Омар Хайям и календарная реформа
Омар Хайям — один из самых выдающихся людей средневекового Востока. Он знаменит не только как поэт, автор знаменитых четверостиший «рубаи», но и как математик, астроном и философ. Хайям родился в 1048 г. в Нишапуре (Хорасан) и умер в этом же городе в 1131 г. Благодаря своим выдающимся способностям, он был призван ко двору сельджукского султана Малик-шаха, где занимался астрономией, математикой, а также писал стихи.
В 1076 г. для Хайяма и его помощников в Исфахане, столице Малик-шаха, была построена астрономическая обсерватория — одна из крупнейших в то время. Она просуществовала до 1092 г., т. е. до смерти султана. На ней под руководством Хайяма были составлены «Маликшахские астрономические таблицы» («Зидж-Малик-шахи»), от которых сохранились только таблицы ста наиболее ярких звезд. Для упорядочения календаря Малик-шах создал специальную комиссию, состоявшую из выдающихся математиков и астрономов. Во главе этой комиссии был поставлен Хайям. Самой важной задачей комиссии было добиться совпадения начала года («НАВРУЗ») с весенним равноденствием. Для этого были введены високосные годы, состоящие из 366 дней. Однако чередование високосных лет отличалось от того, какое было принято в Риме при разработке юлианского календаря.
В основу календаря Омара Хайяма была положена уже известная нам третья система високоса, имеющая в качестве подходящей дроби число 8/33. Это значит, что период из 33 солнечных лет имеет 25 простых и 8 високосных.
Чтобы внутри периода равноденствия ни разу не отходили от своего положения больше чем на половину дня, они должны были размещаться так: семь раз високос должен вставляться через три года на четвертый, а последний високос — через четыре года на пятый, т. е. високосными годами в 33-летнем периоде должны быть 4-й, 8-й, 12-й, 16-й, 20-й, 24-й, 28-й и 33-й годы.
Мы не знаем, было ли в календаре Омара Хайяма именно такое чередование, но независимо от этого, его календарь следует считать одним из самых точных, так как средняя длина года в нем равна
365 и 8/33 = 365,24242 дня.
Эта величина больше современного значения тропического года (365,24220) всего на 0,00022 суток и, следовательно, дает ошибку в одни сутки за 4500 лет. Значит, этот календарь точнее григорианского. В своей книге «Навруз-наме», посвященной истории праздника Нового года, Омар Хайям дал характеристику всем месяцам иранского календаря, объяснил значение их названий, а также привел краткое изложение истории.