Size: a a a

Наследие Узбекистана

2018 March 08
Наследие Узбекистана
источник
2018 March 09
Наследие Узбекистана
источник
Наследие Узбекистана
​​"Чай не пьешь - откуда силы берешь?" Эта поговорка очень популярна на Востоке. С давних времен чайханы присутствовали в каждой махалле, у базаров, при банях и караван-сараях. Это самое популярное место у жителей. Поэтому не случайно и гостей Узбекистана приглашают посетить чайханы.
Чай впервые появился на нашей земле благодаря торговле с Китаем. Сейчас он является национальным напитком в Узбекистане. Во всех регионах пьют зелёный чай, кроме Ташкента - здесь все, кроме пожилых людей, пьют черный чай.
Чтобы заварить зеленый чай, нужен небольшой фарфоровый или керамический чайник. Его согревают и внутрь засыпают сухой зеленый чай. На четверть объема заливается кипяченая вода и чайник ставится под потоки горячего воздуха. После чего, до половины доливается кипяток и открытый верх покрывается тканью. Через 3 минуты, доливается кипяток до ¾ объема чайника. Верх снова закрывается на 2-3 минуты. После этого доверху доливается кипяток, и чай готов. При встрече гостей, хозяин дома или чайханы трижды переливает чай из пиалы в чайник. "Первая пиала – это мутный сай (маленькая речка), вторая пиала – аромат встречай, третья пиала – настоящий чай – друзей угощай". По традиции, гостям подаётся четверть пиалы, но это распространено не везде: например, на севере нашей страны - наоборот, чтобы не смущать гостя, ему заваривают чай в маленький чайник и ставят рядом с правой стороны. Чтобы человек сам решил, когда и сколько наливать себе чая.
источник
Наследие Узбекистана
​​​​​​Чтобы чай быстро не остывал, на чайник надевается калпак. Калпак выполняет не только теплоизолирующую функцию, но и является декоративной составляющей красивого восточного интерьера.
источник
Наследие Узбекистана
Музыкальное наследие
@uzbland
источник
2018 March 10
Наследие Узбекистана
​​Доброго утра и чудесного дня!
источник
Наследие Узбекистана
​​В 1417 году великий правитель Самарканда Улугбек приехал в Бухару и в этом году дал царский указ о строительстве медресе на восточной стороне Шахристана города. Здание было двухэтажным и в передней части имела две «гульдасты». Во дворе имелись двухэтажные худжры. Во времена правления Абдуллахана II в 1586 году были разрушены передние минареты и до конца они не были восстановлены, позже они были отреставрированы в настоящем виде.
В передней части медресе есть супы высотой в 0,5 метра. Медресе был построен мастером Исмаилом ибн Тахир Исфагани. В книге узбекского писателя Мирмухсина «Зодчий», рассказывается о том, что здание это было построено мастером Нажмиддином Бухари…
На стенах этого медресе тоже можно встретить красивую роспись орнамента великих мастеров востока. Над входными воротами медресе на фарси есть надпись, которая гласит: «Стремление к знаниям — есть святой долг каждого мусульманина и мусульманки».
В 1960 году эта запись была полностью восстановлена, а старая была передана в областной краеведческий музей для сохранения как драгоценная реликвия истории.
источник
Наследие Узбекистана
​​На розы не льстись, не прельщайся весной,
С мечтой о желанном уйди в мир иной.
Любви не изведавший — не человек,
Пойми: человек жив любовью земной.


Махларайим Надира (1792 — 1842) — великая узбекская поэтесса, дочь правителя Андижана. Писала под тахаллусами (псевдонимами): Надира — на узбекском языке, Камила или Макнуна — на персидско-таджикском. Наряду с поэтессами Увайси и Махзуной, является представительницей кокандской женской поэзии. В её честь назван кратер Надира на Венере.

В юности Надира получила прекрасное образование, владела не только родным, узбекским, но и персидско-таджикским языками. После смерти мужа опекала своего 12-летнего сына Мадали-хана, вступившего на престол. Принимала участие в общественной и культурной жизни как покровительница искусств. Надира-хон оказывала содействие развитию науки и литературы, участвовала в строительстве мактабов, караван-сараев, торговых рядов. Вся жизнь Надиры и её творчество проникнуты сочувствием к угнетенным, заботой о просвещении народа. Она высоко ставила роль науки и искусств в жизни общества.

В своем творчестве она во многом опиралась на гуманистическое наследие основоположника узбекской литературы Алишера Навои. В её рукописных диванах встречаются различные жанры лирики — газели, мухаммасы, мусаддасы, мусамманы, тарджибанды и другие. Есть у Надиры и несколько «Песен разлуки». Её стихотворный диван — гимн любви, верности и честности. Находясь под определенным влиянием суфийских кругов, для своего времени Надира была весьма прогрессивна, она ощущала себя прежде всего Человеком, активно призывала видеть в женщине не только красоту, но и ценить её ум, чувства, достоинство. В её стихотворных диванах высокая любовь воспевалась как символ человеколюбия, как основа нравственности.

Жизнь Надиры оборвалась трагически. В результате политических интриг в 1842 году, поэтесса, обвиненная религиозными фанатиками в отступничестве, была убита вместе со своими детьми бухарским эмиром Насруллой, присоединившим Кокандское ханство к Бухарскому эмирату. Тем не менее, эту великую женщину помнят и чтят по сей день. Литературное наследие поэтессы оставило неизгладимый след в истории узбекской литературы. Основные произведения Надиры получили широкую известность в народе и включались во многие сборники XIX—XX веков.
источник
Наследие Узбекистана
Музыкальное наследие
@uzbland
источник
2018 March 11
Наследие Узбекистана
​​Еврейская диаспора в Узбекистане

Первые упоминания о евреях в Средней Азии датируются ещё IV в. В XII в. появляются первые свидетельства о еврейской общине в городе Самарканде. Затем евреи появляются в Бухаре, Каттакургане, Ташкенте, Карши, Шахрисабзе, Коканде, Маргилане и других городах. Они называли себя "исраил" или "яхуди". Те из них, что приняли ислам, в народе назывались "чала". После присоединения к России, в регионе появляются другие евреи - "ашкенази", подданые Российской Империи. К концу XIX столетия евреев в Средней Азии насчитывалось более 16000 человек.

В годы Великой Отечественной Войны, количество евреев в Средней Азии увеличилось засчёт эвакуации. К 1959 году еврейское население в Узбекистане составляло 94000, а к 1970 оно выросло до 103000.

После 1970-х евреи постепенно начали уезжать в Израиль. Отток усилился в 80-е и 90-е. На сегодняшний день численность еврейского населения в Узбекистане составляет не более 9000 человек. 3000 из них - бухарские евреи. Самая крупная еврейская община существует в Ташкенте - около 5000 человек.

Традиционными занятиями для среднеазиатских евреев были ткачество, окраска шерсти и ткани, а также торговля. Название красильщиков "кабудгари" происходит от таджикского "кабуд" — "синий". Краски изготавливались самостоятельно и секреты их производства передавались из поколения в поколение. Среди мусульман даже существовало выражение: "идти к еврею", то есть отдать еврейскому мастеру пряжу для окраски в синий или голубой цвет.

Среди евреев было также много цирюльников и башмачников. В советское время парикмахерское дело стало основным делом ташкентских евреев.

Бухарские евреи внесли весомый вклад в развитие музыкальной культуры и танцевального искусства Средней Азии. Долгое время они были носителями макомов - восточной музыки. Согласно исследованиям этнографов, бухарские евреи отличались особой музыкальностью, позволявшей им легко усваивать соответствующие профессии. Дословно: "Славились бухарские евреи как певцы и танцоры; они выступали на пиршествах как своих единоверцев, так и бухарцев-мусульман. Лучшие из них становились придворными певцами и музыкантами". Например, известный придворный музыкант при бухарском эмире Алим-Хане - Леви Бабаханов (1873 – 1926). И по сей день бухарские евреи распространяют культурные элементы Средней Азии, даже будучи в эмиграции.

В городе Иерусалиме, существует бухарско-еврейский квартал, где были сделаны записи религиозных песен и инструментальной музыки Бухары. В США и Европе становятся известными имена макомчи, создаются ансамбли, проводятся концерты, появляются научные публикации исследователей - Вальтера Фельдмана, Марка Слобина, Теодора Левина, Сулеймана Тахалова, Бориса Бобохонова, Амнона Шилоаха и других.
источник
Наследие Узбекистана
Бухарские евреи в Израиле
источник
Наследие Узбекистана
источник
Наследие Узбекистана
Небольшой документальный фильм про бухарских евреев

Благодарим нашего подписчика за ссылку! 😊
источник
Наследие Узбекистана
источник
2018 March 12
Наследие Узбекистана
​​АРХИТЕКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС ХОДЖА МОХАММАДА БАХАУДДИНА НАКШБАНДА
Бухара считается центром просвещения и культуры с древнейших времен и до наших дней, не только Узбекистана, но и во всей Средней Азии. Все спешат посетить этот знаменитый и благословенный город.
В городе погребен великий мыслитель и основатель большого направления накшбандия — Ходжа Мохаммад Бахауддин.
Он также знаменит в народе именами «Бахауддин Балогардон» — «Бахауддин — отвратитель бед», «Бахоул хак и дин Накшбанд».
А его настоящим именем было Саид Мохаммад Джалаледдин Бухари. Родился он в кишлаке Касри Хиндувон близ Бухары, в семье ремесленника в 1318 году, люди из-за уважения к нему, стали называть его родное село «Касри Орифон», что в переводе означает — «крепость умных людей» — /-ныне «Бахауддин».
У Бахауддина были дочь и сын, сын умер, в младенческом возрасте, дочь он выдал за Алоуддина Аттара. Его внуков звали — Хасан Аттар и Алоуддин Аттар, погребены они в поселке Денау.
Бахауддин быль великим проповедником религии суфизма — основной ветки религии ислама. В этом деле он даже создал свою школу, и было у него великое множество последователей в истории и по сей день.
Основой духовного религиозного направления суфизма — накшбандия является мысль о гармоничном развитии человека, развитии его тела и души, моральное и физическое развитие человека. Этот принцип приобретает и в наши дни особый смысл в гармоничном развитии подрастающего поколения.
Бахауддин Накшбанд говорил, что основой его вероучения был: «Урват ул-виско» — «Великий Коран!»
Очень знаменито его двустишие, в котором говорится, «…Хороших людей все любят, но, если ты сможешь направить плохих людей в путь истины, то ты поистине благороден!»
Бахауддин предложил «выучить эти строки всем своим ученикам» /из мыслей Садридцина Салима Бухари/.
В настоящее время место погребения Бахауддина Накшбанда и его матери — Орифа биби — превращено в единый комплекс.
Комплекс Бахауддина Нашкбанда состоит из мечети Абдулазизхана /1544-1545/, надгробий царей, медресе Абдулазизхана, мечети Хакима Кушбеги, пруда, колодца, минарета и других зданий.
Возле гробницы Бахауддина Накшбанди построен четырёхгранный пруд для питья чистой воды. Весь орнамент здания мемориала свидетельствует о прекрасном вкусе его созидателей. Эта симфония красок и красивого орнамента поистине покоряет любого посетителя. Здесь есть кому научиться молодым — художникам, ибо это творение рук человека говорит о великом таланте их созидателей.
Говоря мыслями 1го Президента Ислама Каримова: «..Любое прекрасное дело начинается с души человека!» Именно, под его руководством в 2003 году полностью было восстановлено мемориальный комплекс великого духовного мыслителя ислама Бахауддина Накшбанди.
Вся дорога и все здания с Бухары до комплекса были отреставрированы согласно мировым стандартам и этот мемориал является в наши дни поистине самым многолюдным и посещаемым местом древней и вечно молодой благородной Бухары.
источник
Наследие Узбекистана
​​Один из выдающихся деятелей узбекского цирка, Народный артист России и Узбекистана, Герой Труда, Ташкенбай Эгамбердиев родился 3 марта 1866 года в селе Асака (ныне – г. Асака Андижанской области). Его отец Эгамберди в молодости совершил паломничество (хадж) в Мекку и Медину и именно там обучился искусству хождения по канату. В народе он был известен под именем Ходжи-дорбоз, что в переводе с узбекского означает «канатоходец, совершивший хадж». 

Ташкенбай Эгамбердиев с 7 лет начал выступать вместе с отцом на канате на ярмарках и базарных площадях. С середины 1880-х годов стал работать самостоятельно. Получил большую известность как симбоз – эквилибрист на пружинящем канате, натянутом на высоте 3 – 4 метров. 

Выступал также как дорбоз – канатоходец на высоте 25-30 метров, кроме того, исполнял гимнастические упражнения на одинарной и двойной. На состязании в Ташкенте в 1908 году был признан лучшим дорбозом и симбозом Туркестанского края и награжден золотой медалью. В 1909 году награжден Золотой медалью Эмира Бухарского.

В 1920-1920-х годах вместе с сыновьями Кадырджаном, Шакирджаном и Абиджаном работал в  государственных и частных цирках Узбекистана. В 1935 году в Ленинградском цирке под руководством Ташкенбая Эгамбердиева создаётся национальный аттракцион «Дорбозы». Впервые в истории узбекского цирка выступления канатоходцев были перенесены из-под открытого неба под купол цирка.

В 1937 году был удостоен почетных званий «Заслуженный артист России» и «Заслуженный артист Узбекистана». Народный артист России и Узбекистана (1939), Герой Труда (1937). В 1942 году в Ташкенте создаётся Узбекский цирковой коллектив, ставший первым национальным цирковым коллективом в бывшем СССР. Художественным руководителем коллектива был назначен Ташкенбай Эгамбердиев. Выступления канатоходцев Ташкенбаевых целиком занимали третье отделение программы. 

Продолжая и развивая древние традиции искусства дорбозов, Ташкенбаев обогатил их достижениями современного цирка. В репертуаре канатоходцев, помимо сольных трюков, появились сложные групповые композиции, исполняемые 4 – 6 артистами. Следует особо подчеркнуть, что Ташкенбаевы являются единственными в мировом цирке исполнителями таких трюковых композиций, как «Коромысло», «Двойной шпагат», «Тройной шпагат», «Трёхъярусная пирамида». 

Свои выступления на канате аксакал узбекского цирка завершил 1947 году, в возрасте 81 года. В 1950-1956 годах – был художественным руководителем Ташкентского цирка. В 90 лет ушел на заслуженный отдых. Именем Ташкенбая Эгамбердиева названы Ташкентский Государственный цирк, Парк культуры и отдыха в г. Асака, а также улицы в Ташкенте и Асаке.

В наши дни в цирке работают представители пятого и шестого поколения династии Ташкенбаевых, которые достойно представляют узбекский цирк на мировой арене, успешно участвуют в международных конкурсах и фестивалях.

Автор: Пулат Ташкенбаев, кандидат искусствоведения
источник
Наследие Узбекистана
Выступление Ташкенбая Эгамбердиева
источник
Наследие Узбекистана
Музыкальное наследие
@uzbland
источник
2018 March 13
Наследие Узбекистана
источник
Наследие Узбекистана
Первая узбекская машинистка тепловоза, Башарат Мирбабаева (депо Ташкент). 1951 год
источник