
✅ ОТВЕТ:ОТВЕТ: В случае закупки товара (в т. ч. поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование страны происхождения товара (подп. «а» п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ). В случае непредоставления этой информации участник электронного аукциона не допускается к участию в нем на основании ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ.
Вместе с тем стоит обратить внимание, что страна происхождения может быть указана участником аукциона не в самом файле заявки, а с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. В правоприменительной практике нет единства по вопросу о том, следует ли отклонить заявку в рассматриваемом случае.
Одни контрольные органы отмечают в своих решениях, что Законом № 44-ФЗ не предусмотрена возможность указывать страну происхождения товара посредством функционала электронной площадки — в отличие, например, от:
● согласия на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных аукционной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона — в п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ прямо указано, что такое согласие дается «с применением программно-аппаратных средств электронной площадки»;
● декларации о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3–9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ — согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ «указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки».
Так, в решении Оренбургского УФАС России от 26.06.2019 по делу № 056/06/67-530/2019 (изв. № 0853500000319005445) по вышеуказанным соображениям было признано правомерным отклонение заявки участника аукциона, который не указал страну происхождения непосредственно в своей заявке, ограничившись одним лишь проставлением галочки на электронной площадке.
Аналогичные выводы были сделаны в решении Саратовского УФАС России от 21.12.2020 по делу № 064/06/67-1584/2020 (изв. № 0860100001320000049):
«Декларирование (указание) страны происхождения товара с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки Законом № 44-ФЗ не предусмотрено, в связи с чем комиссии заказчика следует руководствоваться тем, что указано в заявках участников закупок».
Однако в судебной практике обосновывается и противоположный подход.
Так, в постановлении ФАС Московского округа от 26.11.2020 по делу № А40-1780/20-92-13 отмечается, что в руководстве пользователя для роли «Участник закупки по Закону № 44-ФЗ», размещенном на сайте оператора электронной площадки, указано следующее:
«В случае если в извещении о закупке установлен запрет или ограничение допуска иностранных товаров в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ, в форме первой части заявки отобразится поле „Подтверждаю наличие предложений о поставке товаров российского происхождения“. Для подтверждения поставки товаров российского происхождения установите в данном поле флажок и прикрепите подтверждающие документы в открывшейся форме для прикрепления документов».
В связи с этим суд округа пришел к выводу, что участник закупки подтвердил наличие предложения о поставке товаров российского происхождения при помощи функционала электронной площадки в структурированной форме первой части заявки, которая является ее неотъемлемой частью.
Некоторые территориальные управления ФАС России также придерживаются этой позиции: см., например, решения Амурского УФАС России от 18.08.2020 по делу № 028/06/105-405/2020 (изв. № 0123300002120000006), Якутского УФАС России от 27.02.2020 по делам № 014/06/59-436/2020, 014/06/59-467/2020 (изв. № 0816500000620000210).