Раз Николай Чистяков отказался так чертовски прав, расскажем, что ещё он советовал на PIR Expo. Николай запускал кофейни «Человек и пароход», «Камера Обскура», с 2012 года много раз участвовал на выездах. Он рассказал, что часто они еле отбивались или уходили в минус — и вот к каким выводам пришли.
⌘ ⌘ ⌘
Если хочешь заработать на маркете или фестивале, нужно очень тщательно отбирать мероприятие. Выезд — это огромный стресс. Тебе нужно точно рассчитать, сколько понадобится кофе, молока, воды и выпечки. Перевезти кофемашину, которая весит под 50 кг, не погнуть и не поцарапать. Если машину помяли — ругаться с транспортной компанией. То тебе электричество не подвели или подвели мало, то что-то не работает. Короче, выезд — это стресс, поэтому лучше, чтобы он окупился.
Николай рассказал, как они отбирают площадки для выездов:
1. Надо заранее спросить у организаторов, сколько будет участников. Прогнозировать это сложно: например, думаешь «О! Солнечно — будет много людей», а на самом деле все уезжают на дачи. Статистика, которую ведут организаторы, тоже не всегда подтверждается. В любом случае действовать приходится на везение.
На Итальянском фестивале обещали 10 000 человек (сколько было на самом деле — мы не поняли). Мы продали 218 напитков и 159 единиц выпечки. То есть напиток в среднем купил каждый 45-й человек. Насколько это типично, мы не знаем: будем выезжать ещё и вести статистику.
2. Надо узнать, кто из кофеен подал заявки, чтобы понимать, какая будет конкуренция.
Мы знали, что на итальянском маркете будут две другие кофейни. Но помимо этого некоторые палатки с едой ставили маленькие кофемашины. Напитки у них были хуже, чем у нас, но именно они стали нашими главными конкурентами. Если человек купил кусок пиццы, ему легче тут же заказать кофе, а не идти за ним в другую палатку.
3. Надо узнать, будут ли какие-то бесплатные кофейные дегустации. Если будут, то многие люди предпочтут выпить кофе бесплатно.
Нам повезло: именно кофейных дегустаций на итальянском маркете не было, были только дегустации еды.
4. Важно узнать, платный или бесплатный вход на мероприятие. Часто человек готов отдать за отдых фиксированную сумму — например, 700₽. Если он уже заплатил 300₽ за вход и 400₽ за еду, то кофе захочет получить бесплатно. Или отказаться от него вовсе.
Вход на итальянский маркет был бесплатный.
5. Надо узнать, кто будет торговать рядом с вами. Кофе впитывает посторонние запахи — важно, чтобы рядом не было чего-то ароматного, типа мыла или бургеров. Ещё важно, чтобы рядом не было места, где все будут толпиться в очереди, иначе она загородит вашу точку.
Напротив нас стояли ребята с классной пиццей: запах чеснока и колбасок, обаятельный итальянец-зазывала. Но всё же место у нас было лучше, чем у конкурентов. Другая кофейня стояла рядом с очередью к мороженому, мимо нее пытались протиснуться на лекции — ребята в этой толкучке совсем потерялись.
#опыт