У "Троицких вестей" интересный рассказ о великом русском учёном Владимире Николаевиче Ипатьеве (кстати, именем его брата назван "Ипатьевский дом", где расстреляли семью бывшего царя Николая Романова).
В царское время он - успешный военный химик, дорос до звания генерал-лейтенанта. После революции перешёл на сторону большевиков. И Ипатьев хорошо характеризует пример, что нужно различать советский режим 1920-х и сталинский, который уже почти ничего не имел общего с временем Ленина и его ближайшего круга. С декабря 1917 года он - председатель комиссии при Химическом отделе ВСНХ по химической промышленности. В марте 1918 года назначен председателем Технического управления Военно-хозяйственного отдела Наркомата по военным делам, а в апреле 1918-го - ещё и председателем комиссии по химической. промышленности при правительстве. В 1921 году Ипатьев стал членом Президиума ВСНХ и членом Госплана, руководил Главхимом - зародышем будущего Министерства химической промышленности, стал членом советского правительства.
В 1930 году Ипатьев принимает решение уехать за границу - его соратники по Химпрому ("царские спецы") поражаются в правах, многих репрессируют (ещё мягко - в основном ссылками). Мместе с женой он выехал в Берлин, затем - в США. Здесь он стал читать курс лекций по катализу в Чикагском университете и приступил к экспериментальным работам по контракту с фирмой Universal Oil Products Co (UOP) в оборудованной для него лаборатории.
В 1935 году он первым предложил промышленный каталитический крекинг, позволивший увеличить выход и качество бензина и других моторных топлив. В том же году фирма Shell стала выпускать 3000 тонн в час таких продуктов. Ипатьев стал отцом крекинга и вообще нефтехимии США, особенно - высокооктановых бензинов.
В зарубежной литературе многократно отмечалось, что именно высокооктановый ипатьевский бензин обеспечил победу британской авиации над немецкой Люфтваффе во время воздушной войны над Англией в 1940 году. Преимущество британских Спитфайров и Харрикейнов было лишь в том, что они заправлялись бензином с октановым числом 100, а самолёты Германии использовали горючее с октановым числом 87. С 1943 года и советская авиация начала переходить на ипатьевский бензин, получаемый из США по ленд-лизу (суммарные поставки — 1,187 млн.т). Поставлялись и американские самолеты, летающие только на таком бензине. Именно на таком истребителе Bell P-39 Airacobra с ипатьевским бензином Покрышкин сбил 48 самолётов и позже летал только на Айркобрах.
Ипатьев умер в США в ноябре 1952 года. На его могильной плите была выбита надпись: In Memory of Russian Genius Vladimir Nikolaevich Ipatieff. The Inventor of Octane Gasoline.