Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 December 11
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Минобрнауки России запустит программу развития карбоновых полигонов

Об этом сообщил глава Минобрнауки России Валерий Фальков на «Вузпромэкспо-2020».

Программу, в рамках которой будут созданы карбоновые полигоны,
планируется запустить в следующем году. Такие полигоны будут созданы на базе российских университетов, расположенных в разных регионах страны.

«Это будут территории, представляющие разные климатические пояса и ландшафты. Всего в программе примут участие около 10-12 регионов. Часть регионов уже определена», – подчеркнул Валерий Фальков.

Среди них Калининградская область, Чеченская Республика и Урал. В проекте также будут участвовать Западно-Сибирский НОЦ с индустриальными партнерами – компаниями «Сибур» и «Газпромнефть».

Программа по созданию карбоновые полигонов - результат совместной работы региональных властей, университетов и бизнеса в регионах. Прообразом станет первый в России карбоновый полигон, созданный в Калужской области в этом году. Его главная задача – дистанционный и наземный контроль эмиссии парниковых газов и других значимых для изменения климата параметров на лесных территориях и сельскохозяйственных землях.

Запуск программы будет способствовать активному взаимодействию университетов с научными институтами и придаст импульс созданию мест для прохождения практик студентов специализированных направлений подготовки.

#МинобрнаукиРоссии #Вузпромэкспо2020
источник
Научно-образовательная политика
Александр Сидякин, руководитель Администрации Главы Республики Башкортостан, на ВУЗПРОМЭКСПО 2020:

В конкурсе НОЦ мирового уровня была конкуренция, которой я уже давно не помню в вузовской плоскости. Может, когда программа 5-100 принималась, но тогда вузы конкурировали отдельно. Здесь между регионами развернулась нешуточная конкурентная борьба. При этом деньги, которые в качестве гранта дают научно-образовательному центру, сравнительно небольшие - 140 млн рублей ежегодно. Учитывая, что мы обязательств на себя взяли на 40 млрд, это много, конечно, но не критически важно.

Чтобы нам найти новые точки роста, чтобы реализовывать те задачи, которые перд нами поставлены президентом, нужно экспортировать несырьевые услуги. Для этого мы должны экспортировать науку и образование. Как к этому прийти, если мы долгое время не уделяли должного внимания этому взаимодействию и партнерству науки, бизнеса и образования? Конечно, есть разрыв.

Мы полтора года назад не понимали, как этих людей можно вообще за один стол посадить. Еще же отдельная дискуссии у представителей науки друг с другом. У нас 2 дня назад руководители УФИЦ РАН избрали проректора БГУ, еще полтора года назад подобное невозможно было сделать.

Сейчас все так перемешалось, благодаря подготовке заявки НОЦ, что мы видим – есть синергия, и она воплощается в конкретных проектах.

В качестве одного из направлений НОЦ мы выделили развитие и получение [условно говоря] более электрического двигателя для более электрического самолета. Как возникла эта идея? Она появилась в результате того, что мы формировали стратегию своего НОЦ. Благодаря обсуждению на площадке научно-образовательного центра мы получили проект, который сейчас уже обеспечен финансированием. В нем активно участвует Ростех, мы привлекли международных партнеров. Это и есть возможность создания продуктов, благодаря системной интеграции. А НОЦ – это формирование такой региональной экосистемы, в которой, во-первых, все партнеры начинают слышать друг друга, а во-вторых, это возможность коммерциализации науки.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
⚡️⚡️⚡️Ничто и никогда не заменит живого общения учителя и ученика!

Председатель комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова более чем доходчиво объяснила суть законопроекта об изменении статьи 16 ФЗ «Об образовании в РФ».
источник
Научно-образовательная политика
Денис Гусев, проектный директор НОЦ «Инженерия будущего» на ВУЗПРОМЭКСПО 2020:

Проект НОЦ сейчас ориентирован на индустриальных партнеров. Заказчиком [индустриальным партнером] выступает тот, кто готов вложить свои собственные средства в развитие производства, в развитие экономической составляющей, в которой он базирует свою экономическую деятельность. Это тот результат, который дает эффект.

Индустриальный партнер диктует ту позицию, которая востребована на рынке. Если мы говорим, что мировой уровень достижим, то должны ориентироваться на те тренды, которые больше всего понятны индустриальному заказчику, причем в максимальных деталях. Отсюда и понимание того, что наука прикладная должна быть во главе угла. Мы же понимаем, что в какой-то момент эти разработки фундаментального плана, на которых базируется прикладная наука, остановились. Соответственно, без развития фундаментальной науки невозможно. Если мы не ищем каких-то новых принципов, подходов, теорий и даже законов в физике, технодинамике и прочем, то сложно говорить о каком-то интенсивном развитии.

Лидер нашего НОЦ губернатор Самарской области Дмитрий Игоревич Азаров этот проект инициировал и предложил коллегам из Пензы, Тамбова, Ульяновской области, Республики Мордовия соединить компетенции для создания комплексного научно-технологического подхода к решению этих задач. Речь как раз и шла о том, что, привлекая индустриалов (индустриальных партнером), показать им, что для них будет интересно реализовать не только конкретный проект, а в целом создать работающую для них эффективную научно-технологическую «подложку».

В работе «Инженерии будущего» мы исходим из того, что надо создавать новые подходы к инженерному образованию, и сейчас с Ростехом формируем программу «Инженер будущего».
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» на ВУЗПРОМЭКСПО:

Пора перестать употреблять слово “переводчик” в контексте необходимости "сдруживания" участников консорциумов. Очень много уже сделано “переводчиками” и медиаторами, такими, как государство -  региональные, федеральные власти, чтобы участники диалога стали самостоятельнее.

А логика национального проекта “Наука и университеты” - это и НОЦ, это и программа стратегического академического лидерства, то есть отбор лучших университетов, из которых одни которые будут кооперироваться больше с наукой , другие - больше с бизнесом, промышленностью. Именно для того, чтобы создавать эффективные совместные продукты, не на бумаге, а на практике. Причем всё это должно быть мирового уровня, чтобы не только наши внутренние эксперты оценили какой-нибудь региональный университет, который достиг успеха, а на мировом уровне были заметны эти успехи.

Важно, что коллеги, которые находятся не с разных сторон баррикад, а в одной команде - университеты, промышленность и бизнес, наука академическая - очень важно, чтобы они все научились разговаривать на одном языке. Конкретные шаги уже сделаны. НОЦ - это не консорциум, созданный на бумаге.

Когда коллеги сядут и обсудят “зачем мы нужны друг другу” - это самый главный вопрос, чтобы партнёры, которые находятся в рамках одного НОЦ, поняли, осознали, зачем они нужны друг другу. Зачем академическая наука нужна университетам и бизнесу?  А бизнесу пора немножко перестать “выпендриваться” и понять, что есть национальные цели, которые обозначил президент, есть дорожная карта нацпроектов, где черным по белому сказано: нужно кооперироваться, нужно искать точки пересечения. Очень активно этому содействуют губернаторы.

Нужно сфокусироваться на более тесном диалоге между академической наукой - научными институтами - и наукой вузовской. Это непростая задача, ее пытаются решить уже лет 20, как минимум. Об этом регулярно возникают разговоры, но могу отметить, что у Александра Михайловича Сергеева, президента РАН, по данному направлению абсолютно конкретная направленность командной работы с Минобрнауки, с вузами. Он об этом неоднократно говорил, в том числе, месяц назад на форуме в Нижнем Новгороде. И там речь четко шла о том, что надо активизировать по всем направлениям взаимодействие науки академической и науки вузовской.

Это важное направление, которое однозначно даст не только синергию, но и эффект “вперед”, в тот самый научно-технологический прорыв, о котором нам всем говорил президент.

Второе направление - университеты. Университеты очень долго играли роль самостоятельных игроков, но пандемия поставила перед всеми нами очень серьезный вызов, заставила работать командно. Очень важно, чтобы университеты и бизнес на деле научились слышать друг друга. Как сказал вице-премьер Чернышенко, университеты должны понять, что надо идти к тому, чтобы готовить таких специалистов, чтобы они не приходили после вуза на предприятие, а им говорили, что их будут доучивать.

Часто НОЦ называют "губернаторской историей", это действительно так. Какой бы сильной не была федеральная власть, очень сложно из столицы контролировать в режиме онлайн то, что происходит на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале, на юге страны. Очень важно, чтобы главы регионов понимали, что развитие науки, технологий, бизнеса, университетов -  важны не просто как точки, где рождаются знания, компетенции и наука, но и как площадки роста экономики региона. Тут и Третья миссия университета, когда город и регион растут вокруг университета. Это понимание руководителей регионов своей важной миссии “объединителей”  для реализации обновленного нацпроекта “Наука и университеты”. Вот это - три важных направления, в которых можно достичь успехов только в командной работе.


https://youtu.be/c3fjd6svk3k
источник
Научно-образовательная политика
Михаил Балыхин, ректор МГУПП, на стратегической сессии «Коллаборация науки, образования и бизнеса для обеспечения инновационного прорыва в аграрном секторе экономики России» в рамках ВУЗПРОМЭКСПО 2020:

Если говорить об инновациях, первый кластер – коллаборация науки, образования и бизнеса – был создан на базе МГУПП 90 лет назад

«Пищевка», по факту, это главный ресурс 21 века и полигон вокруг которого будет разворачиваться основная борьба. [Борьба за чистую воду и продовольствие считается основными мотиваторами конфликтов к середине XXI века – прим. НОП].

Глобальные тренды в науке и образовании:
- массовизация – при этом образование модульное, бесшовное и на протяжении всей жизни;
- персонализированное и кастомизированное образование;
- исследовательская компонента - это неотъемлемая часть благополучного развития специалиста.
Без науки качественного рывка быть не может, тем более инновационного.

Современный университет – это интеллектуальная корпорация будущего, но также - субъект государственной политики в области науки и образования и конкурентоспособный предпринимательский полигон.

Мы предоставляем не услугу, а благо, это важно помнить и учитывать всегда. При этом у университетов есть широкий арсенал предпринимательских возможностей, который даёт право называться корпорацией, в то же самое время это образовательно-просветительский полигон, формирующий будущее страны и мира.

По словам ректора МГУПП современный университет устойчивого развития это прежде всего:
- Открытый мультидисциплинарный научно-образовательный полигон,
- Многополярный проектный подход к науке и образованию,
- Кастомизированный бизнес-ориентированный подход,
- Генерация и охрана интеллектуальной собственности, внедрение и сопровождение до конечного потребителя,
- Бесшовная связь науки, образования и бизнеса.

У системы подготовки в МГУПП много новаторских решений.

На входе в систему (при поступлении) – студент проходит через центр профдиагностики, на выходе - центр оценки компетенций (демонстрационный экзамен по оценке компетенций).

Новизна магистерских программ в их сетевом формате, дифференцированности – это прикладная бизнес-ориентированная или научно-исследовательская магистратура.

Общая модель подготовки состоит в том, что высшее образование бесшовно дополнятся со стороны программ допобразования. На выходе это формирует команды студентов, которые готовы погружаться на площадки предприятий, предлагать и воплощать комплексные решения и проекты.

Мы готовим специалиста, который получил компетенции от ментора, наставника со спектром документов, подтверждающих квалификацию, прежде всего диплом.

Модель сетевого взаимодействия науки, бизнеса и университета репрезентативна на примере кафедры МГУПП «Конструирование функциональных продуктов питания и нутрициология». Подготовка специалистов ведется с 4 дипломами на выходе, обучается 50 магистров. Это программа уровня MBA.

МГУПП формирует Корпоративный университет агро- и биотехнологий. В настоящее время вуз создает 2 корпоративных пищевых университета – с ГК «Союзснаб» и и группой «Черкизово».

МГУПП стал основным участником разработки «дорожной карты» Национальной технологической инициативы FoodNet. МГУПП готовит заявку по участию в проектах научно-образовательных центров и Программе стратегического академического лидерства (ПСАЛ).

Мы формируем линейку коротких образовательных программ под запрос бизнеса. Планируем создать межуниверситетские сетевые магистерские программы по всем отраслям пищевой промышленности.

Приглашаем вузы и НИИ принять участие в создании и развитии Корпоративного университета агро- и биотехнологий.

В своей работе МГУПП обеспечивает бесшовное взаимодействие в рамках научных проектов, реализуются межведомственные программы, функционирует межведомственный проектный офис.

Пищевая промышленность жива, активно развивается и напрямую связана с аграрной сферой.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
И-4

Для развития и внедрения любых прорывных технологий необходимы специализированные площадки. Атомный проект вырос из «Лаборатории №2». Искусственный интеллект – это основа безопасности и независимости стран в XXI веке.

Для всего спектра работ по ИИ на базе Университета Иннополис создан первый в России Институт искусственного интеллекта.

Новое подразделение российского ИТ-вуза займётся научной и образовательной деятельностью и развитием ИИ-проектов в нефтегазовой отрасли, медицине, геоинформационных технологиях, промышленности, новых материалах и микроэлектроники. Развитие Института искусственного интеллекта предполагает создание международного консорциума, в который войдут крупнейшие российские и иностранные компании.

Университет Иннополис с 2014 года ведёт разработки с использованием технологий искусственного интеллекта для промышленности, нефтегазовой отрасли, энергетики, медицины, лесного и сельского хозяйства.

Объединение существующего центра и лабораторий в новый институт искусственного интеллекта инициировано поручением заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Чернышенко, который также возглавляет наблюдательный совет Университета Иннополис. На прошедшем 3-го декабря заседании вице-премьер поручил руководству российского ИТ-вуза развивать образовательные программы по искусственному интеллекту, а масштабную проектную деятельность чётко синхронизировать с показателями национальных целей.

Дмитрий Чернышенко, заместитель председателя правительства РФ: «Цифровая трансформация — одна из пяти национальных целей, обозначенных Президентом. Процесс внедрения цифровых инструментов активно идет в масштабах страны, а искусственный интеллект сегодня — крайне перспективное направление. Безусловно, существует серьезный запрос на высококвалифицированные кадры. И совсем недавно Президент поручил внедрить курсы по искусственному интеллекту в образовательные программы. Создание института по искусственному интеллекту, а также развитие обучающих программ на базе высшей школы в регионах страны позволит удовлетворить этот спрос и простимулирует процесс цифровых изменений, главная задача которых повысить уровень и качество жизни людей».

Напомним, в августе 2020 года президиум правительственной комиссии по цифровому развитию утвердил федеральный проект «Искусственный интеллект», в котором отражены шесть поставленных президентом России в Национальной стратегии развития искусственного интеллекта задач. Новое подразделение российского ИТ-вуза охватит пять из шести целей.

Научным руководителем нового института стал профессор, глава Лаборатории машинного обучения и представления данных Университета Иннополис Адил Хан, работающий над алгоритмами для человекоориентированных устройств и систем распознавания изображений.

Институт займётся созданием и развитием образовательных программ по искусственному интеллекту на базе бакалавриата, магистратуры и аспирантуры Университета Иннополис.

Для разработчиков и ИТ-специалистов будут созданы курсы повышения квалификации в области data science, для индустрии — программы допобразования: ИИ для применения в промышленности, финансах, здравоохранении и других областях.

Искандер Бариев, проректор — начальник управления по проектной и научно-исследовательской деятельности Университета Иннополис специально для НОП: «Стратегической целью Института искусственного интеллекта является создание центра компетенций в области ИИ мирового уровня. Мы планируем сохранить баланс между реализацией проектов для нужд бизнеса и государства, образованием и созданием новых технологий благодаря проводимым научным исследованиям. Отраслевые проекты будут синхронизированы с достижением показателей национального проекта «Цифровая экономика» и федерального проекта «Искусственный интеллект».

И-4 – Институт искусственного интеллекта Иннополиса – явно претендует на то, чтобы стать аналогом легендарной Лаборатории №2 для технологий, которые будут формировать научно-технологический ландшафт к полудню XXI века.
источник
Научно-образовательная политика
Российские университеты предлагают повысить квалификацию бесплатно

В декабре в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование» государственные вузы России предлагают взрослым гражданам пройти бесплатные дистанционные курсы повышения квалификации. По итогам обучения выдается сертификат государственного образца.

Университеты являются центрами трансфера новых технологий, – заявил заместитель директора департамента проектной деятельности Министерства науки и высшего образования России Иван Ефремов в ходе панельной дискуссии на EdCrunch on Demand. – Поэтому, когда мы говорим об образовательных программах, которые они реализуют, то имеем в виду передовые разработки, новые знания, инновационные продукты. В этом их принципиальное отличие от различных организаций дополнительного образования, которых сейчас очень много. Именно вузы могут быть драйверами для ускоренного технологического развития, для масштабирования новых технологий и передачи новых компетенций гражданам.

Современная экономика развивается быстро, технологии меняются, на наших глазах исчезают целые профессии и появляются новые. На этом фоне роль дополнительного образования является исключительно важной. А в условиях нестабильности, вызванной пандемией короновируса, развитие данного сектора становится одним из ключевых инструментов решения проблемы массовой безработицы, которую президент России Владимир Путин назвал «главным риском для современного мира». Между тем, пока темпы развития непрерывного образования взрослых в вузах оставляют желать лучшего. Согласно официальным данным, около восьми миллионов россиян ежегодно обучаются по программам непрерывного образования. И только 25% из них получают эту услугу в университетах.

Федеральный проект «Новые возможности для каждого» призван изменить текущую ситуацию, обеспечить доступность образовательных услуг и помочь гражданам преодолеть экономические трудности. Инициатива реализуется второй год подряд. В 2019 году в проекте приняли участие более 130 тысяч человек. В этом году обучение уже проходят более 125 тысяч граждан в 41-ой организации высшего образования. Кроме того, почти 19 тысяч педагогов учатся в 15 организациях, получая специфические навыки, необходимые для работы со взрослыми.

Портфель бесплатных образовательных программ включает востребованные направления подготовки в сферах бизнеса, экономики, IT, права, иностранных языков, искусства, дизайна, педагогики, управления образованием и муниципального управления, и так далее. Наименования курсов, которые предлагают вузы, можно найти на их сайтах и в социальных сетях. Перечни составлены в соответствии с актуальным спросом на рынке труда и отражают потребности работодателей.
источник
Научно-образовательная политика
Уйдём ли с дистанта в феврале?
Анонимный опрос
8%
Уверен, что да
17%
Скорее да
38%
Скорее нет
20%
Уверен, что нет
17%
Прогнозы — дело неблагодарное
Проголосовало: 3565
источник
Научно-образовательная политика
Генетическая перенастройка

Вице-премьер Татьяна Голикова и помощник президента РФ Андрей Фурсенко провели заседание президиума Совета по реализации Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий.

Коронавирус внес коррективы во все сферы научной жизни, но именно центры геномных исследований мирового уровня обладают потенциалом, который востребован для создания тест-систем, изучения COVID-19 и создания вакцины от него.

В программу Центра высокоточного редактирования и генетических технологий для биомедицины будет включена задача по разработке методов и средств диагностики новой коронавирусной инфекции, клеточных и животных моделей для тестирования вакцин и лекарственных препаратов. В настоящее время центром уже разработана, зарегистрирована и запущена в производство тест-система CoronaPass для выявления антител у переболевших COVID-19, а также создана новая линия трансгенных мышей для тестирования вакцин и лекарственных препаратов против коронавируса SARS-CoV-2. В рамках программы создания и развития данного центра до 2021 года будут разработаны средства диагностики COVID-19, созданы модели in vitro и in vivo для тестирования вакцин и лекарственных препаратов для профилактики и лечения новой коронавирусной инфекции, а также проведён скрининг и дизайн соединений для её лечения и профилактики.

Программа ЦГИМУ по обеспечению биологической безопасности и технологической независимости будет дополнена мероприятием по секвенированию полногеномных последовательностей SARS-CoV-2, циркулирующих на территории Российской Федерации. С участием центра совместно с Роспотребнадзором в стране разработана первая ПЦР-тест-система на COVID-19 для массовых анализов у населения. Разработан и внедрён в практику работы лабораторий культуральный препарат для выявления антител к COVID-19, а также прототипы генно-инженерных вакцин. Создана и зарегистрирована вторая в России пептидная вакцина «ЭпиВакКорона». В центре будет продолжена работа по разработке гибридных средств диагностики новой коронавирусной инфекции, высокочувствительных экспресс-тестов для определения гуморального и клеточного иммунитета.

В программу Курчатовского геномного центра будет включена новая задача «Генетические технологии для медицины». До конца 2021 года будет разработана система для быстрого обнаружения коронавируса SARS-CoV-2 на основе уникального фермента. Кроме того, будет разработан уникальный дрожжевой штамм-продуцент полипептидных вакцин, который позволит значительно повысить эффективность их производства, а также создана лабораторная модель для изучения механизмов развития болезней, вызванных вирусными инфекциями.

Известно, что каждый вице-премьер входит в большое количество разных советов и комиссий. После перераспределения обязанностей обычно проходит некоторое время, прежде чем сменится состав. Недавно наука и высшее образование перешли в сферу ответственности Дмитрия Чернышенко. Однако, в данном конкретном случае, пожалуй, присутствие Татьяны Голиковой более логично – под ее кураторством запускались геномные центры мирового уровня, она же администрирует здравоохранение.

Особенность новых структур, создаваемых в рамках нацпроекта «Наука», в том, что они представляют собой платформенные, универсальные и гибкие структуры. Подобная перенастройка работы геномных центров подчеркивает это качество.

Также процессы в рамках ФНТП развития генетических технологий тесно сопряжены с иными мероприятиями – в частности, с обновлением приборной базы. Также в генетике (как и в искусственном интеллекте) очень важными являются этические вопросы – потому на базе МГЮА им. Кутафина создается Центр права и биоэтики.

Интеграция генетических сюжетов в обучение школьников будет происходить в рамках предложенных «Сириусом» отдельных курсов, образовательных модулей и программ повышения квалификации учителей.

Напомним, головной научной организацией ФНТП развития генетических технологий является Курчатовский институт, а за сквозные высокотехнологичные сюжеты, в том числепо вектору государственно-частного партнерства, Роснефть.

Подробнее.
источник
Научно-образовательная политика
Только что в Нижнем Новгороде  (ННГУ им.Лобачевского) началось совещание по обсуждению перспективных направлений сотрудничества между ГК РОСАТОМ, РАН, РФЯЦ-ВНИИЭФ и Университета Лобачевского. Присутствуют:
Алексей Лихачёв, генеральный директор ГК Росатом,
Александр Сергеев, президент РАН,
Елена Загайнова, ректор ННГУ,
Валентин Костюков, директор РФЯЦ-ВНИИЭФ,
Сергей Злобин, министр образования Нижегородской области.
источник