в продолжение поста про Базу знаний…
как не существует идеального рецепта, так и не будет универсального дерева категорий, которое всех устроит… но вопросы и рекомендации как правильно расставлять категории в этом чате проскакивают с завидным постоянством… и касательно возврата части суммы, и забалансных счетов… с чем только не встречаются пользователи, а как следствие - столько вопросов разработчикам (причём, некоторые вопросы оформлены как необоснованные ожидания)
причём, многие вопросы можно разрешить правильным выставлением категорий…
ниже моя попытка объяснить себе как предполагается с умом использовать категории - буду рад, если меня поправят более опытные пользователи - ответов в Базе знаний на эти вопросы не нашёл :)
1. несколько раз тут обсуждалось, что есть возможность две категории присвоить одной операции, причём, основая категория будет для бюджетирования, а второй можно пользоваться как удобный фильтр (а ля теги)… понравилась чья-то ассоциация, что вторая категория - это может быть разделение операций по "Проектам"… представил себе такие категории "Авто -> Топливо", "Авто -> Ремонт", и необязательная "Авто -> Обслуживание" (где три подкатегории, с одной общей "Авто"), и тут же подумал о втором разрезе анализа, добавил ещё две "Авто -> Mazda 2015", "Авто -> Atlas 2018"… тогда можно выставлять подкатегории по типу расхода, и второй категорией цеплять "проекты" - по названию или назначению конкретной машины (у кого-то, это будет авто личное и жены, у кого-то это замена авто на другое)… и тогда ретроспективно можно будет видеть, через время, повышение расходов на топливо (к примеру), либо же агрегировать траты разного характера по "проектам", и понимать насколько очередное авто более или менее затратно в пользовании… представив себе подобный анализ, столкнулся с тем, что в операции я могу указать только одну категорию… может, это очередной ограничение iOS, сперва подумал я, но потом, указав "Топливо", увидел, что операция помечена как "Авто / Топливо"… и тогда понял, что сразу обе категории выставляются именно выбором подкатегории… теоретически, можно тогда завести подкатегории как категории, а уже им в подкатегории добавлять "проекты" названия машин… но это будет сильно раздувать дерево категорий (справедливости ради, надо отметить, что текущий подход удобен именно при редактировании - одним тапом, сразу две категории выставляются)
2. есть ситуация, оплачена турпоездка по карте, а возврат происходит или наличными, или на карту, но с удержанием комиссии турагента… правильно ли это помечать доходной категорией "Возвраты", ведь это и не доход, и расход получается завышен в месяце… да, можно, конечно, открутить до оригинальной проводки и подкорректировать сумму до комиссии… но как то не комильфо для аудита, в идеале, синхронизированные операции "исторически накапливаются", и мы можем видеть оригинальную операцию (по ней мог быть определённый кэшбек, к примеру), а уже возврат - отдельная операция - проводим "против" связанной расходной операции (это касается и возвратов, и частичных возвратов)
3. возможно, усложняю, а что будет, если категория указана как необязательная, а подкатегория - обязательная (или наоборот)… бюджету от такого противоречия - плохо не станет? не пробовал, просто мысли вслух, когда настраивал дерево категорий :)
4. операции кэшбека, кто как помечает - это ведь не доход… и не "возвратом" в классическом смысле тоже не назовёшь, некое вознаграждение, вроде лотереи
в Базе знаний есть пункт про проекты… считаю, категории достойны ещё пункта с несколькими ситуациями из жизни, и как их можно отразить правильным расставлением категорий… ну и ещё раз упомяну рекомендованный авторами пример по категориям… понимаю, каждый в итоге по своему перекроит… на мой взгляд - это не поиск серебряной пули, а скорее поиск золотой середины, чтобы уже её под себя адаптировать :) помню, на форуме было обсуждение, где были упомянуты пару подходов, как можно распределить расходы для укрупнённого или гранулярного анализа… теперь умолкаю, как то большие сообщения получаются :)