15.Однажды, когда Бхагаван находился в Раджагахе, почтенный Годхика находился у Черной Скалы на горе Исигили. И, пребывая прилежным, рев-ностным, решительным, он достиг временной свободы ума. Но хотя он дости-гал этой свободы ума шесть раз, шесть раз он выпадал ее. Достигнув ее в седьмой раз, он подумал: «Шесть раз выпадал я эту свободу ума. Что если бы я заколол себя?» Но Мара, Недобрый, зная рассуждения, которые пришли на ум почтенному Годхике, приблизился к Бхагавану и произнес такие стихи:
Великий Герой, Великая Мудрость, сияющий славой и психической си-лой,
Миновавший всю ненависть и страх, о Светлый, я склоняюсь перед твоей стопой.
Твой ученик, о Великий Герой, хотя он и превзошел смерть,
Все еще желает ее и добивается. Разубеди его, о Светоносный,
Ибо как, Бхагаван, может ученик, радующийся твоей справедливости,
Ученик, чьи желания еще не выполнены, отнять у себя жизнь, о Про-славленный среди людей?
В этот момент почтенный Годхика заколол себя. И Бхагаван, поняв, что с ним говорил Мара, Недобрый, сказал ему так: «Да, так действуют стойкие, они не тоскуют по жизни. Вырвав с корнем желания, Годхика достиг окончатель-ной нирваны».
Затем Бхагаван в окружении монахов отправился к Черной Скале, где за-кололся Годхика. И они прибыли туда как раз, когда дымка, мгла распростра-нялась к востоку, западу, северу и югу, уходя вверх, вниз и посередине. Бхага-ван спросил у монахов, видят ли они дымку, распространяющуюся во всех направлениях, и объяснил, что это Мара, Недобрый, ищет сознание Годхики и разыскивает, где оно имеет точку опоры.
«Но, монахи, Годхика, юноша из благородной семьи, достиг окончательной нирваны без какой-либо точки опоры для сознания...
Этот стойкий, наделенный твердостью,
Медитирующий, вечно наслаждающийся медитацией,
Практикующий ее днем и ночью, не цепляющийся за жизнь,
Превзойдя владыку смерти,
Не возвращающийся к новому становлению,
Вырвав с корнем желания, –
Годхика достиг окончательной нирваны.
- Самьютта-никая I, 122-123 -