в продолжение поста про Базу знаний…
как не существует идеального рецепта, так и не будет универсального дерева категорий, которое всех устроит… но вопросы и рекомендации как правильно расставлять категории в этом чате проскакивают с завидным постоянством… и касательно возврата части суммы, и забалансных счетов… с чем только не встречаются пользователи, а как следствие - столько вопросов разработчикам (причём, некоторые вопросы оформлены как необоснованные ожидания)
причём, многие вопросы можно разрешить правильным выставлением категорий…
ниже моя попытка объяснить себе как предполагается с умом использовать категории - буду рад, если меня поправят более опытные пользователи - ответов в Базе знаний на эти вопросы не нашёл :)
1. несколько раз тут обсуждалось, что есть возможность две категории присвоить одной операции, причём, основая категория будет для бюджетирования, а второй можно пользоваться как удобный фильтр (а ля теги)… понравилась чья-то ассоциация, что вторая категория - это может быть разделение операций по "Проектам"… представил себе такие категории "Авто -> Топливо", "Авто -> Ремонт", и необязательная "Авто -> Обслуживание" (где три подкатегории, с одной общей "Авто"), и тут же подумал о втором разрезе анализа, добавил ещё две "Авто -> Mazda 2015", "Авто -> Atlas 2018"… тогда можно выставлять подкатегории по типу расхода, и второй категорией цеплять "проекты" - по названию или назначению конкретной машины (у кого-то, это будет авто личное и жены, у кого-то это замена авто на другое)… и тогда ретроспективно можно будет видеть, через время, повышение расходов на топливо (к примеру), либо же агрегировать траты разного характера по "проектам", и понимать насколько очередное авто более или менее затратно в пользовании… представив себе подобный анализ, столкнулся с тем, что в операции я могу указать только одну категорию… может, это очередной ограничение iOS, сперва подумал я, но потом, указав "Топливо", увидел, что операция помечена как "Авто / Топливо"… и тогда понял, что сразу обе категории выставляются именно выбором подкатегории… теоретически, можно тогда завести подкатегории как категории, а уже им в подкатегории добавлять "проекты" названия машин… но это будет сильно раздувать дерево категорий (справедливости ради, надо отметить, что текущий подход удобен именно при редактировании - одним тапом, сразу две категории выставляются)
2. есть ситуация, оплачена турпоездка по карте, а возврат происходит или наличными, или на карту, но с удержанием комиссии турагента… правильно ли это помечать доходной категорией "Возвраты", ведь это и не доход, и расход получается завышен в месяце… да, можно, конечно, открутить до оригинальной проводки и подкорректировать сумму до комиссии… но как то не комильфо для аудита, в идеале, синхронизированные операции "исторически накапливаются", и мы можем видеть оригинальную операцию (по ней мог быть определённый кэшбек, к примеру), а уже возврат - отдельная операция - проводим "против" связанной расходной операции (это касается и возвратов, и частичных возвратов)
3. возможно, усложняю, а что будет, если категория указана как необязательная, а подкатегория - обязательная (или наоборот)… бюджету от такого противоречия - плохо не станет? не пробовал, просто мысли вслух, когда настраивал дерево категорий :)
4. операции кэшбека, кто как помечает - это ведь не доход… и не "возвратом" в классическом смысле тоже не назовёшь, некое вознаграждение, вроде лотереи
в Базе знаний есть пункт про проекты… считаю, категории достойны ещё пункта с несколькими ситуациями из жизни, и как их можно отразить правильным расставлением категорий… ну и ещё раз упомяну рекомендованный авторами пример по категориям… понимаю, каждый в итоге по своему перекроит… на мой взгляд - это не поиск серебряной пули, а скорее поиск золотой середины, чтобы уже её под себя адаптировать :) помню, на форуме было обсуждение, где были упомянуты пару подходов, как можно распределить расходы для укрупнённого или гранулярного анализа… теперь умолкаю, как то большие сообщения получаются :)
2. При возвратах тут советуют использовать долги.
Этот метод лично мне нравится больше, чем метод удаления операций.
Операции все остаются на месте (ну только чуть видоизменяются), промежуточные остатки по счетам не искажены.
И долги не искажают оборот по доходам и расходам.
Исходя из этого в ситуации, описаной Вами, я бы посоветовала операцию покупки разбить на 2 операции: на сумму, которую позже вернули и на сумму комиссии.
Тип операции траты на сумму, которую вернули, изменить с "расход" на "дал в долг", операцию расхода на сумму комиссии перенести из категории "Турпоездка" в категорию, например, "Убытки", подкатегория "Комиссии за возврат".
Потом, при поступлении возвращённых денег, если возврат был на карту, и тип операции автоматически определился, как "доход", изменить его на "возврат долга".
Этот совет даю на всякий случай. Думаю, Вы и так уже до всего додумались. 😉