Я благодарен всем, кто читает меня и не думает, что я на чьей‑то (типа, мужской или женской) стороне. Кто понимает, что я на стороне отношений. Иногда, может, кажется, что я на кого‑то нападаю. И больше достается девочкам. Оно и понятно, читают же девочки, в основном. А собирать вокруг себя девочек, чтобы перемывать кости мальчикам, типа такая кухня — это не шэо.
Мой посыл очень прост: учитесь и работайте с отношениями, чтобы сделать их счастливее, насколько возможно. А чтобы получить мотивацию к обучению и работе, поглядите на себя в мое зеркало. И посмейтесь.
****
Кому‑то не удается посмеяться — принимают близко к сердцу. Оно для меня огорчительно, но понятно — труднее пронять как раз тех, кому нужнее всего. Я думаю, что на самом деле они все понимают, просто пугает масштаб необходимых изменений, они боятся, что вызов окажется непосильным — поэтому предпочитают выискивать в моих текстах слова, за которые можно зацепиться и погнать, как говорится, бочку. Это не со зла, это оборонительная реакция.
Возможно, учитель действительно придирается к ученику. Возможно, врач действительно хочет сделать пациенту побольнее. Возможно, повар и вправду хочет невкусно накормить за максимальные деньги. Возможно, художник хочет посмеяться над людьми своими непонятными картинами. Возможно… ну, а что если нет? Что, если никто не планировал вас задеть, если вы сами хотели быть задеты и заделись? Что, если вы пытаетесь ударить по своему подозрительному и недовольному лицу в зеркале? Я не утверждаю, но вдруг так? Ведь это нелепо, согласитесь.
****
Мы часто слышим истории тех, кто набрался смелости — из любопытства или отчаяния — и у него получилось. С более экологичными отношениями, с более счастливой жизнью. Я эти истории называю знаете, как? “Два года”. Потому что на изменения, которыми занимается Школа отношений, нужно примерно столько. Это долго? Может быть, смотря с чем сравнивать. Иногда и больше времени уходит, чего там.
(Иногда я говорю не “два года”, а “два раза”. По некоторой внутренней статистике люди, у которых начинает по‑настоящему получаться, проходят “Четырех сестер” дважды. Видимо, как раз по разу за год.)
Вы не верите, что можно измениться? И я не верю. Я знаю. Хотя это отчасти напоминает чудо — потому что непредсказуемо. Никогда нельзя сказать, кто дойдет до конца. Хотя какой это конец? Это, скорее, выход на дорогу. А когда вышел на нее, обернулся… ба! Два года пролетели незаметно. И такая радость теперь, что учеба началась вовремя, а дорогое время не было растрачено на остроумие и перепалки в комментариях. Доброе утро, мои дорогие друзья. Живите настоящим.