Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 December 10
Научно-образовательная политика
Заместитель министра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев на EdCrunch on Demand:

Нельзя однозначно говорить о конкуренции и конкурентоспособности. Ландшафт усложняется, появляются разные типы образованные организации. Для них конкурентоспособность отличается.

Можно выделить:
Массовые университеты (например, Университет Индиры Ганди - 4 млн студентов),
Нишевые университеты, направленные на узко профессиональные компетенции,
Региональные университеты как драйверы регионального развития.

Будет усложняться ландшафт, будут размываться границы между средним, высшим и дополнительным образованием. Неважно, кто присвоил микростепень, важно ее качество.

Второй аспект – девальвация дипломов. Массовизация программ образования обесценивает дипломы. Можно и нужно искать другие способы отбора кадров. Даже брендовых диплом в этом смысле снижает свою ценность

Технологии важны. Интеграция всех возможных технологических решений - это предмет поиска решений. Задача регулятора уловить эти практики и дать им возможность реального существования.

Программа стратегического академического лидерства предлагает формат национального исследовательского университета (НИУ), а также – национального опорного университета, тип ориентированный на развитие отрасли, технологии и региона. Но мы пришли к выводу что нужны будут и другие типы

Для развития должны включаться новые технологии и вариативность там, где она приводит к повышению качества подготовки.
источник
Научно-образовательная политика
Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ на EdCrunch on Demand:

Три основные тенденции на ближайшие 10 лет:

Первое - резкое возрастание роли онлайна. Университеты меньше будут затронуты цифровой резолюцией чем школы. В высшем образовании будет повышаться влияние онлайна. Я прогнозирую резкое возрастание его доли – до 1/3 курсов будет онлайн. Это приведёт к радикальной конкуренции университетов, потому что появится возможность выбирать лучшее.

Второе – микростерень как свидетельство квалификации. Учить на основной программе долго и бессмысленно. В этой ситуации рынок организуется по микростепеням освоенных квалификаций. Микростепени разрушают монополию вуза

Третья: модель «2+2+2», в которой будет общий бакалавриат или крайняя персонализация образовательных программ.

К 2030 году до половины микроквалификаций будет реализоваться через онлайн. Рынок образования станет реально глобальным. Это приведёт к резкому палению цен, за счёт крупных игроков пойдёт удешевление массового предложения. Чтобы не проиграть вообще на глобальном рынке, надо интенсивно включаться в эту работу. Сейчас на Coursera в топе среди российских вузов – ВШЭ и СПбГУ.

У нас есть возможности, и ведущие вузы эти возможности начинают использовать

Мы видим успех классических университетов – особенно в области социальных и гуманитарных наук, а также IT. Нам надо иметь возможность делать глобальные конкурентоспособные предложения на образовательном рынке.

На фоне всего этого переделы рынка между классическими программками традиционного университета будут иметь существенно меньшее значение.
источник
Научно-образовательная политика
Роман Шайхутдинов, вице-премьер Республики Татарстан, на ВУЗПРОМЭКСПО 2020:

В Татарстане высокий уровень цифровизации.

Самое главное, что требует поддержки во взаимодействии вуз-экономика, вуз- абитуриент, вуз-сотрудники, это выстраивание цепочки: набор, подготовка, выпуск, трудоустройство наших выпускников.

Отдельное направление - наука, где она сосуществует рядом с грантовыми и коммерческими проектами.

Процессы, которые уже запущены и отлажены в Университете Иннополис, в основном реализованы на особом программном обеспечении. Команда университета Иннополис готова ими поделиться.

Мы сейчас прорабатываем цифровизацию и оцифровку с использованием индексации открытых, полузакрытых и закрытых данных, которые бы позволили нам осуществлять программу интегрального рейтинга по определенным областям подготовки.

Это упражнение мы делаем, чтобы понять, какое место мы занимаем по более сложным рейтингам в самой экосистеме образования.

Татарстан и Иннополис активно взаимодействуют с компаниями HeadHunter и Авито.

В Татарстане существует отдельный яркий тренд студенческих стартапов.

Немаловажным и ценным является офлайновое взаимодействие, у нас есть несколько площадок для взаимодействия, которые возглавляются главой региона, президентом республики Татарстан Рустамом Нургалиевичем Миннихановым.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Управляй распределенно

В России стартовал финал третьего сезона кубка «Управляй!». Всероссийский кубок по менеджменту пройдет сразу на 5 площадках. Имена победителей назовут уже сегодня.

Вячеслав Шоптенко, руководитель проекта «Управляй» и директор института организационного развития и стратегических инициатив РАНХиГС рассказал НОП об особенностях этого года:

«В этом году мероприятия полуфиналов и финала проходят в распределённым формате сразу в нескольких городах, что стало серьезным организационным и технологическим вызовом для команды организаторов Кубка.

Но одновременно, это позволяет участникам проекта выявлять и осваивать актуальные для современного мира компетенции, в том числе, умение эффективно работать в дистанционном формате. Одновременно, среди участников проекта мы наблюдаем все больше ребят, которые ориентированы не столько на карьеру в крупных организациях или на госслужбе, но скорее на предпринимательства. Это тоже очень приятно. Надеюсь, что участие в кубке сможет стать для них и хорошим шагом в направлении защиты диплома форме стартапа».

Всего в этом году поступило 120632 заявки на отборочном этапе, 1165 участников состязались в полуфиналах, 157 студентов из 91 вуза стали финалистами.

В финале кубка студенты будут соревноваться в управлении виртуальной компанией в команде от 3 до 5 человек. Каждый игровой период участники будут принимать по 75 управленческих решений и планировать не менее 5 ключевых бизнес-показателей компании. Их «мягкие» навыки (soft skills) студентов будут оценивать приглашенные эксперты из крупнейших компаний-работодателей.

«Впервые в финал кубка вышли два студента, обучающиеся по программам среднего профессионального образования. Все [победители] получат возможность пройти обучение по эксклюзивной программе развития управленческого потенциала, которую проведет РАНХиГС», – рассказал генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей», проректор РАНХиГС Алексей Комиссаров.

https://t.me/stranavozmojnostey/4532
Telegram
Россия – страна возможностей
Как проходит национальный финал кубка по менеджменту «Управляй!» в этом году?

120632 заявки на отборочном этапе;
1165 участников состязались в полуфиналах;
157 студентов из 91 вуза стали финалистами.

В финале кубка студенты будут соревноваться в управлении виртуальной компанией в команде от 3 до 5 человек. Каждый игровой период участники будут принимать по 75 управленческих решений и планировать не менее 5 ключевых бизнес-показателей компании. Их «мягкие» навыки (soft skills) студентов будут оценивать приглашенные эксперты из крупнейших компаний-работодателей.

«Впервые в финал кубка вышли два студента, обучающиеся по программам среднего профессионального образования. Имена победителей мы назовём уже завтра, 10 числа. Все они получат возможность пройти обучение по эксклюзивной программе развития управленческого потенциала, которую проведет РАНХиГС», – рассказал генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей», проректор РАНХиГС Алексей Комиссаров.

Узнать больше о финале кубка
источник
Научно-образовательная политика
EdCrunch: выйти из тумана

На одном из крупнейших образовательных форумов EdCrunch on Demand прошло подведение итогов и награждение победителей конкурсов на лучший онлайн-курс года, лучший технологический продукт в образовательной сфере и лучший EdTech-стартап.

Мероприятие открылось выступлением Алевтины Черниковой, ректора НИТУ «МИСиС» - идеолога и одного из организаторов форума. Она отметила:

«В этом году только в первый день к конференции присоединилось более 12000 участников. Тысячи людей собрались на платформе EdCrunch on Demand, чтобы обсудить один из самых важных вопросов, который сейчас волнует практически каждого – каким будет образование будущего. Среди спикеров - создатели самых охватных международных платформ онлайн-образования, ректоры ведущих университетов, руководители крупнейших компаний в области EdTech, педагоги-инноваторы, авторы проектов в области новых образовательных технологий, представители министерств и ведомств».

Тему образования будущего продолжил Дмитрий Песков, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития:

«Сегодня уже становится понятно, что никакого противопоставления старого и нового образования не существует. Образование будущего останется персональным, останется человеческим, останется эффективным. Новые образовательные технологии не замещают традиционного образования – они становятся его помощниками».

Аркадий Дворкович, председатель Фонда «Сколково» отметил, что в изменившихся условиях российская система образования не оказалась в положении мультипликационного ежика, заблудившегося в тумане:

«Мы не стали ежиками в тумане. Нам было на что опереться, мы видели свет, зажженный теми, кто на протяжении многих лет создавал новые образовательные технологии, позволяющие отвечать на самые сложные вызовы».

VII глобальная конференция EdCrunch on Demand проводится НИТУ «МИСиС» и Университетом 20.35 при поддержке Минобрнауки России и Mail.ru Group.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
В первый день работы выставки ВУЗПРОМЭКСПО на стенде Западно-Сибирского межрегионального НОЦ ТюмГУ и ООО Геоскан подписали договор о стратегическом партнерстве.

Геоскан - ведущая российская компании по разработке, производству и применению беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для решения широкого спектра задач в различных отраслях народного хозяйства.

Врио ректора ТюмГУ Иван Романчук комментирует для НОП достигнутые договоренности: «В рамках договора мы будем совместно работать по реализации научно-технического проекта  НОЦ «Разработка технологии фитосанитарного мониторинга в лесном и сельском хозяйстве», «Геоскан» также будет участвовать  в реализации практической части программ магистратур на английском языке в Институте экологической и сельскохозяйственной биологи (X-BIO) ТюмГУ «Биобезопасность растений» и «Математическая биология и биоинформатика», в том числе организации производственной практики и стажировок студентов и аспирантов ТюмГУ».
источник
Научно-образовательная политика
Ректор РАНХиГС Владимир Мау о молодежном кубке по менеджменту «Управляй».
источник
Научно-образовательная политика
Трансформация защит и проблема комментариев

Минобрнауки подготовило проект Постановления Правительства, согласно которому будет подвергнута «перезагрузке» система защит и присуждения ученых степеней. Данные изменения уже не раз обсуждались научным сообществом, сейчас они обрели практически законченный вид. Часть из них – результат перехода в дистант, от которого планируется сохранить лучшие практики.

Допускается дистанционный формат, причем и для самого соискателя. А также и для оппонентов, но только в случае уважительных причин. Обязательно присутствие 4 докторов наук, а не пяти, как раньше.

Продолжается трансфер от Перечня ВАК к «ядру РИНЦ» - Web of Science Core Collection + Russian Science Citation Index + Scopus. Также к публикациям приравнены патенты и аналогичные документы.

Определено минимальное количество публикаций. Для докторских диссертаций по общественно-гуманитарным направлениям и искусству – не менее 15, по остальным – не менее 10. В случае защиты по докладу – не менее 50 (первого, второго или третьего квартиля по WoS или Scopus) и не менее 30 (Q1 и Q2) соответственно.

Для кандидатов – не менее 3 по социальным, гуманитарным наукам и искусству, не менее 2 для всех остальных.

С 3 до 2 лет уменьшен срок для повторной подачи издания на включение в Перечень ВАК.

Четко прописана механика лишения ученых степеней.

Все эти изменения были ожидаемыми и прогнозируемыми. Но особый интерес привнесла публикация «Парламентской газеты». А точнее – комментарии, которые дал завкафедрой Института журналистики, коммуникации и медиаобразования Московского педагогического государственного университета, доктор исторических наук, профессор Андрей Козлов.

«ВАК включает в свой список ограниченное количество российских научных рецензируемых журналов по каждой научной специальности и предъявляет к ним жёсткие требования в плане редколлегий, оформления, оригинальности… Международные базы индексируют тысячи изданий. Кто формирует эти списки? Кто и как будет их контролировать в России?», - заявил Андрей Козлов.

Реальность представляется нам несколько иной. Требования ВАК сколь строги к форме и формальностям, столь и пренебрежительны к содержательным вопросам. И они не идут ни в какое сравнение с жестким отбором, который присутствует при вхождении в Web of Science или Scopus. У компаний-операторов обоих баз данных есть представительства в России, а в случае со Скопусом – и российский экспертный совет.

Андрей Козлов, как сообщает «Парламентская газета», предлагает персонифицированный подход к включению в список ВАК России зарубежных журналов, которые бы учитывались при защите диссертации. Некоторые российские издания из списка ВАК уже индексируются в международных базах. Аналогичный механизм мог бы работать и в обратном направлении, считает учёный.

На самом деле обратный механизм уже давно работает. Журналы, которые входят в ведущие международные базы данных, включаются в Перечень ВАК. По WoS и Scopus эта система функционирует на хорошем уровне.

При этом справедливо замечание эксперта состоит в том, что в отдельных случаях некоторые издания по общественно-политическим наукам вводят своеобразную цензуру по чувствительным кейсам международных отношений – например, Крым и Сирия.

В итоге, действительно важные и нужные изменения получили избыточно масштабную нагрузку эмоциями и смыслами, которые не в полной мере соотносятся с реальностью. К сожалению, это достаточно часто приводит к общественному «брожению» относительно тех вещей, где профессиональное и управленческое сообщество уже обо всем договорились.

На самом деле, напрямую встает вопрос о качестве экспертного комментирования по научно-образовательной политике. Этот сюжет явно найдет свое отражение в информационном сопровождении реализации нацпроектов – в частности, «Науки и университетов».

Материалы: проект Постановления Правительства, статья «Парламентской газеты».
источник
Научно-образовательная политика
Красное на цифре

За двумя большими конференциями по образованию, которые проходят в эти дни, тихо и скромно сегодня пошумел Круглый стол на тему «Дистанционное обучение: «за» и «против», организованный и проведённый сегодня думской фракцией КПРФ.

По инициативе Геннадия Андреевича Зюганова депутаты и связанные эксперты активно пытались опровергнуть тезисы Надежды Константиновны, Луначарского и даже самого Ильича.

Потому что согласно новой постправде по версии Зюганова, массовое просвещение отменяется: цифра в образовании не нужна, враждебна, не понятна.

И уже мало кто вспомнит, что главный коммунист Госдумы от образования, депутат Олег Смолин, уже 15 лет как на форумах да конференциях обосновывает важность использования онлайн-технологий в обучении.

Но в преддверии выборов в Госдуму былые заветы Ильича и позиция видных однопартийцев менее важны, чем голоса электората.

Поэтому, вновь приподнят красный стяг:

«Во главе этих преобразований стоят Высшая школа экономики, Московская школа управления, фонд «Сколково», Агентство стратегических инициатив под руководством Германа Грефа».

Товарищи, вперёд!
Да здравствуют мел, доска и горло!

Завершим словами самого тов. Зюганова, сказанными им на парламентских слушаниях по цифре в июле. Они противоречат более свежей позиции вождя, но какая, к чёрту, разница?

«Мы должны объединить и науку, и технологии, и цифровую революцию, и качество жизни граждан».

https://www.rline.tv/news/2020-12-08-gennadiy-zyuganov-distantsionnoe-obrazovanie-prevratit-lyudey-v-rabov/
источник
Научно-образовательная политика
Территориальная оптимизация

В рамках реформы по оптимизации системы госуправления и повышения качества работы Министерство науки и высшего образования объявило о ликвидации трех территориальных управлений – Сибирского, Уральского и Дальневосточного.

История этих подразделений началась с образования Федерального агентства научных организаций в рамках реформы Российской академии наук. Каждое из территориальных управлений соотносится с соответствующим региональным отделением РАН.

В планах было превращение управлений в полноценные коммуникационные площадки, для чего на их базе могли бы функционировать советы директоров научных институтов.

Сам по себе состав региональных отделений Российской академии наук не в полной мере соответствует иным подходам к районированию страны – например, к выделению федеральных округов. Исторически так сложилось, что Сибирское отделение доминирует в восточной части страны, словно выдавливая Уральское к западу (вплоть до Архангельска), а Дальневосточное – к побережью Тихого океана.

В парадигме научно-технологического прорыва и национальных проектов все активнее начинают работать сетевые консорциумы, которые чаще всего имеют трансрегиональную природу. Вузы и научные институты, представляющие разные «региональные пространства РАН», объединяются в работе над различными проектами.

В системе региональных отделений РАН и территориальных управлений присутствовала одна особенность – для научных организаций европейской части России предусмотрено прямое подчинение – Академии или Министерству.

Все эти аргументы подтверждают, что эпоха территориальных управлений ушла в прошлое. Сейчас для Минобрнауки более эффективно и продуктивно работать в разрезе программных мероприятий и работы консорциумов.

Новость о ликвидации управлений могла бы пройти практически незамеченной, но была остро поставлена на прошедшем Общем собрании РАН председателем Сибирского отделения Валентином Пармоном.

В его интерпретации ликвидация территориальных управлений (конечно, спикера больше всего волновало Сибирское) оставит научные институт «без прикрытия». От кого или чего необходимо прикрывать научные институты, он не пояснил.

Эскапада Валентина Пармона имела своей целью получить еще больше полномочий для Сибирского отделения РАН и дополнительно обособиться от головной Академии. Этот сепаратизм однозначно вреден и для РАН, и для российской науки (в первую очередь – сибирской).

В реальности у научных институтов есть множество механизмов для эффективной работы – администрирует их Минобрнауки, а научное и научно-методическое руководство осуществляет региональное отделение РАН (либо сама Академия для европейской территории страны).

В отношениях с регионами открывается новый этап – субъекты федерации получают права на прямое финансирование науки и образования. Это означает, что теперь регионы смогут целевым образом и оперативно (без процедур госзакупок) выделять средства наравне с федеральным бюджетом и бизнесом.

Текущая реальность: сетевые консорциумы, внедрение многоканального (несколько федеральных источников), многоуровневого (центр и регионы) и многовекторного (бюджет и бизнес) финансирования, а также комплексный характер проектов и программ, которые лежат в основе реализации Стратегии научно-технологического развития и госпрограммы НТР (в том числе – нацпроекта «Наука и университеты», стартующего в следующем году). В итоге макрорегиональный уровень управления не столь необходим. А в ряде случаев – и ненужным, тормозящим процессы сотрудничества.

Именно поэтому ликвидация территориальных управлений – это лишь подтверждение выхода российской науки на качественно иной уровень. Научные институты и университеты ничего не теряют от этого решения. А все случаи научного сепаратизма получит соответствующий ответ и от РАН, и от государства.
источник