудников Boeing. Он ясно дал понять, что он понял, что информация, которую он ранее предоставил FAA, больше не является точной. «Так что я, по сути, солгал регулирующим органам (неосознанно)», - написал Форкнер.
49-летний Форкнер обвиняется по двум пунктам "мошенничества с комплектующими для самолётов в межгосударственной торговле" и по четырем пунктам "мошенничества с использованием электронных средств". В случае признания его виновным ему грозит максимальное наказание в виде 20 лет лишения свободы по каждому пункту мошенничества с использованием электронных средств связи и 10 лет лишения свободы по каждому пункту обвинения в мошенничестве с использованием запасных частей для самолетов в межгосударственной торговле.