Смотрю, что и в России научный мир начинает уходить от термина "рабовладельческий строй", заменяя его на "античность". Передовики тут не историки (которым потруднее избавиться от шаблонов), а экономисты. Читаю сейчас как раз об этом у Юрия Бокарева из Института экономики РАН.
В так называемом "рабовладельческом обществе" не выдерживает критики само разделение общества на эксплуататоров и эксплуатируемых. Ни в одном обществе древности, включая римское, не было такого общественного класса, как "рабовладельцы". Римляне вообще не знали подобного слова. Люди, имевшие рабов, принадлежали к разным общественным группам, подчас совершенно ничего общего не имевших друг с другом. Рабами могли владеть и сами рабы, становившиеся, таким образом, рабами-рабовладельцами. Поэтому обладание рабами нельзя считать конституирующим признаком класса.
Свободные граждане Греции и Рима подразделялись на землевладельцев, торговцев, ремесленников, мелких аграриев и т.д. Между ними часто случались конфликты, столкновения, гражданские войны. Если в них принимали участие рабы, то с обеих сторон. А вот выступления рабов против своих хозяев случались крайне редко. В Риме, например, за всю его историю было только три крупных восстания, два из которых в глухой провинции на Сицилии, где было несколько крупных сельскохозяйственных имений, использовавших рабский труд. В этих выступлениях класс рабов противостоял не особому классу рабовладельцев, а всему обществу в целом. Восстание же Спартака касалось не всех рабов, а гладиаторов, чьё положение и интересы отличались от общей массы. К ним периодически присоединялись и уходили сотни тысяч деклассированных, жаждавших добычи.
Основная грань в обществе проходила не между свободными и рабами, а между подданными (народом, работниками) и государством или крупными собственниками.
В СССР также многие философы и социологи считали, что рабы не играли большой роли в экономике так называемых "рабовладельческих обществ". Эту концепцию отстаивали А.Богданов и специалист по политической экономии И.Степанов. Оба полагали, что феодализм – первая классовая формация и от неё развитие может пойти по трём разным линиям. Первая ведёт к восточному деспотизму, вторая – к античному рабству, третья – к крепостничеству.
Современные историки установили, что за все время существования рабства доля рабов в составе всего населения Древней Греции и Рима не превышала 2 млн. человек. Уже из этого числа можно понять, что одной из основных производящих сил общества рабы не были.