В продолжение новости о продаже комплекса усадьбы Хрептовичей в Щорсах одноименный фонд "Щорсы и Хрептовичей", который занимается восстановлением наследия былой усадьбы, опубликовал ответ Новогрудскому райисполкому, приведём текст полностью.
«Новогрудский исполком в очередной раз выставил на аукцион часть дворцово-паркового комплекса, в том числе и коптильню. 💁
⠀
За три года Фондом был проделан огромный пласт работы.
Разработаны и переданы на согласование в Министерство культуры зоны охраны усадьбы, проведены первичные ботанические и гидрологические исследования, а также начата расчистка парка от завалов и дикой поросли.
За три сезона волонтерских летников, или семь двухнедельных смен по восемнадцать человек, на две трети расчистили хозяйственный двор Мурованку.
Провели техническую экспертизу башен хоздвора и разработали план по консервации, а самое главное — привезены из Германии три книги из уникальной хрептовичской коллекции.
Кроме того, Фонд регулярно писал заявки на грантовое финансирование возрождения усадьбы, и маленькими шагами двигался к крупным проектам.
⠀
Казалось бы, удача была на стороне дворцово-паркового комплекса. Совместный проект гмины Седлица (Польша) и Новогрудка был отобран для реализации в третьем конкурсе проектных заявок программы трансграничного сотрудничества «Польша-Беларусь-Украина». В 2021 в рамках проекта были запланированы реставрация коптильни усадебного комплекса, этнографические исследования и кулинарный фестиваль.
⠀
Только радовались мы не долго. Не прошло и недели, как Новогрудский исполком в очередной раз выставил на аукцион часть дворцово-паркового комплекса, в том числе и коптильню. Исполнителей власти не смутило ни то, что в декабре прошлого года на подготовку документации к восстановлению коптильни ушло пять тысяч белорусских рублей бюджетных денег, ни то, что проведение торгов с объектом, участвующим в программе ТГ грозит потерей договора с грантодателем и занесением в черный список, без права получения финансирования из грантовых источников в будущем.
⠀
Вот так, элегантно и с легкостью, чиновники решают судьбу историко-культурной ценности, лишая ее будущего своим вмешательством. При этом не только страдает репутация Фонда, но и сводятся к нулю усилия волонтеров, а также всех тех, кто, веря в победу разума над разгильдяйством, поддерживал фонд в течении трех лет. Хотя Фонд настаивает на срочном снятии объекта с торгов, решение до сих пор не принято.»