Size: a a a

Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ

2021 August 06
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Решение Ростовского УФАС России от 06.07.2021 № 15841/05 (закупка № 32110388253) (ЗАКОН № 223-ФЗ)

НМЦД определена без НДС. Оценка всех заявок всегда идет без НДС.

Таким образом, во исполнение нормы Закона № 223-ФЗ заказчиком в документации установлено одно значение НМЦД – без учета НДС.

Порядок оценки заявок (без НДС) применяется ко всем участникам закупки в равной степени.

При заключении договора с контрагентом, который применяет обычную систему налогообложения (является плательщиком НДС), заказчик вправе при осуществлении расчетов, уплате налога принять к вычету сумму уплаченного НДС, то есть возмещать ее из бюджета РФ, а при заключении договора с контрагентом, применяющим УСН, заказчик такой возможности не имеет.

При этом у стороны контрагента, находящегося на УСН, отсутствует обязанность по уплате НДС в бюджет и не законное получение денежной суммы в размере суммы НДС может привести к неосновательному обогащению его за счет контрагента и необходимости обращения в суд с иском о взыскании указанной суммы неосновательного обогащения. #223фз
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Решение Брянского УФАС России от 22.07.2021 № 032/10/18.1-728/2021 (закупка № 32110370615) (ЗАКОН № 223-ФЗ)

Предмет закупки – поставка автоматизированных рабочих мест (АРМ) в составе: системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор типа мышь.

По мнению заявителя, заказчик установил НМЦД ниже реальной стоимости АРМ, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции.

Также заявитель считает, что нарушено требование п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении требований ПП РФ № 2013.

Конкурс имеет код ОКПД2: 26.20.1. Данный код отсутствует в ПП РФ № 2013, в связи с чем у заказчика отсутствует обязанность по выполнению квоты закупки товаров российского происхождения.

У антимонопольного органа отсутствуют полномочия по проверке обоснованности установления НМЦД.

Кроме того, антимонопольный орган не является уполномоченным органом исполнительной власти по контролю за соблюдением заказчиками требований ПП РФ № 2013, с учетом изложенного, комиссии УФАС не представляется возможным дать правовую оценку доводам заявителя. #223фз
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Решение ФАС России от 21.07.2021 № 28/60810/21 (закупка № 32110424561) (ЗАКОН № 223-ФЗ)

В соответствии с формой технического предложения участник должен указать в составе заявки на участие в закупке: для российского производителя – организационно-правовую форму, наименование и ИНН.

Вместе с тем Закон № 223-ФЗ не устанавливает обязанности участника закупки иметь товар, предлагаемый к поставке по предмету закупки в наличии на момент подачи заявки на участие в закупке, в связи с чем участник может не обладать информацией о наименовании производителя товара.

Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия заказчика, в части установления требования об указании участниками закупки в заявке организационно-правовой формы, наименования и ИНН российского производителя оборудования, противоречат Закону № 223-ФЗ. #223фз
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Решение Тульского УФАС России от 22.07.2021 № 071/06/105-604/2021 (закупка № 0366200035621003802) (ЗАКОН № 44-ФЗ)

Как указывает заявитель, в соответствии с требованиями ПП РФ № 878 заказчик обязан установить ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств.

Исходя из технического задания, в рамках данной закупки предполагается к поставке товар «шкаф телекоммуникационный», который соответствует коду ОКПД2: 26.51.44 – «приборы и аппаратура для телекоммуникаций». Перечень ПП РФ № 878 включает в себя подкласс по ОКПД2: 26.51.44.

В техническом задании приведены технические требования к поставляемому товару, в том числе в отношении спорного товара: шкаф телекоммуникационный ОКПД2: 26.30.30.000 и его технические характеристики.

В соответствии с описанием технических характеристик поставляемый товар «шкаф телекоммуникационный» не содержит электронных компонентов и модулей, а также не предназначен для приема, обработки, хранения, передачи и т.п. данных, а по своему назначению является металлическим коробом для размещения автоматизированных систем управления, кабелей, коммутаторов, патч панелей, распределителей и других устройств такого типа и, соответственно, не может быть отнесен к радиоэлектронной продукции, ограничение на допуск которого устанавливается ПП РФ № 878.

При изложенных выше обстоятельствах доводы заявителя не нашли своего подтверждения. #нацрежим
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Решение Магаданского УФАС России от 27.07.2021 № 01-10/2035 (закупка № 0347200010621000033) (ЗАКОН № 44-ФЗ)

По мнению заявителя, заказчиком неправомерно не было установлено ограничение по ПП РФ № 878.

В документации заказчиком указано оборудование, сведения о котором находятся в реестре радиоэлектронной продукции.

На заседании заказчик пояснил, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не было установлено, поскольку в перечне, установленном ПП РФ № 878, отсутствует код ОКПД2, соответствующий выбранному заказчиком на выполнение работ по монтажу и пусконаладке систем оборудования.

Комиссия УФАС установила, что ввиду нахождения закупаемого оборудования в реестре радиоэлектронной продукции, при выполнении работ по его установке, заказчику необходимо устанавливать условия допуска в соответствии с ПП РФ № 878 или размещать в ЕИС отчет с обоснованием невозможности соблюдения указанного ограничения. #нацрежим
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Победитель в качестве способа обеспечения исполнения контракта предоставил банковскую гарантию. Срок действия банковской гарантии превышал определенный контрактом срок поставки товара, но не учитывал срок для его приемки. Вправе ли заказчик признать такого победителя уклонившимся от заключения контракта?

В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц.

В указанном случае обязательством поставщика, которое должно обеспечиваться банковской гарантией, является поставка товара, следовательно, срок действия банковской гарантии соответствует требованиям ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ и основания для отказа в ее принятии, а следовательно, и для признания победителя уклонившимся от заключения контракта отсутствуют. #БГ
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Вправе ли заказчик в целях определения и обоснования НМЦК использовать минимальное из полученных предложений о цене значение?

Вопросы определения и обоснования НМЦК регулируются ст. 22 Закона № 44-ФЗ, которая не содержит обязательного требования о том, что для определения НМЦК необходимо рассчитать среднее значение. Данное условие предусмотрено приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 (далее – Приказ № 567), который по общему правилу носит рекомендательный характер, поскольку не является нормативным правовым актом.

Таким образом, заказчик вправе для определения цены использовать минимальное значение, однако в таком случае об этом рекомендуется указать в обосновании НМЦК.

Кроме того, стоит отметить, что при отдельных обстоятельствах условия, предусмотренные Приказом № 567, в том числе о том, что НМЦК – средняя, могут быть обязательными для конкретного заказчика, например, если в Положении о контрактной службе или в других локальных документах заказчика установлена обязанность применения вышеуказанного приказа. Также следует учитывать, что специальные правила расчета цены могут быть предусмотрены порядками, принятыми в рамках реализации ч. 22 ст. 22 Закона № 44-ФЗ. #НМЦК
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Вправе ли заказчик использовать для обоснования НМЦК коммерческие предложения, полученные от аффилированных лиц?

Согласно ч. 5 ст. 22 Закона № 44-ФЗ в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в ЕИС.

Таким образом, формально Законом № 44-ФЗ не установлен запрет на использование информации, полученной от аффилированных лиц. Данный вывод, в том числе, подтверждается позицией Минфина России, изложенной в письмах от 12.12.2017 № 24-01-09/82766, от 18.05.2020 № 24-03-08/40635.

Однако, как показывает практика, ее использование может повлечь определенные риски для заказчика, поскольку в некоторых случаях квалифицируется органами контроля в качестве нарушения требований ст. 22 Закона № 44-ФЗ (например, постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 17.04.2020 № 16-1320/2020, Дело № 19-001/Д/1). #НМЦК
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Вправе ли заказчик осуществить в рамках одного контракта, заключаемого по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, закупку промышленных товаров, часть из которых включена в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616, а другая нет?

Запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, установленный постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616, в равной мере распространяется на все способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе на закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с п. 12 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616, где прямо предусмотрено, что, для целей соблюдения запретов, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).

Таким образом, следует считать, что указанное правило должно соблюдаться в том числе при осуществлении закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. #нацрежим
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Обязан ли заказчик при проведении запроса котировок по Закону № 223-ФЗ в составе приложений к извещению о закупке размещать в ЕИС обоснование НМЦД?

В соответствии с п. 5 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора. А само обоснование должно содержаться в документации о конкурентной закупке (п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Однако в соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ при проведении закупки путем запроса котировок документация не составляется. Таким образом, в Законе № 223-ФЗ отсутствует обязательное требование о размещении в ЕИС в составе извещения о такой закупке обоснования НМЦД.

При этом важно отметить, что согласно п. 9 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ положением о закупке может быть расширен обязательный перечень сведений, которые подлежат включению в извещение. Соответственно, если положением о закупке заказчика такая обязанность установлена, то заказчик должен будет разместить обоснование НМЦД в составе извещения, а если нет, то и обязанность размещения такой информации формально отсутствует.

Но в силу того, что целями принятия поправок в положения Закона № 223-ФЗ относительно вопросов обоснования цен являются: возможность администрирования порядка определения НМЦД, а также создание «прозрачных» правил для участников закупок, заказчикам все же рекомендуется размещать такую информацию в составе извещения в ЕИС, даже если это прямо не предусмотрено положением о закупке. #223фз
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Выложенные сегодня на канале административная практика и ответы на вопросы взяты из августовского номера журнала "Вестник Института госзакупок" - https://bit.ly/3ir1EKo

Помимо обзора изменений законодательства, читайте этом выпуске:

🔸 Лоты при закупке медицинских изделий по Закону № 44-ФЗ

🔸 Начальная (максимальная) цена договора по Закону № 223-ФЗ

🔸 Ежемесячная отчетность по Закону № 223-ФЗ: новые правила с 1 октября 2021 г.

🔸 Заключение договоров с самозанятыми по Закону № 223-ФЗ

🔸 Контракты: второй оптимизационный пакет поправок к Закону № 44-ФЗ (Закон № 360-ФЗ)
источник
2021 August 07
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Утвердили новый типовой госконтракт на ремонт электронного и оптического оборудования

Как и прежде, документ надо применять, если предмет закупки относится к коду ОКПД2 33.13. Ограничений по НМЦК нет.

В целом документ привели в соответствие с законодательством о контрактной системе. Так, в разделе об ответственности сторон учли норму о расчете пеней за просрочку исходя из стоимости этапа контракта (с. 16 типового контракта).

Скорректировали также положения об обеспечении исполнения контракта. Определять размер обеспечения надо по новым правилам (с. 11 типового контракта).

Приказ вступает в силу 16 августа взамен действующего. Применять новый контракт нужно по истечении 30 календарных дней после его размещения в ЕИС. Пока его там нет. #минпромторг #типовойконтракт #консультантплюс

Документ: Приказ Минпромторга России от 26.01.2021 N 184
источник
2021 August 08
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Вопрос: Можно ли изменить условия контракта по 44-ФЗ на основании п. 5 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, ведь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ такое основание для изменения условий контракта не предусмотрено?

✅ Ответ:
Вопрос: Можно ли изменить условия контракта по 44-ФЗ на основании п. 5 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, ведь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ такое основание для изменения условий контракта не предусмотрено?

✅ Ответ: По данному вопросу в законодательстве имеет место правовая коллизия.

По нашему мнению, бюджетным учреждениям необходимо включать в договоры условия о возможности их изменения по соглашению сторон в случае уменьшения получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.

📃 Обоснование:Обоснование: Действительно, законодательством о контрактной системе возможность изменять условия контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств предусмотрена только для государственных и муниципальных заказчиков (п. 6 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Среди учреждений государственными и муниципальными заказчиками являются только казенные учреждения (п. 5 и 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Бюджетные учреждения государственными и муниципальными заказчиками не являются (п. 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Соответственно, имеющееся основание изменения условий контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств на них не распространяется.

Тем не менее разъяснения и административная практика по данному вопросу свидетельствуют о том, что бюджетным учреждениям необходимо предусматривать в контрактах возможность изменения их условий в соответствии с п. 5 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ.

Минэкономразвития в Письме от 04.05.2016 № Д28и-1193 прямо говорит, что заказчик вправе включать в контракт такое условие.

Минфин в Письме от 03.10.2019 № 24-03-07/75897 также допускает возможность включения рассматриваемого условия в контракт.

В административной практике правомерность условия о возможности изменения контракта в соответствии с п. 5 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ подтверждается в следующих решениях:

– Решение Краснодарского УФАС от 22.09.2016 № ЭА-1376/2016;

– Решение Удмуртского УФАС от 24.04.2020 № 018/06/106-418/2020;

– Решение Удмуртского УФАС от 24.04.2020 № 018/06/106-420/2020.

Более того, в практике имеются случаи привлечения заказчика к ответственности за то, что контрактом была предусмотрена возможность изменения его условий в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств казенного учреждения (п. 6 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ), в то время как заказчик являлся бюджетным учреждением и должен был применять п. 5 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ.

Контролирующий орган расценил это как утверждение документации с нарушением требований законодательства (Постановление Краснодарского УФАС от 21.08.2017 № 548 А-РЗ/2017).

Таким образом, бюджетному учреждению следует предусматривать в контракте условие о возможности его изменения по соглашению сторон в случае уменьшения получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии. #условияконтракта

Источник: kodeks.ru
источник
2021 August 09
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Сложные вопросы осуществления оплаты по контракту в соответствии с Законом 44-ФЗ (вебинар)

Программа вебинара:
● правила и порядок оплаты по контракту;
● сроки оплаты, в том числе для федеральных заказчиков и в случае софинансирования из федерального бюджета;
● разбор постановления Правительства РФ от 28.04.2021 N 667;
● случаи и возможный размер аванса по контракту, ограничения на авансы;
● порядок организации поэтапной оплаты;
● частичная оплата работ - возможно или нет?
● возможные случаи изменения условий оплаты при исполнении контракта;
● нарушение срока и\или порядка оплаты - ответственность заказчика. #оплатаконтракта

Бесплатный #вебинар, который провела 05.08.2021 эксперт-практик и преподаватель в сфере закупок Юлия Сергеевна Боровых. https://youtu.be/baboNn0hl3A
YouTube
Сложные вопросы осуществления оплаты по контракту в соответствии с Законом 44-ФЗ
❗ Скачать презентацию этого вебинара https://bit.ly/2VqaGOI

На вебинаре специалисты Эконом-Эксперт рассмотрят:
- правила и порядок оплаты по контракту;
- сроки оплаты, в том числе для федеральных заказчиков и в случае софинансирования из федерального бюджета;
- разбор постановления Правительства РФ от 28.04.2021 N 667;
- случаи и возможный размер аванса по контракту, ограничения на авансы;
- порядок организации поэтапной оплаты;
- частичная оплата работ - возможно или нет?
- возможные случаи изменения условий оплаты при исполнении контракта;
- нарушение срока и\или порядка оплаты - ответственность заказчика.

🗸 Упростить процесс закупок бесплатно при помощи сервиса объединяющего много полезных инструментов прямо сейчас https://bit.ly/2XYUAcV​
🗸 Подписаться на наш телеграм-канал, чтобы быть в курсе последних новостей https://tele.click/zak44fz​
🗸 Узнать о следующих вебинарах первыми в нашей группе ВКонтакте https://vk.com/per_sis
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Несоответствие участника закупки единым требованиям при подаче заявки влечет ничтожность госконтракта

Несоответствие участника закупки требованиям части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ при подаче заявки влечет ничтожность государственного контракта на основании пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе одним из требований к участникам закупки является отсутствие привлечении участник закупки – юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ, в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой города Каменска-Уральского, установлено, что постановлением мирового судьи Октябрьского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 11.12.2018 № 5-1166/2018 ООО «Ирвин 2» привлечено к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ.

Данное постановление вступило в законную силу 15.02.2019.

Сведения в отношении ООО «Ирвин 2» 15.02.2019 включены в реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по ст.19.28 КоАП РФ, размещенный на официальном сайте Генпрокуратуры РФ.

Таким образом, на момент проведения процедуры подведения итогов и составления по его результатам протокола заявка ООО «Ирвин 2» не соответствовала требованиям п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Верховный суд РФ и суды нижестоящих инстанций согласились с решением УФАС.

Судебные инстанции исходили из того, что государственный контракт заключен сторонами в нарушение законодательно установленного пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе запрета на участие в аукционе лица, которое было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ.

Суды указали, что государственный контракт, заключенный учреждением с обществом, не отвечающий требованиям, установленным к участникам закупки для государственных нужд, противоречит существу законодательного регулирования и посягает на интерес публично-правового образования – Свердловской области, направленный на соблюдение единого порядка осуществления закупок для государственных нужд. #ВС

Документ: Определение ВС РФ от 07.07.2021 №309-ЭС21-10522 по делу №А60-23292/2020
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Минпромторг планирует скорректировать порядок согласования закупок госкомпаниями товаров, определенных в соответствии с ч. 6 ст. 3.1-1 Закона N 223-ФЗ

Специалисты министерства подготовили проект постановления Правительства РФ, в соответствии с которым предполагается уточнить Правила согласования заказчиками закупок товаров, определенных в соответствии с ч. 6 ст. 3.1-1 Закона N 223-ФЗ, а также закупок, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду), условиями которых предусмотрено использование этих товаров, с координационным органом Правительства РФ по согласованию закупок заказчиков (далее - Правила).

Так, согласно новому п. 7.1, которым предлагается дополнить Правила, в случае подачи заявки на согласование договора лизинга, условиями которого предусмотрено использование соответствующего товара, который будет приобретен лизингодателем за пределами территории Российской Федерации, согласованию будут подлежать одновременно эксплуатационные характеристики товара, используемого при финансовой аренде, и возможность осуществления закупки такого товара за пределами территории РФ. В свою очередь, при наличии указанного согласования, лизингодателю не потребуется согласовывать с координационным органом параметры соответствующей закупки иностранной продукции. #планы #минпромторг

Документ: Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменения в Правила согласования заказчиками - государственными корпорациями..." (подготовлен Минпромторгом России 30.07.2021 г.)

Источник: ГАРАНТ.РУ
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Перечень иностранных медизделий с ограничением допуска к госзакупкам планируют скорректировать

В перечне N 1, утвержденном Постановлением N 102, предложили изменить позицию с кодом 32.50.13.110 по ОКПД2. Ее хотят дополнить иглами двусторонними для взятия венозной крови. В позицию с кодом 32.50.22.190 планируют включить сетку хирургическую при абдоминальной грыже.

Кроме того, в названный перечень могут войти новые медизделия:

21.20.24.120 — шовные материалы;
● 32.50.50.000, 32.50.50.190 — термоиндикатор для контроля "холодовой цепи".

Напомним, с 1 января 2021 года код 32.50.50.000 по ОКПД2 исключили из классификатора. По проекту участники закупок смогут использовать регистрационные удостоверения с данным кодом.

Общественное обсуждение проекта завершается 20 августа. #планы #консультантплюс

Документ: Проект постановления Правительства РФ
источник
2021 August 10
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Заказчик вправе расторгнуть контракт до начала его исполнения, если поставщик ранее был внесен в РНП

Верховный Суд РФ согласился, что если после заключения госконтракта поставщик был признан недобросовестным (внесен в реестр недобросовестных поставщиков (РНП)), по ранее заключенному госконтракту, то заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть позднее заключённый госконтракт до начала его исполнения с таким поставщиком.

Пунктом 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе установлена обязанность госзаказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе его исполнения поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

По смыслу данной нормы, ее действие направлено на недопущение исполнения государственного контракта лицом, не отвечающим требованиям закупочной документации.

Закон о контрактной системе не допускает к госзакупке и к исполнению госзакупки недобросовестного поставщика, чья недобросовестность подтверждена включением в РНП.

Смысл и цель такого регулирования является в т.ч. превентивной и состоит в том, чтобы защитить потенциальные интересы иных госзаказчиков от недобросовестного поставщика. #РНП #расторжениеконтракта

Документы: Определение ВС РФ от 24.06.2021 года № 305-ЭС21-9414, Постановление Девятого ААС от 26.10.2020 года по делу №А40-46484/2020
источник
2021 August 11
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
УФАС: отказ подрядчика от госконтракта вступил в силу ранее отказа заказчика — оснований для РНП нет

По итогам закупки стороны заключили контракт. После подрядчик письмом сообщил заказчику, что приостановил работы:

● выявили объемы, которые не учтены в технической документации, поэтому нужно увеличить стоимость;
● фактический объем работ частично не совпадает с объемами из сметы.

Поскольку заказчик не ответил на письмо, подрядчик направил ему решение об одностороннем расторжении контракта. В тот же день его получили.

Спустя месяц заказчик ответил, что не станет увеличивать стоимость, так как подрядчик в заявке на участие в закупке согласился выполнить работы на условиях аукционной документации.

В ответ на решение подрядчика об одностороннем отказе заказчик сообщал, что работы по контракту не закончены и просил завершить их. Позже потребовал оплатить штраф за неисполнение контракта и решил отказаться от него в одностороннем порядке.

Поскольку подрядчик не устранил нарушения, заказчик направил сведения в антимонопольный орган для включения в РНП.

Контролеры не стали включать данные в реестр:

● при проверке одностороннего отказа антимонопольный орган оценивает лишь соблюдение процедуры такого отказа, а не его правомерность;
● решение подрядчика об отказе от контракта вступило в силу раньше, чем решение заказчика. Когда вступило в силу решение последнего, обязательства сторон уже прекратились, контракт перестал действовать;
● разногласия сторон не указывают на недобросовестное поведение подрядчика, а также на то, что он пытался сорвать контракт. Обратное заказчик не доказал.

Сходную позицию занимает, например, Нижегородское УФАС.

Челябинское УФАС учло, в частности, что работы невозможно выполнять дальше, так как заказчик не внес изменения в проектную документацию, а также, что подрядчик совершал действия по исполнению контракта.

Отметим, в правоприменительной практике есть пример, когда при похожих обстоятельствах сведения о подрядчике включили в #РНП (см. Определение ВС РФ от 21.10.2020 N 308-ЭС20-15466 по делу N А53-28558/2019). #консультантплюс

Документ: Решение Тульского УФАС России от 26.07.2021 по делу N 071/06/104-622/2021
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
ВС разобрался, какие документы должен подать участник тендера

Для заключения госконтракта на строительство гидротехнических сооружений заказчик потребовал подтвердить специфический опыт исполнителя по подобным работам. Компания-участник аукциона предоставила копию исполненного недавно госконтракта. Заказчику этого не хватило, но ВС решил, что подтвердить опыт таким образом возможно. А если нужны дополнительные документы – об этом нужно указывать в требованиях к закупке.

ГКУ Краснодарского края «Дирекция государственных закупок» разместило извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на строительство гидротехнических сооружений. Максимальная цена контракта составила почти 270 млн руб. От участников закупки требовалось подтвердить опыт работы на подобных объектах.

АО «ПМК-38» приняло участие в аукционе. Общество подтвердило свой специфический опыт, предоставив госконтракт на строительство берегоукреплений в Кисловодске. Но компания, по мнению организатора аукциона, предоставила не все документы – не хватило проектной документации и календарного плана производства работ.

«ПМК-38» оспорила это в краснодарском УФАС. Антимонопольщики решили, что аукцион нужно провести заново. Суд первой инстанции с этим не согласился и признал, что документы, не отсутствие которых сослался заказчик, обязательно нужны для подтверждения опыта участника аукциона. Апелляция, напротив, решила, что госконтракта без приложений к нему достаточно. Суд округа поддержал первую инстанцию (дело № А32-11970/2020).

Спор дошел до Верховного суда. Экономколлегия согласилась с судом апелляционной инстанции. Организатор закупки не установил в закупочной документации требование о представлении проектной документации и календарного плана производства работ. А приложенная к заявке копия исполненного контракта является доказательством наличия специфического опыта участника закупки. #ВС #стройка #доптребования

Документ: Определение судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 06.08.2021 №308-ЭС21-4887  по делу №А32-11970/2020

Источник: pravo.ru
источник