Size: a a a

2020 February 18
Urban Geek
источник
2020 February 22
Urban Geek
​​КОНКУРСНЫЙ ТЕКСТ

Сегодня оцениваем текст, присланный на конкрус Викторией Деркач

«Архитектура советского модернизма — предмет, не только не ставший национальным достоянием, но и рискующий им не стать вовсе», — пишут Анна Броновицкая и Николай Малинин.

Действительно, незаслуженно советский модернизм сегодня является непризнанным. Никто не относится к постройкам 60х-80х годов как к памятникам архитектуры из-за их относительно недавнего появления. Однако это такой же оригинальный советский архитектурный стиль, как конструктивизм или сталинский ампир. Активная эксплуатация объектов в течение последних десятилетий приводит их в упадок, а из-за отсутствия охранного статуса никто не хочет заниматься восстановлением и реставрацией.

В Москве есть интерес к подобным постройкам, из-за большого ли количества модернистской архитектуры и советского наследия, из-за концентрации в столице  активистов, урбанистов и архитекторов или из-за отрицательной реакции на лужковский стиль — вопрос спорный. Но в регионах можно наблюдать лишь увядание и разрушение архитектуры. Показательным примером сегодня является Тольятти, где целый район — это ансамбль зданий советского модернизма. Так, в городе есть выдающийся памятник монументальной архитектуры — мозаичная стела-панно «Радость труда», где было использовано более ста оттенков смальты, а ее длина составляет 100 метров. Сюжеты, изображённые на стеле, посвящены Революции, победе в Великой Отечественной войне, первому полету человека в космос, а также строительству Тольятти и Волжского Автомобильного Завода. Однако если сейчас не начинать восстановление мозаичного панно, то памятник можно потерять, потому что площади потери мозаики огромны. А если его отреставрируют, не получится ли то же, что получилось с мозаикой в Нижнем Новгороде? Страшно. В целом Тольяттинская ситуация является отражением того отношения к модернизму, которое есть в российском обществе. Например, ещё одна мозаика на фасаде Дворца культуры, искусства и творчества была повреждена одним из арендаторов помещения, а само здание большую часть времени простаивает. Кинотеатр «Сатурн» сегодня под угрозой сноса. Торговый центр «Восход» уничтожили реставрацией, обшив здание вентилируемым фасадом. Другой торговый цент «Океан» в удручающем состоянии, но лучше оставить его таким, чем тоже «отреставрировать». И много других объектов советского модернизма требуют к себе внимания не только в Тольятти, но и по всей стране. Самый актуальный пример — это преступное «обрушение» Петербургского спортивно-концертного комплекса, при котором из-за халатности руководства погиб рабочий.

Допуская уродующую здание «реставрацию», обшившая здания сайдингом и вентфасадом, мы отдаем победу в руки безвкусицы, убиваем уникальность архитектуры, а также локальную и региональную идентичность. А позволяя сносить объекты, мы стираем и нашу историю.
источник
2020 February 28
Urban Geek
Кажется, что если бы не потеря СКК, о советском модернизме так и не заговорили бы. Так и не начали бы бить в набат. Но, говорят, лучше поздно, чем никогда. У меня всё руки не доходили написать о зданиях, которым грозит опасность, но, благо, есть кому рассказать об этом помимо меня.
источник
Urban Geek
Написал статью для "Собаки" про модернизм, который мы можем потерять: http://m.sobaka.ru/city/city/104000
источник
Urban Geek
Ценность модернизма большинству не понятна, потому он под угрозой в целом весь, а не только какие-то отдельные здания, будь то очередной типовой кинотеатр или широко известная гостиница «Прибалтийская». Модернизм — это также массив, множество рядовых зданий, которых никто не замечает. Часть из них находится в потенциально опасных локациях, где сейчас идут стройки: в районе Лесной, на Охте, Васильевском острове, и могут быть снесены в любой момент. Уже сейчас к ним со всех сторон подбираются новостройки и вентфасады. И это происходит в Петербурге, вроде бы культурной столице и европейском городе, а на самом деле — в столице градостроительного беспредела. Впрочем, думаю, плачевная ситуация с модернизмом сложилась во всех городах, где есть хоть какие-то деньги на керамогранит и бульдозер.

Модернизм под угрозой, пока не считается памятником, и останется под угрозой даже тогда, когда будет считаться. Но охранный статус даёт хоть какую-то минимальную гарантию сохранности. Поэтому важно не столько составлять списки тех зданий, которым уже сейчас грозит снос, сколько составлять списки тех зданий, которые нужно срочно признать памятникам и сохранить. Независимо от того, реально им сейчас что-то угрожает или нет. Это будет действием на опережение и даст возможность предотвращать такие ситуации, как утрата СКК. Факт отсутствия статуса памятника — уже сильная угроза зданию.
источник
2020 March 03
Urban Geek
Уже только из-за этих разворотов стоит взять номер! Ну или выпросить его себе в подарок 😊
источник
Urban Geek
В мартовском номере "Собаки" вышло наше семистраничное интервью о капроме. Давайте, раскупите уже весь тираж! #капром
источник
Urban Geek
источник
Urban Geek
источник
Urban Geek
источник
2020 March 04
Urban Geek
Финский модернизм в Выборге и советский ответ ему. Здания находятся рядом на улице.
источник
Urban Geek
источник
Urban Geek
источник
Urban Geek
источник
Urban Geek
источник
Urban Geek
Как вам ответ?
Анонимный опрос
34%
Хорошо 👍
36%
Так себе
30%
Плохо 👎
Проголосовало: 138
источник
2020 March 05
Urban Geek
На самом деле нужно понимать, что эти два модернизма разные, и что советское здание не выглядит сейчас так, как должно. Если привести его в порядок и нормально эксплуатировать, эстетика (которая тут безусловно есть) заиграет новыми красками.

Посмотрим внимательно на советское здание и прислушаемся к своим ощущениям. У него массивный первый этаж, облицованный камнем, что напоминает нам такие же массивные и каменные первые этажи финских модерновых зданий. Фасад облицован плиткой, которую мы уже не раз встречали: она активно использовалась в советских и не только модернистских зданиях, да и на модерновых фасадах мы тоже видели подобное. Есть намёк на горизонтальную ориентацию окон, но, так как лента остекления «завёрнута» на углах, это не читается, зато получаются совершенно финские и модернистские угловые окна.

А теперь представим это здание с деревянными окнами и без остеклённых лоджий (при этом будут видны краснокирпичные стены). Смекаете, насколько оно красиво и контекстуально?
источник
Urban Geek
источник
Urban Geek
источник
Urban Geek
источник