
Следует определить, какова телеологическая функция института РНП, какие задачи законодатель поставил, конструируя норму. Ясность в этих вопросах позволит выявить целесообразность и необходимость включения единственного поставщика в реестр.
РНП предназначен для ограждения неопределенного круга заказчиков от сомнительных контрагентов, уклонившихся от заключения контракта, а также от тех, кто нарушил обязательства по контракту. Такая позиция отражена в юридической литературе2.
Взгляды антимонопольных органов и суда на эту проблему одинаковы, что подтверждает практика рассмотрения дел по вопросу включения сведений в РНП (определения судей ВС РФ от 23.07.2020 по делу № А40-257565/2019, от 05.10.2020 по делу № А40-209722/2019; Решение Иркутского УФАС России от 06.05.2019 № 038/402/19).
В Обзоре судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017, далее – Обзор) дополнительно отмечено, что санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, включая экономические.
Согласно Обзору, ведение реестра – одно из средств, обеспечивающих заказчикам возможность достичь «заданных результатов». В связи с этим необоснованный отказ антимонопольного органа во включении лиц в РНП напрямую затрагивает права заказчика. Ведь участие таких лиц в последующих закупках не позволит ему с оптимальными издержками добиться «заданных результатов», приведет к неэффективному использованию бюджетных средств и нарушению конкуренции.
Этот инструмент призван мотивировать лиц к добросовестному поведению, когда они участвуют в процедуре закупки и исполнении контрактов, поскольку возникающее при внесении в РНП ограничение допуска к сфере государственных и муниципальных закупок фактически закрывает один из рынков сбыта для попавшего в него участника. Сокращение сбытовых возможностей может серьезно подорвать экономику предприятия, так как снижает объем плановой выручки, а значит, и средств для поддержки и развития деятельности3.
Закупки у единственного поставщика (на основании ст. 93 Закона № 44-ФЗ) осуществляются, когда проведение конкурентных процедур предполагает значительные временные затраты или экономически нецелесообразно.
При проведении закупки по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – за исключением закупки товара на сумму, предусмотренную ч. 12 той же статьи, – заказчик даже не обязан обосновывать цену контракта с единственным поставщиком (письма Минэкономразвития России от 05.05.2016 № Д28и-1217, от 10.05.2016 № Д28и-1307, от 26.01.2017 № Д28и-191, от 31.01.2017 № ОГ-Д28-1095). Он может напрямую обратиться к лицу, располагающему средствами и возможностями для исполнения контракта, кроме случаев, когда закупка производится через единый агрегатор торговли. #РНП
Источник: cljournal.ru