Русского медведя придумали русофобы
Подавляющее большинство россиян − почти две трети − назвали медведя наиболее удачным символом России. Некоторые видят в этом традицию, но само существование такой традиции − миф. Наши предки не ассоциировали свою страну с медведем, так делали их непосредственные враги, в первую очередь англичане.
Нужно понимать, что если, например, в русских народных сказках медведь является персонажем неоднозначным - иногда антагонистичным, но часто и добродушным, полезным, ведающим (потому и медведь - «мед ведающий»), то в традициях раннего европейского христианства он символизировал греховную природу человека и утвердился в культуре с преимущественно негативным ореолом как нечто гневливое, прожорливое, жадное и ленивое. Создатель Берлинской академии наук Готфрид Лейбниц называл русских «крещеными медведями», подразумевая именно дикость при том, что медведь используется как символ самого Берлина с XIII века. Впоследствии эту аналогию использовали также нацисты, причем, «советский медведь» от ведомства Геббельса имел еще и характерный «еврейский» нос.
Из Европы медвежий образ России в начале XIX века перекочевал в Америку, но с учетом другой политической традиции и особо теплых отношений между Россией и США того времени поменял знак. Для американцев русский медведь - это сила и мощь «в хорошем смысле», без отрицательных коннотаций и «фиги в кармане». Перелом случился во времена «холодной войны», когда карикатурное изображение СССР в виде агрессивного медведя превратилось в смысловой штамп, до сих пор использующийся как в американских, так и в европейских СМИ.
Неудивительно, что еще десять лет назад медведь как символ России доминировал в ассоциациях именно американцев, опережая Красную площадь, автомат Калашникова и матрешку. В самой России он занимал только четвертое место, уступая двуглавому орлу, Кремлю и березе, следует из исследования доктора социологических наук Татьяны Рябовой из Ивановского государственного университета. Получается, теперь мы переняли тот символ, который использовали против русских в уничижительном смысле и в пропагандистских целях. В этом есть что-то от Достоевского, чтоб не сказать - от Захера-Мазоха.
Другое дело, что это нельзя трактовать как признак слабости - подверженности западной пропаганде. Наоборот, это признак силы - намеренного переделывания образа под себя, изменения его смысла. В массе своей советские граждане, разумеется, не знали, что в американских карикатурах их страну изображают в виде медведя, но «верхушка» была в курсе этого. Олимпийский Мишка - это в том числе попытка сломать суть
закрепившейся ассоциации, радикальный перенос акцента с агрессивности на добродушие.