Пандемия как вынужденная медитация на больЗа почти два года пандемии по населению планеты распространились тревожные расстройства, депрессии и другие ментальные проблемы [
1,
2].
Знакомые предприниматели признают что их сотрудники стали значительно чаще выгорать. Если до пандемии выгорание было скорее редкостью, то теперь это рутинная штука, которую приходится учитывать.
У меня всё больше складывается ощущение, что это.. хорошие изменения.
Боль—это сигналОдин из инсайтов випассаны: «боль, как и любые ощущения в теле—лишь сигнал о чём-то». Боль в спине во время медитации—сигнал о том, что мышцы спины не привыкли долго поддерживать вертикальную позицию без движения. Головная боль—сигнал о том, что с телом и психикой что-то не так, на это нужно обратить внимание, разобраться и убрать то, что вызывает сбой.
Раньше я относился к болеутоляющим как к великому благу. А теперь я отношусь к ним как к лишнему для моего здоровья элементу. Моему телу плохо и оно сигнализирует мне об этом «БРАТАН, ОБРАТИ ВНИМАНИЕ, ЧТО-ТО НЕ ТАК!».
Ментальные проблемы—тоже сигналПричин возникновения депрессии очень много, как и вариантов протекания депрессии и комбинации со средой, контекстом, состоянием здоровья.
Но чем больше я изучаю феномен депрессии, тем больше я склоняюсь к тому, что депрессия по своей сути так же является сигналом о какой-то глубинной проблеме. Это может быть физиологические проблемы, может быть жестокая психологическая травма, может быть кризис фундаментальных установок.
Эта позиция сильно упрощает жизнь мне, как человеку, который живёт с депрессией, тревогой и другими прикольными штуками.
Если раньше я воспринимал проявление депрессии как всю реальность, в которой теперь бедный я вынужден жить, то теперь я воспринимаю все такие проявление только как разные послания тела и психики, с которыми мне важно что-то сделать.
Вместо «мне херово, я хочу умереть» → «да, херово, но это временно. А сейчас давайте разберёмся что психика мне таким образом пытается сказать»
Мне кажется, что распространение депрессий и тревожных расстройств в пандемию—это такой же сигнал. Как медитация на боль в спине во время двенадцатичасовой медитации.
Изменившаяся система ДО и ПОСЛЕ начала пандемии описывается следующими трендами и явлениями:
ДО- мы живём в
эпидемию одиночества, а одиночество—
один из самых сильных предикторов ранней смерти- культура рабочего ебашилова [то есть «work ethic»] оставляет мало внимания своему телу, психике и душе
- суперстимулы и разогнанная культура потребления в один клик даёт удовлетворение всех моментальных импульсов, в том числе позволяющих ещё дальше уйти от контакта со своим телом, психикой и душой
ПОСЛЕвсё из списка «
ДО», вдобавок:
- одиночество ещё усилилось, так как ушло большое количество контактов в офисах и в кафешках [Россия и Москва—были одними из самых оживлённых стран в пандемию, весь остальной мир сидел по домам]
- многие остались один на один со своим телом, психикой, беспорядком в квартире и нелюбимой работой
Пандемия—как боль—обращает внимание каждого человека на места, где каждый раньше предавал своё тело, психику. На токсичных руководителей, на изматывающие и бесмысленные проекты. На беспорядок в квартире. На разрушающие тело пищевые привычки.
И призывает что-то с этим сделать.
Для меня, например в 2020 и 2021 годы я впервые стал ходить на вечеринки, а не сбегать с них. Мне кажется, я нашёл друзей, о которых так мечтал. Да, ментальные проблемы вылезли как из рога изобилия, но с ними можно работать. В конце 2020 года я перестал проводить корпоративные тренинги и стал значительно лучше себя чувствовать.
И мне кажется, что это хорошо.
Конечно, нельзя закрывать глаза на смерти и болезни. Я спасал близких от короны и это было очень непростое время. Но пандемия уже почти два года с нами и у неё есть позитивные, на мой взгляд, стороны.