В Петербурге я жила в отличном месте на набережной Фонтанки напротив Михайловского замка. Весь центр был мне в пешей доступности. Получился даже своеобразный городской пузырь: в моем Питере не существовало метро — ездила в нем только один раз пока добиралась из аэропорта; не было серого пояса с промкой и пояса нового многоэтажного строительства, а только красота дворцов и доходных домов, соборов и каналов, набережных и парков. Жила не в городе — в открытке.
За две недели всякое успела почувствовать и узнать, но одно из самых ярких впечатлений — я так задолбалась ходить! Это забавно, потому что визуально город — сплошное наслаждение, а пешеходно — сплошное мучение. Почему так?
Первое, что я очень хорошо поняла уже на второй день — почему обильные снегопады этой зимой для Питера стали стихийным бедствием и даже стоили кому-то жизни. Улицы — коридоры с высокими домами-стенами. По фасадам идут трубы и льют воду прямо на тротуар. А сами тротуары — очень узкие. Вот и получается, что пешеход оказывается зажат между фасадом и дорогой, под ногами — лёд, прямо над головой — сосульки. Сосульки как реальная угроза большому количеству людей, подумать только.
Я, конечно, с ними не столкнулась, но общую тесноту оценить успела. Здесь нельзя просто так взять и остановиться на тротуаре, чтобы что-то рассмотреть, сфотографировать или покопаться в сумке — кто-нибудь в тебя врежется. А когда идёшь, типа где-нибудь на Невском, нужно стараться поддерживать общий темп и держаться правой стороны — примерно как в метро в Москве.
Дальше очарование набережных каналов портит такая хорошо нам знакомая штука как п-образные переходы. Если вздумал погулять так вдоль Фонтанки у воды дальше одного квартала, то лучше сразу забудь — замучаешься переходить на каждом мосту по три светофора. Ну и опять же как таковой набережной нет, это дороги. И это яркий маркёр того, что хоть Питер и на воде, контакта с водой в городе очень мало.
А ещё, собственно почему возникла усталость от пешеходных перемещений — на улицах Питера нет лавочек! Это беда. В Красноярске такой острой проблемы нет: даже если нет лавочки на основной улице, всегда можно свернуть во двор и там она будет. В Питере же некуда сворачивать — сплошной фронт фасадов, а на арках во дворы ворота. Да и не сказала бы, что во дворах-колодцах повсеместно есть благоустройство. Единственные публичные места обитания лавочек — парки и скверы. Но их достаточно мало.
Так и получается, что улицы-коридоры тебя не настраивают на расслабленную прогулку, а скорее подгоняют. Эти улицы пригодны в основном для транзита. И это какая-то фигня.