"Среди отсталого слоя лагерников, особенно среди нацменов и крестьян, а также для борьбы с активной поповщиной КВО ведет широкую антирелигиозную работу, используя для этого все подходящие факты из окружающей лагерной жизни. Например не только на лагерников, но и на местное карельское население большое впечатление произвела наша работа по пересечению бурных порожистых рек, которые после появления наших дамб и плотин либо вовсе обмелели, либо изменили русло и превратились в озёра. Особенно крупным событием в этом смысле явилось исчезновение Надвоицкого водопада, которому местные старожилы приписывали божественное начало. Все эти факты были использованы для антирелигиозной пропаганды, причем среди националов мы эту работу вели на их родных языках.
Печатные газеты имеются во всех лагерях, но наряду с этим в каждом трудколлективе есть своя стенгазета, а на каждом лагерном пункте — небольшой кружок лагкоров. Через КВО мы выявляем талантливых одиночек, особенно из уголовной молодежи, склонных к рисованию, и при помощи лагерных художников объединяем их в кружки, откуда иногда выходят одарённые художники.
Возьмем к примеру басмачей. Басмач, вчера он стрелял в нас, а сегодня мы его захватили и послали в лагерь. Приходят они все обозлённые, замкнутые. И вот мы начинаем среди них вести разъяснительную работу, создаём им бытовые условия с учётом их национальных особенностей, организуем для них национальную кухню, говорим с ними на их родном языке. Люди начинают иначе всё представлять. Мы им рассказываем о советской власти, они узнают, кто такой Ленин, кто такой Сталин. Вот таким образом рождается ударник Белморстроя из страшного басмача Биркимбаева, который недаром был приговорен к расстрелу с заменой 10 годами лагеря.
Исправительно-трудовые лагеря ОГПУ являются пионерами по культурному освоению наших отдалённых окраин. Работа лагерей постепенно превращает ранее отсталые отдаленные места нашего Союза в культурные индустриальные районы. Значительная часть досрочно освобождённых заключённых, которые получили квалификацию в бытность их в исправительно-трудовых лагерях, остаётся на месте, колонизируя отдалённые необжитые районы и создавая необходимые контингенты для дальнейшего развития этих областей!"
(Из статьи начальника Беломорско-Балтийского исправительно-трудового лагеря Семёна Фирина " О великой победе (Белморстрой)", "Журнал Большевик", №20, 1933 год).