«Мы решили, что это будет арт-пространство для людей творческих, решили, что будем делать небольшие выставки, устраивать поэтические вечера, кинопоказы, показывать короткометражки. Нам кажется, что Петербургу таких мест не хватает», — из материала The Village полугодовой давности, где рассказывается о первой ЛГБТ-френдли кофейне в Петербурге.
Хороший повод порассуждать об этом с точки зрения урбанистики. «Арт-пространство для людей творческих, Петербургу таких мест не хватает» — это действительно так? Я думаю, арт-пространств, как в «чистом» виде, так и в виде комбинации функций, в Питере уже предостаточно (и с этим согласны многие мои подписчики в инстаграме). Убедительно подтвердить или опровергнуть это могут лишь научные данные. У меня их нет, поэтому опустим вопрос плотности функций и обратимся к личному опыту.
Да, поначалу кажется: о, книжный магазин, тут проходят лекции — круто! А в этом баре кинопоказы по пятницам. Класс. А вот в этом кафе выставки. Здорово. А вот здесь все и сразу, 5 в 1. Вообще огонь! Я сам часто ходил по таким местам. Но потом, когда ты видишь это в каждом кафе, в каждом магазине, наступает перенасыщение этой культурной функцией, и ты понимаешь, что тебе не нужно ее столько в городе. Ты хочешь зайти в магазин просто купить книгу, а не слушать лектора, ты хочешь сходить в кафе чтобы поесть, а не смотреть на картины. Ты видишь, где это действительно оригинальная концепция заведения («Книги и кофе»), а где просто искусственная мешанина в угоду тренду.
Но ведь на все эти события есть спрос, скажете вы. Да. Но оставьте события существующим ивент-пространствам (галерея, выставочный зал, лекторий), а еду — кафе. И пусть они будут в одном креативом кластере (даже если эти кластеры тоже вызывают вопросы), но в разных помещениях, а не на общей площади в 25 кв. м. И распределите эти кластеры равномерно по городу, чтобы в магазинчик в центре не набивалось на лекцию 100 человек вечером, когда тебе после работы надо в тишине и спокойствии что-то выбрать.
В том понимании, к которому мы привыкли в Петербурге, лично для меня арт-пространства ощущаются как пройденный для города этап. Я думаю, что нужно переходить на качественно новый уровень. Но что делать? В этом плане советские проектировщики уже все сделали за нас. Нужно лишь обратиться к их наследию и раскрыть его огромный потенциал. Уже давно, в паре минут пешком от каждого жилого дома в городе, существуют, но не используются эффективно школы, вузы, библиотеки (вспомните, какой может быть библиотека, на примере Oodi в Хельсинки), вузы, кинотеатры и дома культуры. При грамотном подходе из них получатся настоящие общественные, культурные, творческие и образовательные пространства, которые всегда рядом. Что положительно повлияет на функциональную плотность городской застройки и качество жизни горожан.
И на десерт отмечу, что, конечно же, нашего внимания достойны... церкви. Да-да! Навряд ли это применимо к православным церквям, но возьмите, скажем, лютеранскую церковь небольшого европейского городка. Ее афише позавидует любое арт-пространство Петербурга. Выставки, концерты, встречи, маркеты, мастер-классы — чего только нет. И такие не православные церкви есть и в наших городах! Например, наиболее известная в Петербурге – Анненкирхе, евангелическо-лютеранская Церковь Святой Анны, мероприятия в которой расписаны на каждый день: от курсов игры на гитаре и вязального клуба до джазовых выступлений и киноклуба.