КОНКУРСНЫЙ ТЕКСТ
Сегодня оцениваем текст, присланный на конкрус Викторией Деркач
«Архитектура советского модернизма — предмет, не только не ставший национальным достоянием, но и рискующий им не стать вовсе», — пишут Анна Броновицкая и Николай Малинин.
Действительно, незаслуженно советский модернизм сегодня является непризнанным. Никто не относится к постройкам 60х-80х годов как к памятникам архитектуры из-за их относительно недавнего появления. Однако это такой же оригинальный советский архитектурный стиль, как конструктивизм или сталинский ампир. Активная эксплуатация объектов в течение последних десятилетий приводит их в упадок, а из-за отсутствия охранного статуса никто не хочет заниматься восстановлением и реставрацией.
В Москве есть интерес к подобным постройкам, из-за большого ли количества модернистской архитектуры и советского наследия, из-за концентрации в столице активистов, урбанистов и архитекторов или из-за отрицательной реакции на лужковский стиль — вопрос спорный. Но в регионах можно наблюдать лишь увядание и разрушение архитектуры. Показательным примером сегодня является Тольятти, где целый район — это ансамбль зданий советского модернизма. Так, в городе есть выдающийся памятник монументальной архитектуры — мозаичная стела-панно «Радость труда», где было использовано более ста оттенков смальты, а ее длина составляет 100 метров. Сюжеты, изображённые на стеле, посвящены Революции, победе в Великой Отечественной войне, первому полету человека в космос, а также строительству Тольятти и Волжского Автомобильного Завода. Однако если сейчас не начинать восстановление мозаичного панно, то памятник можно потерять, потому что площади потери мозаики огромны. А если его отреставрируют, не получится ли то же, что получилось с мозаикой в Нижнем Новгороде? Страшно. В целом Тольяттинская ситуация является отражением того отношения к модернизму, которое есть в российском обществе. Например, ещё одна мозаика на фасаде Дворца культуры, искусства и творчества была повреждена одним из арендаторов помещения, а само здание большую часть времени простаивает. Кинотеатр «Сатурн» сегодня под угрозой сноса. Торговый центр «Восход» уничтожили реставрацией, обшив здание вентилируемым фасадом. Другой торговый цент «Океан» в удручающем состоянии, но лучше оставить его таким, чем тоже «отреставрировать». И много других объектов советского модернизма требуют к себе внимания не только в Тольятти, но и по всей стране. Самый актуальный пример — это преступное «обрушение» Петербургского спортивно-концертного комплекса, при котором из-за халатности руководства погиб рабочий.
Допуская уродующую здание «реставрацию», обшившая здания сайдингом и вентфасадом, мы отдаем победу в руки безвкусицы, убиваем уникальность архитектуры, а также локальную и региональную идентичность. А позволяя сносить объекты, мы стираем и нашу историю.