
Сейчас представители социальных наук уже проводят исследования о разных профессиональных группах, непосредственно участвующих в работе с данными и алгоритмами, формирующими цифровую среду. Здесь хочу поделиться с вами буквально с несколькими исследованиями, о которых я знаю и которые мне кажутся удачными.
Прежде всего, это недавняя статья профессора STS Корнелльского университета Малте Зиевитца о SEO специалистах — людях, занимающихся оптимизацией поисковых выдач страниц заказчика. Зиевитц более года работал и делал этнографию в одной из таких компаний в Великобритании. Вопрос, на который он пытается ответить в своей статье, заключается в следующем: как SEO консультанты осуществляют этическую работу (ethical work) по установлению границы между «хорошей» и «плохой» оптимизацией, необходимость в которой вызвана моральной двойственностью операторов поисковых систем? Это двойственность, пишет Зиевитц, связана с проблемой «обыграть систему» ( «gaming the system»). С одной стороны, руководство Google по поисковым запросам говорит нам, что не стоит использовать никакие ухищрения, чтобы попытаться улучшить позицию своего сайта в поисковых выдачах, и что хороший и актуальный для пользователей контент сам станет в выдачах выше. Но с другой стороны, деятельность SEO консультантов может быть понята как реактивная практика в том смысле, что они не хотят быть покорными субъектами тех правил, которые им предлагает Google: они хотят обладать определенной долей агентности, то есть волей и возможностью самим влиять на правила игры. Любые измерения и рейтингования имеют значения, потому что непосредственно оказывают влияние на жизнь людей (для SEO специалистов эти измерения являются отражением их профессиональной успешности), поэтому проблематично отказывать им в этой возможности.
Другие две статьи социолога Дэвида Бира из Университета Йорка основаны на 34 интервью с представителями индустрии аналитиков данных. В первой Бир связывает культурное понимание постоянно ускоряющегося времени с дискурсом аналитиков данных, обещающих «знание в реальном времени», тем самым делающих эту индустрию столь многообещающей. Именно стремлением к скорости социолог описывает характеризующую эту индустрию рациональность. Вторая статья посвящена тому, в чем же именно заключается власть индустрии аналитики данных. «Растущая власть индустрии аналитики данных, как я утверждаю, заключается не в том, что они делают, а в том, что они обещают — схожим образом ожидания и обещания играют центральную роль в «динамике» и «импульсе» в развитии науки и технологий», — пишет Бир. Что же обещает аналитика данных? С его точки зрения, она предстает как быстрая, доступная, предоставляющая новые вопросы и инсайта, панорамная, пророческая и умная (speedy, accessible, revealing, panoramic, prophetic and smart).
Все эти статьи схожи стремлением увидеть общество, в котором столь важное место отводится алгоритмам и данным, через их посредников, то есть через тех профессионалов, непосредственно задействованных в его формировании. Это попытка исследований и критики не с перспективы исключительно высокой теории, а желание увидеть как это видят сами участники процесса. Надеюсь, что таких исследований будет больше, и если вдруг наткнетесь на что-то похожее, обязательно мне напишите.