Size: a a a

Наследие Узбекистана

2018 March 27
Наследие Узбекистана
​​​​Арк — древняя цитадель в Бухаре, оплот последних эмиров. В своё время Арк, возвышающийся над площадью Регистан, являлся символом величия, власти и неприступности. На одной из стен некогда висела большая кожаная плеть (камча) — символ власти в Бухарском Эмирате.
В начале XX в. в Арке проживало около трех тысяч человек. В крепости располагались: дворец правителей, дворцовые службы чиновной знати и военачальников, ремесленные мастерские, казначейство, арсенал, жилища родственников и сановников двора, склады одежды, ковров, оружия, дворцовые сокровища.
Цитадель построена на остатках поселения, которые покоятся на двадцатиметровой глубине под основанием Арка, в археологических слоях начала нашей эры. Арк неоднократно разрушался, а затем отстраивался вновь. Первые сведения об Арке содержатся в «Истории Бухары» Абу Бакра Наршахи (899—960). Наршахи, в частности писал: «Правитель Бухары Бидун Бухар Худот построил эту крепость, но она вскоре разрушилась. Сколько он строил, сколько раз разрушилась». Говорят, что когда правитель обратились за советом к мудрецам, они посоветовали ему строить крепость на семи столбах, расположенных по отношению друг ко другу, как звезды в созвездии Большой медведицы. Построенный таким образом, Арк не стал разрушаться. Возраст Арка не установлен точно, но, во всяком случае, полторы тысячи лет тому назад он уже был резиденцией местных правителей. Здесь, в мощной укреплённой цитадели, жили не только эмиры, но и их главные визири, военачальники и многочисленные слуги.
В средние века в Арке работали Рудаки, Фирдоуси, Авиценна, Аль-Фараби, позднее Омар Хайам.
источник
Наследие Узбекистана
Музыкальное наследие
@uzbland
источник
2018 March 28
Наследие Узбекистана
​​​​Фирдоуси (Хаким Абулькасим Мансур Хасан Фирдоуси Туси) родился между 932 и 936 годами в окрестностях города Туса, в Хорасане, в шиитско-исмаилитской семье дехкана.
О его детстве и юности сведений почти нет. Он получил хорошее по тому времени образование, свободно владел обоими литературными языками той эпохи — арабским и персидским, и, возможно, даже был знаком и с литературным языком домусульманского Ирана — пехлеви.

Его поэтическое имя Фирдоуси переводится как «Райский». Поэт высоко ценил знание:

«К словам разумным ты ищи пути,
Весь мир пройди, чтоб знания обрести».

За это он и получил прозвище «хаким» («мудрец», «учёный»).

Длительное время жил в Газни, находился на службе у султана Махмуда Газневи (которому и посвятил своё произведение «Шахнаме»). Однако основная мысль поэмы о том, что лишь наследственные носители царской власти имеют на неё право, не понравилась султану, которого более устраивала правомерность силы, а не наследственности.

По известной легенде, не имеющей точных подтверждений, султан отказался платить Фирдоуси за поэму. Это сильно обидело поэта, и он написал сатиру, в которой упрекал султана происхождением от раба. В результате султанского гнева Фирдоуси был вынужден бежать из страны и скитаться в бедности до конца жизни. Эта легенда вдохновила русского поэта Дмитрия Кедрина написать стихотворения «Приданое».

Есть ещё одно предание, согласно которому, незадолго до смерти Фирдоуси, султан Махмуд случайно услышал от одного придворного выразительный стих из «Шахнаме», осведомился об авторе и узнал, что стих — из посвященной Махмуду же «Книги царей» знаменитого Фирдоуси, который теперь в Тусе проживает в бедности. Махмуд немедленно распорядился послать в Тус для Фирдоуси богатый дар. А Фирдоуси незадолго до этого скончался. В то самое время, когда через одни городские ворота выносили для похорон его тело, в другие городские ворота вступали верблюды с дарами от Махмуда.

​​Фирдоуси был похоронен в городе Тус в своём собственном саду, поскольку местные клерикалы не разрешили похоронить его на городском кладбище. Губернатор Хорасана распорядился построить мавзолей над могилой Фирдоуси, после чего это место стало объектом массового поклонения.
источник
Наследие Узбекистана
​​​​Фирдоуси читает поэму «Шах-Наме» шаху Махмуду Газневи.
Картина Вардгеса Суренянца, 1913 год.
источник
Наследие Узбекистана
​​​​«Похороны Фирдоуси».
Картина Газанфара Халыкова, 1934 год.
источник
Наследие Узбекистана
Музыкальное наследие
@uzbland
источник
Наследие Узбекистана
​​Спокойной ночи!
источник
2018 March 29
Наследие Узбекистана
В продолжение о творчестве Фирдоуси

"Шахнаме" или «Книга царей» описывает жизнь 50 персидских царей. В этом произведении присутствует самая длинная поэма, принадлежащая перу одного автора: её объём в два раза больше, чем объём «Илиады» и «Одиссеи» вместе взятых!

Так же в "Шахнаме" описывается древнейшая легенда о Сиявуше, упомянутая во многих источниках, в том числе и в "Авесте".

Сиявуш был сыном Кей Кавуса – царя Ирана и пленной туранки царского рода. После смерти жены Кей Кавус вторично женился на Судабэ, которая воспылала любовью к Сиявушу. Когда она поняла, что он не отвечает ей взаимностью, разгневавшись, царица оклеветала Сиявуша перед отцом. Кей Кавус, поверив жене, выгнал сына из Ирана. Так Сиявуш оказался в Туране, на враждебной территории, которой правил царь Афросиаб.

При дворе Сиявуш встретил Фарангис – дочь Афросиаба, и полюбил её. Афросиаб не желал их брака и с помощью хитрости (недаром в Авесте Афросиаб упоминается как mairya – «обманчивый, коварный») хотел заставить Сиявуша отказаться от Фарангис. Он поставил невыполнимое условие, чтобы Сиявуш построил дворец на земле, помещающейся под бычьей шкурой, если хочет жениться на принцессе.

Сиявуш оказался еще хитрее. Он разрезал шкуру на тоненькие полоски, соединил концы вместе и внутри этой границы построил дворец. Таким образом, Сиявуш перехитрил Афрасиаба, построив великолепную крепость Кангдез (или Кухиндис), которая, впоследствии, получила название Арк. Арк расположена в Бухаре.

Дальнейшая судьба Сиявуша сложилась трагически. Афросиаб не смог смириться со славой Сиявуша, и предав его, приказал убить богатырю Горою. Но справедливость всё-таки восторжествовала и, как гласит легенда, Афросиаба покарал его внук – сын Сиявуша и Фарангис, легендарный царь Персии Кей Касроу.
источник
Наследие Узбекистана
​​​​Испытание Сиявуша огнём.
Художник Ризаи Муссавир, 1651 год
источник
Наследие Узбекистана
источник
Наследие Узбекистана
Связь восстановилась! Мы вновь с Вами, уважаемые подписчики канала "Наследие Узбекистана"!
Всем доброго вечера и хорошего настроения! 😊
источник
Наследие Узбекистана
Музыкальное наследие
@uzbland
источник
2018 March 30
Наследие Узбекистана
​​От души желаем вам чудесного утра и прекрасного дня!
источник
Наследие Узбекистана
​​Комплекс Султан Увайс-Бобо

Султан Увайс Бобо расположен на территории Берунийского района Республики Каракалпакстан. Название комплекса связывают с именем Увайса ал-Карани, который, согласно преданию, был одним из последователей пророка Мухаммада и жил во время четвертого халифа  Али ал-Муртада (ум. В 651).

Его полное имя Увайс ибн Омир ибн Жуз ибн Малик ибн Амр ал-Муроди ал-Карани. Согласно легенде, он проживал в селении Карайн в Йемене. Отсюда его второе имя — Увайс ал-Карани. Он родился в 625 г, в возрасте 32 лет пал в бою при Сифре, сражаясь в рядах войска Халифа Али против войск Муавии. Был погребен в селении Софа в Сирии. Его захоронение на описываемом комплексе, очевидно, символическое.

По преданиям, изложенным преимущественно в суфийских источниках, ал-Карани не видел самого Пророка, однако тот однажды явился к нему во сне и наставил на путь Истины. С тех пор традиция «наставление Пророка» или другого святого лица во сне называется по имени ал-Карани: «Увайси», то есть получение ислама духовного наставления Пророка или авторитетов ислама без непосредственного контакта с первоучителями.
источник
Наследие Узбекистана
​​Декор резной двери. Ичан-Кала, Хива.
XVIII-XIX вв.
источник
Наследие Узбекистана
Музыкальное наследие
@uzbland
источник
2018 March 31
Наследие Узбекистана
Медресе Газиян, расположенное в махалле Газиян, было построено в 1730-1740-е годы по инициативе Мулла Мухаммада Шарифа. О газиях — людях, борющихся за справедливость, до нас дошли разные легенды. По этим сказаниям, газияне вели борьбу за свою свободу против монгольского нашествия. Их тела были погребены под Каракульскими воротами. Один из них был погребен на территории махалли «Газиян».
Если вглядеться в историю медресе, то легенда гласит, что при строительстве, на этом месте Мухаммад Шариф нашел кувшин с золотом. Он отнес его своему наставнику — учителю Эшони Имло. Тот посоветовал ученику отдать найденное золото под нужды бедных людей. Тогда Мулло Мухаммад задумал построить медресе в махалле Газиян.
Это медресе в свое время было знаменитым учебным заведением. Здесь учился известный бухарский писатель и историк Садриддин Айни. Старое медресе было двухэтажным и состояло из 92 худжр — комнат. Передняя часть здания имела длинные «гульдаста», возведенные четырехугольными кирпичами — «оби». Верх обложен облицовочными плитами в образе мозаики. Внутренний свод (айван) украшен цветами в стиле «гирих». Входные ворота отделаны пятигранными выпуклыми цветами в стиле «ироки».
Гроб с телом Мулло Мухаммеда Шарифа расположен в правой стороне медресе, приблизительно в 30 метрах от здания. В 1990 году зодчий — мастер — Ф.Урунов, отреставрировал гроб и водрузил над ним святой столб.
В 20-30-е годы прошлого века медресе Газиян было лагерем для политзаключенных. Здание служило этим целям вплоть до 1948 года. Многие были расстреляны в стенах тюрьмы. Умерших увозили на арбах, на кладбище Ходжа Исмат.
Медресе пришло в негодное состояние. Для того, чтобы заключенные не могли сбежать, были снесены 31 худжры второго этажа.
источник
Наследие Узбекистана
​​Мозаичные панно Ташкента

Эту особенность ташкентских типовых многоэтажек невозможно не заметить. Стены чуть ли не каждой девятиэтажки в Ташкенте украшены огромными мозаичными панно в самом разном, но чаще всего восточном, орнаментальном стиле. Эта уникальная традиция была заложена братьями Николаем и Петром Жарскими.

Они родились во Франции в семье русских эмигрантов, а во время Второй Мировой включились в партизанское движение. По окончании войны, их квартира превратилась в штаб по возвращению русских эмигрантов, а в 1947 году вся семья вернулась в Россию обратно. Закончили Ленинградские художественные вузы (плюс, Пётр закончил художественную школу во Франции), а в 1966-м их направили восстанавливать Ташкент.

Из воспоминаний Николая Жарского:

«В Ташкент, мы с Петром приехали на восстановление города после сильного землетрясения 1966 года. Устроились работать на завод железо-бетонных изделий художниками.

На торцах пятиэтажек и девятиэтажек из стеклоплитки по нашим эскизам и картонам, под нашим авторским наблюдением, создавались мозаичные панно. В результате чего Ташкент при типовой застройке приобретал неповторимость, благодаря разнообразию цвета и восточной орнаментике. Весь город Ташкент стал узнаваемым и неповторимым».
источник
Наследие Узбекистана
Музыкальное наследие
@uzbland
источник
Наследие Узбекистана
​​Спокойной ночи!
источник