Size: a a a

Толкователь

2018 January 13
Толкователь
"В селе Большие Сундыри Козьмодемьянского уезда в связи с недовольством хлебной монополией и твердыми ценами на хлеб крестьяне подвергли зверской пытке председателя волостной продовольственной управы Запольского: заживо зажарили его на костре".
(1 октября 1917 года, "Русские ведомости")
источник
Толкователь
Об истинной религиозности россиян в начале ХХ века.
"Протопресвитер военного духовенства Шавельский сделал Синоду подробный доклад о падении религиозности в действующей армии. Солдаты перестали молиться, полковые церкви пустуют. Священники подвергаются оскорблениям. Один из священников был убит солдатами, и труп его спрятан, и был случайно найден потом изуродованным. Вместе с падением религиозности падает и нравственность. Этим, по словам доклада, объясняются зверские поступки в Тарнополе и Калуще и других местах. Одному из военных священников пришлось одновременно похоронить 30 трупов замученных женщин".
(8 сентября 1917 года, "Русские ведомости")
источник
Толкователь
С 1908 года, когда выяснилось в ходе первой революции 1905-07, что полицейские не знают как действовать при беспорядках, их начали обучать приемам борьбы джиу-джитсу
источник
Толкователь
Ну и опять в качестве субботнего чтения рекомендую посмотреть текст на тему 30-летнего срача между советскими и постсоветскими людьми (на самом деле - одинаковыми), кто такие русские люди.
"Кто такой постсоветский человек? Социологи рисуют его основные черты: подозрительный ко всему новому, иерархический, недовольный обделённостью, верит в тёмные силы и заговоры. Но его разочарованность и чувство неполноценности компенсируются сознанием своей (массовой, коллективной) исключительности. Истоки этого человека не в советском прошлом, а в XVIII-XIX веках. Воспроизводящееся противоречие между поверхностным модернизмом и глубинным архаизмом составляет суть дуализма современного российского политического сознания".
http://ttolk.ru/articles/postsovetskiy_chelovek_rodom_iz_arhaiki_xviii-xix_vekov
источник
2018 January 14
Толкователь
В 1890-х в двух российских губерниях - Пермской и Херсонской - был проведён эксперимент: создание на бюджетные и благотворительные деньги артелей из крестьян-бедняков. Эксперимент оказался неудачным: до 30% лошадей в артелях умерло, крестьяне не хотели трудиться ради товарищей и получать прибыль. Это ещё раз доказало отсутствие коллективизма у русских крестьян, а также их нацеленность на натуральное хозяйство. http://ttolk.ru/articles/pochemu_razvalilis_kolhozyi_tsarya_aleksandra_iii
источник
Толкователь
Инженер-химик Людвиг Львович Урлауб записал в своём дневнике: "После смерти художника Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (в феврале 1939 года) мы с женой почти ежедневно навещали Марию Федоровну (вдову художника). Как-то, придя к ней, мы увидели на столике у окна стеклянный прямоугольный ящичек и в нём голову, да, голову Кузьмы Сергеевича.
Оказалось, что это была посмертная маска, но несколько необычного вида - целая голова телесного цвета и даже с волосами покойного. Впечатление было потрясающее. В дальнейшем Мария Федоровна сделала на этот стеклянный ящичек зелёные шёлковые занавески, которые скрывали внутренность его".

Елена Петрова-Водкина – дочь художника: "Долгое время после смерти отца я подходила и гладила эту голову. Прикасаясь рукой, ощущала исходящее от неё тепло, и мне казалось, что он еще жив".
источник
Толкователь
Какая оборванная армия была у Колчака
источник
2018 January 15
Толкователь
Лидер Ливии Каддафи в Москве, 1985 год
источник
Толкователь
Почтовая марка Директории Колчака
источник
Толкователь
Американский журналист и политолог Дэвид Хоффман в книге "Мёртвая Рука: Неизвестная история холодной войны и её опасное наследие" описывает военную истерию 1983 года. То, что сегодня называют противостоянием США и Россией - это благополучный мир на фоне тех событий. Учения "на грани фола" Тихоокеанского флота США недалеко от Камчатки и Курил. Ракеты "Першинг" в ФРГ со временем подлёта до СССР 6 минут. В Москве постепенно подошли к осознанию того факта, что надо первыми сворачивать конфронтацию с Америкой. http://ttolk.ru/articles/sovetsko-amerikanskaya_voennaya_isteriya_1983_goda
источник
Толкователь
Из дневника Мориса Палеолога, посла Франции в Российской империи в 1914-1917 - как Николай II и его жена вызывали дух Александра III:
"Вторник, 21 ноября 1916 года.
Занятие тайными науками всегда было в почёте у русских; со времени Сведенборга и баронессы Крюденер, все спириты и иллюминаты, все магнетизеры и гадатели, все жрецы эзотеризма и чудотворцы встречали радушный приём на берегах Невы.
В 1902 году маг Папюс приехал в Петербург, где он скоро нашёл усердных поклонников. В последующие годы его здесь видели неоднократно во время пребывания его большого друга знахаря Филиппа из Лиона; император и императрица почтили его своим полным доверием; последний его приезд относится к февралю 1906 году.

И вот газеты, дошедшие к нам недавно через скандинавские страны из Франции, содержат известие о том, что Папюс умер 26 октября.
Эта новость повергла в уныние лиц, знавших некогда "духовного учителя", как называли его между собой его восторженные ученики. Г-жа Р., являющаяся одновременно последовательницей спиритизма и поклонницей Распутина, объясняет мне это уныние странным пророчеством, которое стоит отметить: смерть Папюса предвещает близость гибели царизма, и вот почему.

В начале октября 1905 года Папюс был вызван в Санкт-Петербург несколькими высокопоставленными последователями, очень нуждавшимися в его совете в виду страшного кризиса, который переживала в то время Россия. Поражения в Манчжурии вызвали повсеместно в империи революционные волнения, кровопролитные стачки, грабежи, убийства, пожары. Император пребывал в жестокой тревоге, будучи не в состоянии выбрать между противоречивыми и пристрастными советами, которыми ежедневно терзали его семья и министры, приближённые, генералы и весь его Двор.

Маг был приглашеён в Царское Село. После краткой беседы с царем и царицей, он на следующий день устроил торжественную церемонию колдовства и вызывания духов усопших. Кроме царя и царицы, на этой тайной литургии присутствовало одно только лицо: молодой адъютант императора, капитан Мандрыка, теперь генерал и губернатор Тифлиса. Интенсивным сосредоточением своей воли, изумительной экзальтацией своего флюидического динамизма духовному учителю удалось вызвать дух царя Александра III; несомненные признаки свидетельствовали о присутствии невидимой тени.

Несмотря на сжимавшую его сердце жуть, Николай II задал отцу вопрос, должен он или не должен бороться с либеральными течениями, грозившими увлечь Россию. Дух ответил:
"Ты должен во что бы то ни стало подавить начинающуюся революцию; но она ещё возродится, и будет тем сильнее, чем суровее должна быть репрессия теперь. Что бы ни случилось, бодрись, мой сын. Не прекращай борьбы".
Изумленные царь и царица еще ломали голову над этим зловещим предсказанием, когда Папюс заявил, что его логическая сила даёт ему возможность предотвратить предсказанную катастрофу, но что действие его заклинания прекратится, лишь только он сам исчезнет с физического плана. Затем он торжественно совершил ритуал заклинания.

И вот с 26 октября маг Папюс исчез с физического плана, и действие его заклинания прекратилось. Значит — скоро революция!"
источник
Толкователь
Пламенный трибун. Вечная память, Виктор Иванович
источник
2018 January 16
Толкователь
Во время войны 1741-1743 гг. шведский генерал Карл Эмиль Левенгаупт так описывал причины вторжения в Россию:

"Его королевского величества шведского, моего всемилостивейшего короля и государя, генерал-аншеф его армии, я, Карл Емилий Левенгаупт, граф, объявляю всем и каждому сословию достохвальной русской нации, что королевская шведская армия вступила в русские пределы не для чего иного, как для получения, при помощи Всевышнего, удовлетворения шведской короны за многочисленные неправды, ей причиненные иностранными министрами, которые господствовали над Россиею в прежние годы, а также потребную для шведов безопасность на будущее время.

А вместе с тем, чтобы освободить русский народ от несносного ига и жестокостей, с которыми означенные министры, для собственных своих видов, притесняли с давнего времени русских подданных, чрез что многие потеряли собственность, или лишились жизни от жестоких уголовных наказаний, или, впадши в немилость, бедственно ссылались в заточение. Вследствие этого, намерение короля шведского состоит в том, чтобы избавить достохвальную русскую нацию, для ее же собственной безопасности, от тяжелого, чужеземного притеснения и безчеловечной тирании и предоставить свободное избрание законного и справедливого правительства, под управлением которого русская нация могла бы безопасно пользоваться жизнью и имуществом, а со шведами сохранять доброе соседство. Этого достигнуть будет невозможно до тех пор, пока чужеземцы, по своему произволу и из собственных видов, будут свободно и жестоко господствовать над верными русскими подданными".
источник
Толкователь
Хор донских казаков имени атамана Платова в Гизе, Египет. 1930 год
источник
Толкователь
Итальянский журналист Винченцо Вакирка в 1920 году приехал в Москву взять интервью у Ленина для газеты "Аванти". Его впечатления от Ленина:
"Впервые я увидел Ленина в Бюро III Интернационала. У Луначарского, Чичерина, Троцкого, Каменева, Радека, Бухарина и вообще у всех виднейших вождей русского большевизма есть что-то особенное - то в их манере небрежно и странно одеваться, то в длинной шевелюре, то в бледном лице и худой их фигуре, то в живом и беспокойном взгляде, что отличает их от всех остальных людей, так что если бы вы их встретили даже на улице большого города или среди толпы осаждающей трамвай, вы всё-таки обратили бы на них внимание.

Ленин имеет настоящий вид мелкого буржуа, чиновника министерства или врача. Его можно вполне принять за француза, швейцарца или итальянца. Он одет вполне по-европейски и костюм его не носит отпечатка каких-либо странностей. Люстриновый пиджак, который обыкновенно наши министерские или банковские чиновники носят на службе, брюки из темного сукна в полоску, внизу загнутые, хорошо вычищенные ботинки, невысокий белый крахмальный воротничок, тёмный галстук - и всё это блестит чистотой и отличается простотой.
Среднего роста, плечистый, с толстой, но несколько короткой шеей, с правильными чертами лица, с маленькими, но светлыми, проницательными и живыми глазами рыжеватого оттенка, подобно цвета его усов и его заостренной бородки, ослепительной белизны зубы и маленький рот с толстыми губами,— такова внешность этого человека".
(перепечатка части интервью - "Петроградская Правда", 31 декабря 1920)
источник
2018 January 17
Толкователь
После начала Второй мировой осенью 1939 года Германия лишилась доступа к большинству сырьевых товаров - от продовольствия до руды и хлопка. Особенно трудным было положение с мясом. Положение не спасло и большое количество скота в Дании, Франции и Голландии, т.к. эти страны тоже зависели от импорта кормов. На продовольственные карточки в Третьем Рейхе выдавали минимум мяса, жиров и сахара, вся страна держалась на хлебе, капусте и картошке. Особенно ужасным было положение с одеждой, так хлопок и шерсть страна импортировала. Только продолжение войны, как верили немцы, сможет уберечь их от голода и холода. http://ttolk.ru/articles/syirevaya_izolyatsiya_i_golodnyie_1939-40_godyi_v_germanii
источник
Толкователь
Один из мифов - о высоких темпах экономического роста в царской России. Но рост подушевого ВВП в России в 1870-1913 годах был всего +1% в среднем за год - ниже, чем в США, Германии и Японии
источник
Толкователь
Доспех для кота, конец 15 века, хранится в Тауэре
источник
2018 January 18
Толкователь
Митьки снаряжают Брежнева в Афганистан, 1987 год
источник
Толкователь
Историк и демограф Анатолий Вишневский в замечательной книге " Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР" описывает, как в 1880-1930-е страна модернизировалась, превратившись из аграрной и сельской в промышленную и городскую. Но эта модернизация проводилась, опираясь на устаревшие социальные механизмы и консервируя их, не способствовала развитию современных институтов рыночной экономики и политической демократии и потому осталась незавершенной. Вишневский, в частности, приводит особенности менталитета русских крестьян, который тоже являлся преградой для буржуазно-демократических реформ по европейским образцам:

"Матрёшечная" конструкция системы общественных связей по-своему сложна и эффективна. В силу малых размеров и значительной замкнутости сельской общины, в рамках которой протекала жизнь большинства людей, человек постоянно находился в непосредственном общении и взаимодействии с односельчанами, с сельским "миром", под его постоянным надзором, был связан со всеми взаимной ответственностью, круговой порукой. Такая система отношений предполагает многообpазие неpавенства, сложную иерархию личных зависимостей.

Но "матрёшечная" социальная организация довольно примитивна. Хотя свойственная ей социальная иерархия может быть очень замысловатой, она малоподвижна, за человеком закреплено постоянное место более или менее ответственной детали раз навсегда сконструированной социальной машины. Сам же человек pассматpивается как нечто очень простое, внутpенне недиффеpенциpованное, как элементаpная частица, неделимый атом общества. Отсюда и относительная простота, недифференцированность постигающего социальную реальность общественного сознания, его синкретизм.
Натуральное крестьянское хозяйство, простые общественные связи и примитивные формы их опосредования, синкретическое мышление, холистская, "соборная" ценностная парадигма - главные устои русского аграрного общества, гаранты его целостности и жизнеспособности.

От них неотделимы социально-психологические черты человека, воспитанного в рамках традиционных деревенских отношений: неразвитость индивидуальной личности, её растворенность в общине, низкая социальная мобильность, неприязнь к нововведениям, вера в незыблемость твёрдо установленного порядка и авторитета его хранителей - институциализированных представителей социальной иерархии - от главы семьи, "большака" до батюшки-царя".
источник