Size: a a a

Слова и деньги

2021 June 18
Слова и деньги
Пришлось рассказать о новом §61d закона об авторском праве Германии, который легализует некоммерческое использование сиротских произведений без всяких там реестров и пр. радостей лоббистов.
источник
Слова и деньги
Ого! И что Этвуд там делает?
источник
Слова и деньги
Нашла очень хорошую статью про авторство на Wattpad, и там говорится, что у Маргарет Этвуд, Пауло Коэльо, Дэна Брауна есть там верифицированные аккаунты. Полезла проверять и точно:
https://www.wattpad.com/user/MargaretAtwood
(Остальных не смотрела)

Rise of self-publishing и феномен social authorship влияют на литературное поле куда больше, чем мы думаем
источник
2021 June 21
Слова и деньги
Госпади. Стоический AI
источник
Слова и деньги
источник
Слова и деньги
Аааа, подловили за занятием обычным делом — слежу, куда дует ветер
источник
Слова и деньги
Кстати, между прочим
источник
Слова и деньги
Как я уже неоднократно говорила, меня интересует процесс книгоиздания. Так звёзды что ли сложились, что в апреле попался на глаза курс Школы Издательского Дела, организованный журналом «Носорог», я посмотрела кто там будет выступать и на какие темы, и сразу записалась на всё. И на сегодняшний день это самое вменяемое моё вложение средств в 2021 году. Уже прошло два блока: один по истории книгоиздания, и второй – о работе зарубежных независимых издательств, где коллеги из Китая, Франции, Латинской Америки делились своим опытом и рассказывали об ошибках, которых можно было избежать. Третий блок, который идёт у нас сейчас, посвящён работе узкоспециализированных независимых издательств, и тут просто открытия на каждом шагу. Уже прочитали лекции нотный издатель Савва Терентьев, Дмитрий Боченков из Колонны, поэт и издатель Павел Арсеньев и коллеги из издательства «Шрифт», и всё это было безумно интересно и каждый раз со своей спецификой. Но проект издательства «Носорог», на мой взгляд, выходит за рамки обычного курса лекций. Это попытка сформировать профессиональное сообщество, я бы даже сказала свой карасс людей, взаимно горящих общим делом – книгоизданием. В нашей группе есть люди из Лондона и Тайбэя, дизайнеры и журналисты. Благодаря курсу я познакомилась, например, с Екатериной, чей ютьюб-блог «Читающая Катарина» вошёл в шорт-лист «Блог-поста». Не думаю, что все мы ломанёмся открывать свои издательства по окончанию курса (некоторые лекторы от этого скорее отговаривают), но мы узнаём достаточно много подробностей о книгах, которые стоят за пределами их содержания. Ведь процесс изготовления книги – это как раз то, о чём мы не думаем в первую очередь. На курсе представлен именно процесс производства книги как продукта и работы с ним после изготовления – искусство, которое постигается методом проб и ошибок, и этот опыт уникален для каждого отдельного издателя. Этот курс был бы полезен как профессионалам, так и простым читателям. Отдельные лекции, например Владимира Харитонова и Ирины Кравцовой, важны для восстановления причинно-следственной связи между книгой как идеей и книгой как материальным носителем, на который были затрачены силы и деньги издателя. Кажется, я и сама уже могу прочитать лекцию на тему «Почему нужно платить за контент».

Это я к чему. На курс ещё можно записаться, его бОльшая часть ещё впереди, самое интересное только начинается. Часть уже состоявшихся лекций можно приобрести в записи, но самое интересное на курсе – живое участие и обсуждение, и я вот стараюсь не пропускать. Если интересуетесь прошлым и будущим книгоизданием, то курс вам понравится.

https://school.nosorog.media/
источник
2021 June 22
Слова и деньги
Среди прочего шума вокруг ярмарки на Красной площади прошла презентация Всероссийского рейтинга бестселлеровВсероссийского рейтинга бестселлеров. Точнее — рейтинга бестселлеров в Читай-городе, Озоне, Литресе и Майбук. За пределами этих каналов, конечно, остаётся много ещё чего. Собственно, вся прочая розница. Но и эти цифры тоже интересные и в чём-то показательные. Некоторые коллеги называют это всё «Рейтингом бестселлеров ЭКСМО». Книжек холдинга там и правда много. Но потому что холдинг большой. Но далеко не только «эксмовские/астовские» книжки там есть. Спикеры на презентации даже отдельно обращали на это внимание. Список издательств, упорядоченный по алфавиту, вообще начинается с Popcorn Books, которые ни в Литресе, ни в Майбуке недоступны. Тем интереснее посмотреть, что там внутри.

А внутри оказывается, что только 38% книг списка (и учтенной в рейтинге выручки) приходится на импринты холдинга ЭКСМО. Причем средняя выручка на книжку у всех импринтов холдинга чуть ниже, чем у остальных издательств. А выше — у Попурри, Бомборы, Синдбада, Альпины, самого ЭКСМО и Софии.

Забавно (если брать длинную историю нон-фикшн в России), что нон-фикшн приносит в среднем больше (10.8 млн ₽), чем художка (7.9 млн ₽) и детские книжки (5.3 млн ₽). Хотя, по сравнению с прошлым годом, доля художественных книг среди выборки немного увеличилась. Бросается в глаза и преобладание переводной литературы (70%). Всё-таки русский рынок в этом смысле особенный.

Интересно с электронными книгами. Если смотреть по валу, то их продажи занимают 24% от общей выручки вот этих вот 50 бестселлеров. Нюанс в том, что половины книг из списка (24 наименования) нет ни в Литресе, ни в Майбуке. И ещё три книжки продаются как раз только в электронном виде (со средней выручкой 5.1 млн ₽). Так вот доля электронных продаж книг, которые продаются и в печатном виде тоже, — 32%. То есть, если бы все книги продавались не только в печатным, но и в электронном виде, то общая выручка Top-50 (теоретически, конечно) могла бы вырасти с 411 до 475 млн. Издателям, так сказать, на заметку.

Ежу понятно, что делать какие-то генеральные выводы по 50 книгам, которые принесут примерно 1% общей выручки рынка, для всей индустрии — занятие неправильное. Но всё же кое-какие тенденции видно.
источник
Слова и деньги
А вот тут, между прочим, дают гранты на переводы с испанского. Эй, издатели
https://www.accioncultural.es/media/2021/Docs/Anexo/CondTransJun21.pdf
источник
Слова и деньги
«Пиратский индекс»

Берём свежие списки последних премий и проверяем по основным пиратским ресурсам наличие:

Большая книга. Короткий список 2021. 8/13 ~0.615
Просветитель. Длинный список 2021. 16/25 ~0.64

Можно использовать как меру народности, которой, собственно, наличие/отсутствие на такого рода ресурсах и является.
источник
2021 June 23
Слова и деньги
Блумдей миновал, но
источник
Слова и деньги
Ну, что ж, ИИ вёрстку обычных документов уже, кажется, осиливает. Ждите к концу года в Google Docs. А там и до книг доберётся. Adobe же тоже не спит.
https://ai.googleblog.com/2021/06/using-variational-transformer-networks.html
источник
Слова и деньги
Мастрид-лонгрид Теда Макилроя про бэклист издательства. Очень хороший основательный разбор того, что такое бэклист, как с ним быть и как на нем зарабатывать. Там много, конечно, завязано на специфичную американскому рынку инфраструктуру, но, думаю, и без того — полезно. Слов в лонгриде много, поэтому добрый Макилрой даже epub сделал.
“У издателей есть обязательство вести свой список бэклистов. Глагол «публиковать» от латинского publicare не означает писать книгу, редактировать книгу, создавать книгу или печатать книгу. Это означает «сделать общедоступным или широко известным». Публикация - это акт информирования читающей публики о том, что книга существует. Это обязательство не прекращается, когда книга перестает быть новой” (Google Translate).
https://thefutureofpublishing.com/2021/05/we-need-to-talk-about-the-backlist/
источник