Size: a a a

я просто текст

2020 October 10
я просто текст
Поп-музыка, которая претендует на статус «серьезного» искусства, — то есть поп-музыка, какой мы ее знаем и любим, — возникла как результат тесных связей и постоянного взаимообмена идеями между сообществами музыкантов и художников; взаимообмена, который начался где-то в конце 1950-х и в тех или иных формах продолжается по сей день. Во всяком случае, таков общий тезис книги Майка Робертса, который в 90-х и сам музицировал с подмигиванием, переаранжируя актуальный рок-хиты в ретро-эстраду в группе Mike Flowers Pops. Книжка так и называется — «Как художники придумали поп-музыку, а поп-музыка стала искусством». Структура — прилежная хронология: от появления английских арт-колледжей, которые сыграли ключевую роль в формировании будущих групп «британских вторжений», до конца 90-х и времен галерейного саунд-арта; настрой — сдержанно-пессимистичный: Робертс явно считает, что интереснее было во времена, когда между искусством и музыкой была более-менее четкая граница, когда «надуманный» арт как бы противостоял «аутентичному» року, и лазутчики из другого лагеря проникали к соседям в подрывных целях, чем в новую эпоху тотальной проницаемости и взаимодисциплинарности. В какой-то степени учтен расовый аспект истории поп-музыки; есть разговор про влияние рекламы и на искусство, и на музыкантов. В общем, вроде бы и исходный тезис вполне бесспорный, и задача рассмотреть весь этот клубок в конкретно-исторической перспективе понятная и интересная, и каких-то мелких занятных баек масса — от первых шагов в искусстве Алана Веги до истории про то, как фанаты The Beatles выкопали посаженные Ленноном и Оно желуди. Но восхититься книгой в итоге совсем не получается. На то есть ряд причин.

Первая. Робертс фактически позиционирует себя как аналитика, а не, скажем, журналиста; то есть книга представляет собой компендиум из большого количества источников — от исследований про 1960-е до неизбежного Саймона Рейнольдса. Сам автор, насколько я могу судить, ни с одним из своих персонажей не разговаривал, а просто пересказывает их истории, которые где-то прочитал. Ничего плохого в таком методе, разумеется, нет — при условии, что из этих источников удается сложить интересную мысль или захватывающий нарратив. Но никаких специальных мыслей, помимо описанных выше (и вполне самоочевидных), Робертс не предлагает; его метод — это, в общем, последовательное описание фаз происходящего: вот тогда-то и там было вот так; а потом вот так; а вот этак; вот Лу Рид, вот Дженезис Пи-Орридж, вот Дэвид Бирн, вот Моррисси. И захватывающий нарратив тоже появляется скорее эпизодами. По большому счету, вся книга — это такая большая схема связей между музыкантами и художниками, какие любят иногда рисовать в интернете, только превращенная в текст.

Вторая. Робертс последовательно описывает все свои предметы — будь то музыка или искусство — как некий конструктор, набор из другой музыки и искусства, сложенный в новом порядке. Ну то есть это такой бесконечный нэймдроппинг — который, с одной стороны, утомляет просто технически, а с другой, вызывает концептуальные возражения. автор вроде бы не поддерживает концепцию про то, что «рок» — это про чистое чувство, а «арт» — это про чистый интеллект, но сам в итоге как будто не оставляет места для непосредственного впечатления; у него все разбивается на кусочки, ингридиенты, становится игрой образованного ума. Для пример — вот как описан сингл Африки Бамбаатаа «Planet Rock»: «Афрофутуристический рэп в духе проекта Soulsonic наложен на заимствованные отрывки из величайших роботических хитов Die Mensch-Machine aus Dusseldorf («Людей-машин из Дюссельдорфа», как называли Kraftwerk). Благодаря электронному изводу кекуока, ответившему взаимностью европейскому арт-попу, который перерабатывал черную музыку, квадратура круга наконец была разрешена».
источник
я просто текст
Ну и третья причина уже отчасти видна в последней цитате. Это, увы, перевод. Очевидно, Робертс пишет в таком несколько претенциозном стиле, который вообще бывает свойственен британским авторам. Возможно, по-английски это работает. К сожалению, при всей симпатии к тому, как этот перевод делался, адекватно передать его на русский не удалось — и в результате почти на каждой странице встречаются очень громоздкие предложения, в которых зачастую буквально непонятно, кто на ком стоял. Я даже выписал немного, чтобы не быть голословным.

Дэвис по своем темпераменту сильнее склонялся к более ранней эпохе, когда в арт-колледжах акцент ставился скорее на самовыражении художника, нежели на радостной коммерциализации современного мира посредством рекламных образов, — или к сопутствующему этому процессу восторгу от поп-арта.

К концу десятилетия, однако, балом стала править та часть музыкального сообщества, у которой доминировало левое полушарие мозга и чья обратная сторона, к несчастью, выдала лишь еще больше знатоков.

Без сомнения, Леонард мог бы сам преподать Сонтаг несколько уроков театральности, учитывая дразнящий поп-формализм их представления в Вудстоке, где исполнение песни «Teen Angel» (1959) явилось «станцованным Лихтенштейном, поза за позой».

О чем Адорно тем не менее не упоминает, так это о том, что устаревшая «затасканность» всегда привлекала ироничных творческих дилетантов, так как она является знаком отличия — невзирая на художественные достоинства и не обращая внимания на то, что любая получившаяся в результате «индивидуализация» считается «псевдо».

Он считал эти монолитные черные надгробия — негатив «Белых картин» Роберта Раушенберга — «полной противоположностью Дюшану» в своем акценте на том, что арт-критик Анника Мари назвала «различием между отрицанием и нигилизмом».

Мейнстримный британский глэм-рок в своей упрощенной форме был местью Tin Pan Alley со стороны творческой независимости, которую породили The Beatles.

Опять же, это было чем-то вроде разоблачения, что под всей полемикой и низменными ролевыми играми скрывался творческий процесс, которым заправляли грамотные в вопросах стиля выходцы из арт-колледжей, одурманенные возможностями поп-музыки для маскарада и позерства, включая старомодную традицию позировать для рекламы в сочетающихся костюмах.

Ну и так далее. А что касается арт-колледжей — это действительно интересная и важная тема, но куда лучше, мне кажется, про нее написал Ян Макдональд в своей книжке про The Beatles «Revolution in the Head». Вообще великая книжка; вот бы ее кто (хорошо) перевел.

https://bookmate.com/books/SHfofrjb
источник
я просто текст
Запоздало добрался до мини-цикла статей Кирилла Кобрина про состояние российских идеологий — и предельно горячо рекомендую. Подписаться хочется практически под каждым основным тезисом — от того, что все значимые российские политические силы исходят из неолиберализма как данности (и это дико) до рассуждения о двойственности воображаемой и реальной российской внешней политики. Ну и со всеми остановками, включая тонкий анализ сближения путинских консерваторов и антипутинских либералов в противостоянии с феминизмом.

Мне еще очень понравилось, как построен этот цикл: сначала Кобрин намечает контуры возможной социально-демократической России (и необходимое для этого развитие событий) — и только потом переходит к наличному прискорбному положению дел. Кажется, именно так можно адекватно представлять себе будущее за пределами если не капитализма вообще, то хотя бы того же неолиберализма — почти как завещал Марк Фишер.

https://www.opendemocracy.net/ru/demokraticheskiy-sotsializm-ili-varvarstvo/
источник
2020 October 28
я просто текст
Хороший текст про историю «Поля чудес» — кто на самом деле все это придумал (не совсем Листьев и даже не Лысенко), как игра превратилась в символ раннего российского капитализма и прочее закулисье. Куча красивых деталей — мне отдельно понравилась история про то, как какой-то мужик выиграл в суперигре парусник и так его и не забрал, потому что парусник в его жизнь не вписывался совершенно.

Вообще вот такая спокойная журналистская археология культуры — хороший и недоразработанный, по-моему, жанр; особенно в отношении 90-х, где много мифов и не так много конкретного анализа реальности. В следующем году должен выйти отчасти посвященная этому книжка, в которой я принял участие, — но об этом потом, а пока еще раз посоветую канал автора текста Александра Морсина, где он увлекательно и скрупулезно осваивает историю экспансии советского рока на Запад. Из этого материала тоже, уверен, классная книжка получится.

https://meduza.io/feature/2020/10/28/polyu-chudes-30-let-meduza-rasskazyvaet-neveroyatnuyu-istoriyu-kapital-shou
источник
2020 November 11
я просто текст
Бывает так, что микроистория пересекается с макроисторией; иными словами — тектонические сдвиги воплощаются в конкретной событийной точки. Таково, кажется, падение Берлинской стены — почти случайное, как хорошо известно, событие, символически и фактически обозначившее конец Холодной войны и еще много чего. Именно так — на пересечении двух оптик — это событие рассматривает американская профессорка-историк Мэри Саротт в книжке «Коллапс».

То есть с одной стороны падение Стены тут помещено в несколько больших контекстов (глобальный геополитический + внутринемецкий); с другой — рассмотрено под микроскопом как некий набор почти спонтанных действий множества акторов, от уставших восточно-германских бюрократов, пропустивших мимо ушей суть документа, который они утвердили, и постового на чекпойнте, которому не понравилось отношение начальства, до активистов, почти наугад пошедших переходить границу. Мне, пожалуй, наиболее интересной показалась первая часть — про предысторию и особенно про массовую демонстрацию в Лейпциге, которая опять же и получилась почти случайно, и не была подавлена почти случайно, и в итоге стала триггером дальнейших формальных изменений пограничных процедур. Но и все остальное тоже отлично сконструировано и написано — научная четкость совмещается с журналистской остросюжетностью.

Жаль, конечно, что российские профессора за редчайшим исключением так писать не умеют.

https://ru.bookmate.com/books/YJDRBvVj
источник
2020 November 15
я просто текст
Не очень ловко писать о том, что делаешь сам; радостно, что об этом замечательно пишут другие.

В четверг на сервисе Premier вышла вторая сериала нашего документального проекта о музыке «Поток». Это фильм про музыку, которая, пожалуй, сейчас является главным источником раздражения в России. «Кальян-рэп» завис где-то можно эстрадой и хип-хопом — разумеется, ругают его и поп-звезды, и заботящиеся об аутентичности рэперы; ругают, а дымные песни восточных мужчин про любовь оккупируют чарты и зарабатывают миллионы. Что? Больше всего раздражения вызывает Моргенштерн? Ну так пожалуйста — он издается на том же лейбле Zhara Music, основатели и артисты которого и есть герои фильма.

Нам было интересно посмотреть на эту музыку изнутри, сохранив некую дистанцию, которая дает дополнительный объем, позволяет чуть лучше понять, что это за люди и как у них устроена голова, при этом не предлагая их обязательно любить. Хотя, конечно, обаянием Наваи Бакирова сложно не проникнуться.

https://premier.one/show/14051/video/980168e6ebbbc423fe8dcb4bd92e7789

Ну а теперь слово Коле Редькину, рекомендую подписаться на его канал, если вам интересны мысли о популярной музыке не в режиме максимально коротко, а в режиме чуть подлиннее.
источник
я просто текст
​​​​​​Этим вечером вы узнаёте о кальян-рэпе все, что боялись спросить. Посмотрите документалку «Поток» — про работу лейбла Zhara Music 🎥

Несу сюда много видеоконтента в последнее время, но почему бы и нет? Год назад вышла первая серия «Потока», про Юрия Бардаша, сегодня вторая — про Бахтияра Алиева и его лейбл Zhara Music, поставляющий в Россию и пограничные страны лучший кальян-рэп на планете.

Точнее, нет. Герой «Потока» не столько Алиев и его подопечные артисты, сколько время, во всех смыслах слова. Время как эпоха — большие стриминговые деньги, великолепные кайфарики Хаммали и Наваи на спорткарах. И время как метрика, которая расставляет все по местам: главный конфликт фильма про Бардаша состоял в том, что его планы на свой проект Youra и проект Коррупция сильно разошлись с реальностью (и самым захватывающим там было смотреть, как Юрий с этого тихо охуевает). В случае с Бахтияром роль такого реалити чека выполняет ковид, который натурально вгоняет всех героев в тоску (вместо того, чтобы и дальше планомерно плавить стриминговый рынок, Бахтияр собирает дома бэтмобили из лего и последнюю треть интервью даёт по зуму). Короче, люди строили планы, реальность над ними посмеялась — вот про это оба фильма.

Для меня в «Потоке» многовато розовых оттенков, хотя, как честная документалка, он пытается дать в кадре обе стороны работы лейбла. Вот Наваи в нулевой «феррари» рассказывает мотивационную историю, как таксовал и мечтал о «камрюхе» — а вот участник нового проекта лейбла на вопрос о зарплате отвечает: «30 тысяч» (Бахтияр пытается перевести все в шутку и смеётся «долларов», но по лицу чувака видно, что не долларов).

Лучшие моменты «Потока» — даже не столько размышления о кальян-рэпе (хотя и тут высказывается интересная мысль, что это российская инновация, честно придуманная нами и ни откуда не украденная; соглашусь!), сколько важные мелочи, снятые камерой в ходе пролетов. Молитвенные коврики в офисе Жары, фотосессия в поместье «Агаларов Эстейт» (!), мелькающие тут и там кальяны (а их реально МНОГО), смеющийся над рэперами с часами за миллион Хаммали и великолепная улыбка Наваи (тоже на миллион), который в конце дымит сигаретой в камеру и роняет: «Жаль, что это не косяк».

Главное слово фильма — «кайф», а его герои почти час на разные лады склоняют слово «кайфовать». Я тоже кайфанул при просмотре — а теперь советую вам.

«Поток» можно посмотреть на сервисе Premier: https://premier.one/show/14051
источник
2020 November 20
я просто текст
Как известно, в английском языке есть позаимствованное из языка советского слова apparatchik. В Америке в последние годы это слово часто употребляется рядом с сочетанием «deep state» — этот раскрученный Трампом термин подразумевает неких многочисленных бюрократов, которых никто не избирал, но которые при этом все решают в государстве, портят американцам жизнь и пьют из них кровь с помощью налогов. Насколько это представление соответствует действительности — вопрос спорный; американскую бюрократию и правда ненавидит, думаю, примерно любой человек, который когда-либо пытался чего-то от нее добиться.

В современной России употребление понятия «deep state» совсем проблематично — в США оно противопоставляет назначенцев и политиков, выигрывающих выборы в открытой борьбе, а у нас эта оппозиция попросту не работает: политики, выигрывающие выборы, и есть чаще всего назначенцы. Если кто и выглядит максимально похоже на зловещих бюрократов, которые где-то там все решают, никак не отсвечивая, так это сотрудники администрации президента. Они ведь и на радарах появляются в основном как какие-то глубоко законспирированные агенты зла — все эти бесконечные анонимные источники, несть им числа, врут в половине случаев, если не в большинстве.

Лариса Брычева — удобный символ российского deep state. Глава Главного правового управления АП, уже одно название которого наводит скуку, начинала работать еще в 1990-х, когда в авральном режиме соотносила старое, но действующее советское законодательство с новыми российскими законами. Прошло почти 30 лет, а Брычева все еще на своем месте, и роль ее давно уже куда более амбициозная — поскольку исполнительная власть в России эпохи Путина подменила собой все остальные, именно ГПУ и ее руководительница фактически и занимаются сочинением законов, по которым нам приходится жить. Иногда — приглушая безумные думские инициативы; иногда — усугубляя; но во всяком случае действуя сугубо на информационной периферии.

Текст, который написала для «Холода» Анна Пушкарская, пытается немного осветить эту серую зону российской политики и ее действующих лиц. Перед редактором такого материала, как мне кажется, стоит две основных задачи. С одной стороны: бюрократия потому так и сильна, что умеет запутывать, заговаривать, усыплять; важно было, не потеряв существенных моментов и процедурных деталей, все-таки рассказать внятную и компактную историю про людей, которые только и делают, что работают с документами. (Первый драфт был в два раза длиннее, разгружали совместными усилиями). С другой, хочется, конечно, за всеми этими служебными записками и экспертными комментариями увидеть живого человека со своими амбициями и мотивациями — и вот в случае Брычевой это особенно трудно: она выходит такой женщиной в футляре, которую абсолютно все ее знакомые характеризуют только с профессиональной стороны. Про ее жизнь за пределами работы получилось что-то узнать только полунамеками, которые даже в текст было невозможно вставить (но которых мне хватило, чтобы составить в голове теорию про человека, который навсегда ушел в работу после личной трагедии). Впрочем, журналистский сторителлинг всегда работает только с наличной информацией — и потому почти никогда не бывает исчерпывающим. А обогатить наше понимание того, как работает кремлевская государственная машина, кажется, получилось в любом случае.

https://holod.media/2020/11/13/gpu-brycheva/
источник
2020 November 30
я просто текст
Прошлым летом в Zotman на Никитском мы встретились с Сашей Сулим, чтобы первый раз обсудить ее будущую книжку про дело «ангарского маньяка» и людей, которые его поймали. В принципе, я живу в мире длинных проектов и многолетних дедлайнов уже не первый год — но все равно каждый раз, когда что-то, так долго существовавшее в разговорах, обсуждениях, планах, расшифровках, драфах и гугл-доках, материализуется в реальный физический предмет, трепещу как первый. Полтора года — с одной стороны, совсем немного, для журналисткой книжки так точно. С другой, за это время сильно изменилась жизнь и у меня, и у Саши, и у всех нас. Так или иначе, книжка вышла. Она называется «Безлюдное место» — и я очень счастлив, что мне довелось работать с ней практически с момента возникновения замысла.

О чем мы говорили тогда, на первой встрече? О том, что, на самом деле, хочется, чтобы это была не просто книга про «ангарского маньяка», благо про него уже к тому моменту снимали сериал (я не смотрел), ну и вообще много чего было. И это не она — что, кажется, хорошо видно уже по обложке, где ни про какого Михаила Попкова и «самого кровавого убийцу в России» ничего нет, и вообще все скорее бесприютно, чем чудовищно. Главный герой книги — не убийца, а человек, который много лет его ловил, преодолевая бесконечные бюрократические и карьерные препятствия, практически как Макналти в сериале The Wire. А главный ее сюжет — не столько про криминалистику, сколько про Россию (да, простите, это было предсказуемо).

Собственно, один из самых выразительных разворотов книги для меня в этом смысле — вот этот, из приложения с хроникой событий. Это стоит читать целиком, каждую строчку отдельно, останавливаясь. Пока в метрополии убивают идею демократических выборов (см. еще один важный русский нон-фикшн, выходящий в эти дни), делят «Связьинвест», переживают дефолт, меняют премьеров, ищут преемника, в маленьком городке в Сибири один милиционер убивает женщин одну за другой — и долгие месяцы и годы до этого никому, в общем, нет никакого дела, да и потом особенно не будет, кроме горстки местных и приезжих следаков и оперов. Даже имен некоторых из этих женщин мы, видимо, так и не узнаем.

Важно, что это при всем при том совсем не беспросветная книга: тот самый главный герой — именно герой в положительном смысле этого слова; остается разве что надеяться, что когда-нибудь героем его признает и та система, в которой он был вынужден работать и из которой его по итогу выдавили.

Если же говорить немного про вообще, то важно вот что. Мою любимую мантру про Россию как страну нерассказанных историй можно сузить: Россия — это еще и страна нерассказанных преступлений. Преступные истории на миллион долларов / кликов здесь происходят чуть ли не каждый день — см. новостную ленту «Медиазоны», например. При этом до недавних времен рассказывать о нем почему-то было принято впечатляющим, но несколько, гм, устаревшим языком передачи «Криминальная Россия». Здорово, что в последние годы это начало меняться: из тех, кто работает по текстам, можно вспомнить «Холод», ту же «Медиазону», отдельные материалы отдельных журналисток на «Би-Би-Си»; из тех, кто снимает, — сериал Родиона Чепеля «Это реальная история» или какие-то фильмы «Базы», выходящие на «Премьере» (впрочем, эти пока не смотрел).

Ну а вот теперь и книжный тру-крайм есть, ура. Поздравляю Сашу, ну и себя немного. Бегите читать, даже если читали Сашины статьи про маньяков на «Медузе» — тут много новых подробностей и героев, да и рамка и ритм совсем другие.

Litres: https://www.litres.ru/sasha-sulim/bezludnoe-mesto-kak-lovyat-manyakov-v-rossii/
Bookmate: https://ru.bookmate.com/books/BonyWK5u
В книжных тоже уже должна быть.
источник
я просто текст
Тот самый разворот, о котором речь в посте.
источник
2020 December 09
я просто текст
Четыре хороших текста на русском языке про людей, а не про Путина

(Тотальная путинизация российской расследовательской журналистики — особенно если понимать «путинизацию» чуть расширительно — интересный, на самом деле, феномен для осмысления; например, в равной степени «виновниками» тут оказываются и сам Путин, и западные медиа, которые в последние несколько лет окончательно перешли на вячеслав-володинский режим «Россия — это Путин». При этом никаких претензий к расследованиям последних недель у меня, разумеется, нет, почел бы за честь работать с такими материалами и все такое.)

— Лучшая журналистка России здесь-и-сейчас Ира Кравцова про семьи секс-работниц: что чувствуют дети, узнав, что их мать занимается проституцией, как они об этом узнают и как это меняет жизнь семьи. Ну, тут беспроигрышно развернутая тема, прямо вот хоть студентам преподавай, когда рассказываешь, как важен поворот. Про проституцию в России много чего написано, тема заезженная — и тут к ней задан простой, но никому не приходивший в голову вопрос, который сразу делает эту тему максимально интересной и живой. Да еще и очень прямо работает на гуманизацию героинь, что тоже, конечно, очень важно. Это уже полдела, но ведь надо было еще героинь найти хороших и разных — и получилось; жаль только, что начинается все с надежды, а заканчивается — безысходностью; впрочем, и в жизни так часто бывает.

— Еще один текст Иры Кравцовой (говорю же — лучшая) — про отдаленный район Камчатки, где людей всего-то вдвое больше, чем медведей, и в последнее время вторые первым жизни не дают: проникают в места человеческого обитания и ведут там себя по-хозяйски, иногда — убивают людей. Люди вынуждены пересматривать свои отношения с природой; стратегии у всех разные. Понятно, командировка мечты на край света, гоголевская абсолютно фактура (есть герои с фамилиями Жидоморов и Косолапов — нарочно не придумаешь), но мне еще очень нравится тут какой-то общий пафос: в конечном итоге это текст про то, почему капитализм очень плохо совместим с гуманизмом.

— Кирилл Руков про то, как в 1954 году в Оренбургской области провели испытания ядерной бомбы в непосредственной близости от деревень, где жили люди, совместив это с воинскими учениями. Жителей и солдат предупредили довольно условно; многие вообще не отнеслись к происходящему всерьез; последствия расхлебывают до сих пор — и ответственность за них на себя никто не берет. Наш любимый жанр «малоизвестная катастрофа и ее последствия»; прекрасный зачин — и вообще здорово найденный герой, который давным-давно придумал, как измерять полученные жертвами дозы радиации через годы и десятилетия, но на родине оказался никому не нужен. Мне лично не очень близки подверстки как прием (фактура не встраивается в нарратив, и это решается дизайном), но это уж дело вкуса; в целом то, что «База» делает на поле лонгридов, безусловно впечатляет.

— Никита Сологуб с очередным хтонически-сериальным тру-краймом, где основное изложено в заголовке: «Кубанский пенсионер оставлял на домах подсказки, по которым нашли останки убитой девочки, но присяжные его оправдали». Судя по тексту, история нашумевшая в том числе на федеральных каналах, но я о ней услышал в первый раз. Фактура со всеми этими надписями на гаражах жутко-захватывающая, а сама история чем-то напомнила кейс Виктора Коэна, где человек тоже, судя по всему, убил жертву, но признание из него выбили под пытками. Вообще, из этого материала хорошо видно, зачем России больше судов присяжных: следователи так привыкли, что суды просто списывают у них обвинительные заключения, что лажают в самых простых вещах — не из зловредности, а просто потому что могут. А присяжным-таки нужны доказательства.

(Последний текст — материал «Медиазоны», на которую за последние сутки наехали сначала Роскомнадзор, а потом Владимир Соловьев: комбо, которое четко указывает на необходимость немедленно подписаться на пожертвования изданию.)
источник
2020 December 11
я просто текст
Леха, конечно, избыточно комплиментарен, заливаюсь краской. Но, собственно, почему бы не поместить это здесь — тоже, в конце концов, сторителлинг!
источник
я просто текст
🍼 Послушал сегодня совершенно ошеломляющий выпуск «Сперва роди» с Шуриком Горбачевым, который рассказывает про свой опыт экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) — грубо говоря, зачатия ребенка в пробирке. Может быть, это, конечно, особенности мужского восприятия, но должен сказать, что не припомню, чтобы какой-нибудь другой разговорный подкаст производил на меня столь сильное впечатление. Причем весь саспенс держится только на самом рассказе, в котором есть и откровенно смешные места, но с ними соседствуют и по-настоящему волнительные, если не сказать страшные. Тут нет никаких дополнительных фишечек — голосовых сообщений, включений жен/детей и тд — но это, кажется, и не нужно. Ты просто слушаешь и вместе с ведущими офигеваешь от каждого следующего поворота. При этом в подкасте находится место великолепным шуткам за 300 вроде «выйди и зайди нормально», которые удачно разряжают обстановку.

Выход эпизода с Шуриком рождает только одну творческую проблему — не очень понятно, что может быть круче, чем это. По степени эпичности напоминает финал сезона или даже всего подкаста. Хотя источник, близкий к авторам «Сперва роди», утверждает, что они еще «побултыхаются».

https://apple.co/343kEae
источник
2020 December 29
я просто текст
Немедленно добавляю в список на каникулы, а также наконец-то нашелся повод порекомендовать подписаться на канал Станислава Гридасова: дико рекомендую всем, кто любит спорт, историю и сторителлинг в любых комбинациях.
источник
я просто текст
В этом году мы все с вами смотрели The Last Dance, но на нетфликсе есть еще один документальный мини-сериал про баскетбол – Basketball or Nothing, вышедший в августе 2019 года. (Осторожно! Много спойлеров).

Итак, штат Аризона, резервация индейцев Навахо, поселок Chinle, наши дни. В школьную баскетбольную команду приходит новый тренер, опытный, пожилой наставник – почти «картер», но тоже индеец. Команда эта играет в какой-то дикий «бей-беги», тренер их учит играть в защите, ставит им позиционное нападение, но главное, главное, чтобы мальчишки выросли настоящими людьми.

Стать чемпионами среди школ резервации и выиграть что-то на уровне штата – это единственный шанс для пацанов вырваться из этой жопы. Рядом с Chinle проходит какая-то большая автострада в лучший американская мир, под городским мостом валяются шприцы и пустые бутылки, почти половина из 4518 жителей поселка живут за чертой бедности. Почти ни у кого из мальчишек нет отцов, они либо спились, либо бросили семью. Показывают семьи. Бедный разбитый дом. Мама плачет на кухне. На лицах многочисленных детей написано нездоровье и плохая еда. Мама мечтает, чтобы сын что-то выиграл в чемпионате резервации, получил государственную стипендию для поступления в университет (по квоте для перспективных спортсменов) и уехал из Chinle – баскетбол или ничего, победа или сторчаться здесь.

Начинается чемпионат. Школьная команда мотается на автобусе по таким же крохотным индейским поселкам. Работа опытного наставника – через труд, через преодоление, через упорные тренировки – начинает давать результат. При этом команда из Chinle играет в современном баскетбольном дворце на 7500 зрителей – такого нет в Москве даже у ЦСКА. Это лучший школьный дворец во всей Аризоне, это единственное большое и современное здание на всю округу, к нему льнут убогие лачуги, в которых не всегда есть вода и электричество. Волшебный мираж – а вокруг пустыня, красная выжженная земля. Баскетбол – и ничего.

Я представил, как этот фильм можно было бы снять в одном из стандартных российских дискурсов. Мордор, наши дни. В то время, как кровавый Путин тратит немыслимые миллиарды на военные операции в Сирии, Ираке, Афганистане, Косове и Донбассе, занят свержением законных правительств и финансирует госпропагандистские ресурсы типа Радио Today, у маленьких мальчиков из исконной земли апачей, нагло завоеванной в результате имперской политики, не всегда есть деньги на еду. А баскетбольный дворец – это пускание пыли в глаза и очковтирательство, отвлечение народа от реальных социальных проблем (кстати, у многих индейских детей плохое – от рождения – зрение, чуть не половина школьников на баскетболе сидят в очках).

Тем временем команда становится лучшей среди школ в резервации, впереди еще турнир на уровне штата, но здесь пацанам предстоит играть с командами, состоящими из белых, черных и мексиканских парней, которые выше ростом (индейцы все маленькие), мощнее и лучше питались в детстве. Плей-офф. Команда движется к финалу, к решающей шестой серии этого сериала. Бей-беги в прошлом. Теперь это КОМАНДА. Но (спойлер) финал проигран. Раздевалка. Слезы. Всё. Ничего. Будущего нет. Но (спойлер-2) в финале государство все же вручает лучшим игрокам, выпускникам Chinle High School, стипендии на обучение в специальном университете Аризоны для индейцев. Мама плачет. Плачет сын. Слезы гордости за великую американскую страну переполняют в финале сериала и маму, и всех зрителей, и даже меня. Сын уедет из резервации, он выучится на электрика, он реализует свою мечту.
источник
2020 December 30
я просто текст
Последние пару лет веду списки прочитанных за год книг — это и мотивирует в каком-то смысле, да и просто немного закрепляет их в памяти. Пусть список за 2020-й будет здесь — в режиме каких-никаких итогов года.

Ну и в режиме обещания, на самом деле: давно собираюсь сюда написать про Рауша, Армстронг и Зыгаря — может быть, расписка поможет наконец собраться.
источник
2021 January 03
я просто текст
В разгар Второй мировой в высокогорном озере в Гималаях нашли останки сотен людей. До сих пор достоверно неизвестно, кем они были

Черепа и кости на дне и по берегам гималайского озера Роопкунд (могу ошибиться с транслитерацией) нашли британские солдаты, расквартированные в Индии, зимой 1942 года. Сначала они испугались — вдруг это свидетельство тайного вторжения японских войск? Но потом стало ясно: кости гораздо, гораздо старше.

Через полтора десятка лет этим вопросом занялись индийские ученые. Теорий было много. То ли это солдаты, тысячелетие назад посланные на завоевание Тибета. То ли торговцы. То ли вообще жертвы ритуальных самоубийств, которые почему-то осуществлялись на этом месте.

У жителей деревень рядом с озером была своя версия. Дело в том, что через озеро проходит дорога паломников к Нанде Деви, одной из манифестаций богини Парвати (я так понимаю, ведет эта дорога к одноименной гималайской горе Нанда Деви). По легенде много столетий назад по этой дороге шел, чтобы искупить свою вину, король, невежливо отнесшийся к богине и за то проклятый, с большой свитой, куртизанками, танцовщицами и прочими пирогами. Богине это не понравилось, и она скинула всю делегацию в озеро.

Еще через несколько десятилетий этой историей заинтересовался американский антрополог Уильям Сакс. Он даже съездил на Роопкунд — и чуть не помер, когда около озера их с друзьями замело жуткой тибетской метелью. Когда в 2000-х Сакс и команда индийских ученых наконец добрались до костей и провели их научный анализ (хоть и порядочное количество костей к тому времени расхитили туристы), выяснилось, что ближе всего к истине была фольклорная легенда. Во всяком случае, при умерших не было никакого оружия или товаров, а были предметы, которые носят с собой паломники. По всей видимости, некая массовая гибель людей, ставшая основой предания, случилась на озере примерно в 9 веке. Как заключили исследователи, скорее всего, это был мощнейший гималайский град с градинами величиной с кулак — некоторые травмы на черепах об этом свидетельствовали.

Казалось бы, вот и вся история. Но нет. Потому что еще через некоторое время останками занялись генетики — большая группа ученых из разных мировых университетов под руководством важного человека Дэвида Райха с неоднозначной репутацией (насколько я понял, его критикуют за то, что он отстаивает точку зрения, что между расами и популяциями есть генетическая разница; сам Райх говорит, что да, есть, но это не повод для расизма). Его команда собрали кости и провели их тщательнейший ДНК-анализ в своих лабораториях. Этим лабораториям посвящена значительная часть текста, потому что там ужасно строгие протоколы по стерильности: в костях такого возраста, на самом деле, очень мало ДНК исходного носителя, а куда больше — ДНК жуков и паразитов, которые эти кости кушали много веков. Поэтому чтобы отделить нужное и ничего не контаминировать, испортив драгоценный биоматериал, существуют крайне суровые процедуры.

В общем, в результате анализа выяснилось, что среди останков на озере Роопкунда находятся три группы ДНК. Первая — да, скорее всего, индусы, которые умерли где-то в восьмом веке. А вот вторая — люди средиземноморского происхождения, которые умерли, скорее всего, в восемнадцатом веке. Причем много людей, до сотни (всего трупов на озере от трехсот до семисот). Третья группа — один человек южноазиатского происхождения, который умер примерно тогда же, когда люди из второй.

И дальше начался интереснейший конфликт между антропологами и генетики. Антропологи (и конкретно Сакс) говорят: это не просто история про кости, это история про людей, культуру и религию. Гибель сотни греков в гималайской перди в 18 веке не могла бы остаться незамеченной в локальных преданиях, и раз никаких следов этого нет — значит, ничего такого не было; скорее всего, что-то не так с образцами костей. Райх отвечает: с костями все в порядке, откуда греки, а точнее, необязательно греки, а какие-то люди из Средиземноморья — ну, разные могут быть объяснения.
источник
я просто текст
Пара объяснений даже уже есть. Первое: как известно, Александр Македонский завоевал в том числе Индию; какие-то греки там после этого остались; возможно, это были их потомки. Правда, Индия — одна из лучше всего изученных генетиками стран мира, и похожих ДНК там пока не обнаруживали. Второе: один ученый считает, что ДНК похоже не столько на греческое, сколько на армянское — а армянские торговцы много ездили по Тибету как раз в 18-19 веках; возможно, их поубивали индийские разбойники Thuggees, из-за которых в английском появилось слово thug. Правда, Райх говорит, что на армянское это ДНК совсем непохоже, да и thuggees — это, похоже, расистский миф.

В общем, пока ясно, что ничего неясно. Теперь одна индийская ученая собирается организовать на озеро нормальную археологическую экспедицию (в силу труднодоступности Роопкунда пока ни одной таковой не было, кости просто доставали и доставляли в лабораторию). И, в частности, залезть внутрь самого озера, где тоже куча костей, куда более нетронутых, чем те, что на берегу. Может, тогда все наконец выяснится. Будем, что называется, наблюдать — но сама история и про озеро, и про конфликт научных парадигм очень классная.

https://www.newyorker.com/magazine/2020/12/14/the-skeletons-at-the-lake
источник
2021 January 05
я просто текст
Политическая философия Евросоюза: взгляд из Брекзитании

Исполинский, размером с книжку анализ литературы про историю и смыслы Евросоюза в London Review of Books. Автор — Перри Андерсон, заслуженный историк-марксист, бывший главред New Left Review, а также брат исследователя национализма Бенедикта Андерсона; хочется, конечно, всем пожелать в 82 года писать тексты такого размера и такого качества.

Первая часть — масштабнейшая рецензия-реферат работ Люка ван Миделаара, голландского еврооптимистического историка-философа, который параллельно работает в структурах ЕС и пишет успешные книги про современный европейский проект; масштабнейшая — потому что тут и все работы автора, и его биография, и анализ сочинений учителя Миделаара, и его биография, и анализ сочинений уже его идеологических предков (Макиавелли, а в большей степени даже некий француз Габриель Ноде, о котором я ранее не слышал), а также большая параллель между Миделааром и Фридрихом Гентцом, обеспечивавшим идейной платформой европейский проект начала-середины XIX века (и анализ работ Гентца, разумеется). Вторая часть — обзор литературы уже конкретно по разным евросоюзовским институциям: их истории, комплектации и сути. Общие выводы — крайне неутешительные: если совсем вкратце, Андерсон трактует Евросоюз как неолиберальную бюрократическую конструкцию, которая занимается интеграцией прежде всего в интересах свободного рынка со всеми его эксцессами, никого по большому счету не представляет, никому не подотчетна и стратегически нарушает правила, которые для нее выработаны.

Подробный пересказ я не осилю, но выпишу несколько мыслей, которые мне лично интересно зафиксировать:

— Теория «эстетической политики» (термин Франка Анкерсмита, это как раз учитель Миделаара), которая трактует политику как творческий акт, то есть как создание чего-то нового из чего-то старого или вовсе из ничего. Высшее проявление такой эстетической политики — создание компромисса (нового) между конфликтующими партиями. ЕС вызывает у сторонников понятный восторг, поскольку и представляет собой что-то новое, причем еще и постоянно обновляется, предлагая новые компромиссы.

— История про Европейский суд (не путать с ЕСПЧ), который по Андерсону оказывается чуть ли не самым инфернальным евросоюзным заведением. Его судей не выбирают, а назначают, и их толком никто не знает (разумеется, выясняется, что первый состав суда, возникший в конце 1950-х, наполовину состоял из бывших нацистов и нацистских коллаборационистов); его заседания закрыты, а все решения принимаются консенсусом (см. выше про компромисс); его решения принципиально невозможно оспорить. Между тем именно этот суд, как пишет Андерсон, совершил первый «переворот» в большой череде переворотов, тихо совершенных органами ЕС: принял в 1960-х решение, согласно которому в случае, если законодательство стран-членов ЕС (он еще тогда так не назывался, но не суть) противоречило законодательству ЕС, именно последнее имеет приоритет. Как пишет Андерсон, в Римском договоре ничего про это не было — и именно с этого постепенно началась общеевропейская дерегуляция рынков, сначала в отношении товаров, а потом и людей. Европейский суд вообще регулярно принимает решения подобного рода — замаскированные под процедурные мелочи (какие-то никому не интересные торговые диспуты между фирмами и странами), а на деле имеющие очень далеко идущие последствия.
источник
я просто текст
— Это самое слово «переворот» (coup; не уверен, что в данном случае перевод верный, но другого не могу придумать) употребляет и сам Миделаар — причем в хорошем смысле. Фактически он описывает историю ЕС как историю переворотов, замаскированных под процедурные решения. Решениями суда дело не ограничивается — тут и создание Европейского совета в начале 1970-х на фоне нефтяного кризиса, и создание самого Евросоюза как уже современной структуры. Переворот, как он понимается в этом тексте, предполагает действие, предпринятое тайно, и застающее тех, на кого оно распространяется, врасплох — причем отменить его невозможно. В некотором смысле тоже похоже на высший акт эстетической политики. Как показывает Андерсон, различные структуры ЕС регулярно так делают: игнорируя собственные процедуры, которые все равно никто не контролирует, действуют не по правилам, а исходя из обстоятельств. Собственно, и сам Миделаар приветствует такое положение дел, описывая его как переход от «политики правил» к «политике событий» — и ставя в пример блестящие, на его взгляд, выступления ЕС в истории с конфликтом на Украине или с миграционным кризисом. Стоит ли говорить, что Андерсон категорически не согласен с тем, что эти выступления были хоть сколько-то блестящими — и приводит аргументы.

— Евросоюз — это сюжет, в котором репрезентирующие придумывают, кого и почему они репрезентируют. Это в целом не новая политическая стратегия — так же создавались США. Миделаар в одной из своих книг намечает несколько путей, как огромной бюрократической организации Евросоюз создать некое «мы», чтобы сами европейцы ассоциировали себя с этой структурой. Один путь — «немецкий» — создавать символы, с которыми граждане ЕС будут себя ассоциировать. Второй — «римский» — создавать материальные выгоды: открытые границы, перераспределение доходов и прочие дела. Третий — «греческий», за который и ратует сам Миделаар — создавать спектакль, который сделал бы происходящее на европейской арене интересным. Это особенно затруднительно, учитывая, что по сути Евросоюз не представляет население Европы: да, есть выборный Европарламент, но парламентом он только называется, он не может выбирать правительство и подавляющее большинство решений принимает без публичного обсуждения, в комитетах по согласованию с другими институциями ЕС (прежде всего с Еврокомиссией). Остальные органы фактически представляют властные элиты европейских стран, заменяя вертикальную логику национальных государств горизонтальной логикой государств-членов ЕС. (Это уже из другой работы, которая обозревается во втором тексте.) Но в итоге, чтобы было повеселее, Миделаар предлагает изображать внутри ЕС оппозицию — именно изображать, поскольку брюссельские коалиции настолько широки, что реальную оппозицию там помыслить почти невозможно.

— Просто интересный факт: фолиант, в котором перечислены правила и регуляции ЕЭС, в настоящий момент составляет 90 тысяч (!!) страниц. Вообще, по Андерсону, это один из основных инструментов власти европейских бюрократов — создание документов настолько объемных и непролазных, что для работы с ними создан целый политический класс (количество сотрудников Еврокомиссии — 33 тысячи человек), и именно эти люди только и владеют этими инструментами власти. Речь о том, чтобы их могли прочитать и понять люди, на которых эти правила распространяются, даже не идет — их не могут прочитать люди, которые должны их утверждать: ирландский комиссионер ЕС как-то признался, что подписал очередное приложение к договору не глядя, поскольку ни один психически здоровый человек его прочитать неспособен.
источник