У французского историка и религиоведа Пьера Паскаля в его книге "Протопоп Аввакум и начало раскола" интересные параллели между старообрядческой этикой и этикой французских янсенистов - католическим течением, признанным ересью. Оба учения появились почти одновременно, в середине XVII века.
"Требование принимать Бога более всего сердцем объединяет московских боголюбцев (предтеча старообрядчества) и янсенистов. Сперва разрыв происходит в связи с обрядами и с отношением к грекам, потом возникает вопрос канонического порядка. Высокие идеи боголюбцев не могли быть осуществлены в жизни, так как они ближе суровому Богу Иеговы, чем к евангельскому доброму пастырю. Предусматривалось одноголосое пение без всяких музыкальных украшений, мистификация схваток с демонами, ощущение близости Бога, подтвержденное постоянными чудесами.
Янсенисты, чтобы заинтересовать широкие круги, используют для распространения своих богословских мнений общенародный язык. Они оказываются самыми лучшими грамотеями во Франции; старообрядцы первыми начинают писать по-русски, а не по-старославянски, в большом количестве создают различные сочинения, челобитные, письма, жития и трактаты. И у тех, и у других большую роль играют женщины. Янсенисты, сперва близкие к епископату, затем начинают опираться на городских священников, во главе старообрядцев стоят протопопы.
Старообрядцы - это первые русские протонационалисты, которые отвергли Империю и царя как ненужных посредников между Богом и человеком и, в конце концов, Богом и нацией".