Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 November 13
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
«Бомба»: драма и реальность (1/2)

На канале «Россия 1» завершился показ сериала «Бомба», посвященного первым этапам создания атомной промышленности в СССР. В центре внимания – работы по созданию первой советской атомной бомбы.

В 2020 году исполняется 75 лет не только Победе в Великой Отечественной войне, но и атомному проекту. Активное участие в создании ленты принимал Росатом.

«Бомба» снята красиво с любовью к деталям, характеры персонажей легко считываются. Особенно примечательны Курчатов и Берия.

Игорь Курчатов (что неудивительно) представлен в фильме исключительно с положительной стороны – он не только руководитель и организатор, но и спаситель – пользуясь случаем пытается вытаскивать из лагерей даже тех, кто не является жизненно необходимым для реализации проекта. Он по-отечески строг, но также и добр.

Личность Лаврентия Берии обросла множеством мифов, а изображение его в художественных произведениях часто отягощены избыточной демонизацией. Тем не менее, он «отец» советского Атома – это исторический факт. В «Бомбе» мы видим жесткого, но эффективного администратора, которому, тем не менее, не чуждо ничто человеческое. Он недоверчив, но и понятия «невозможно» для него не существует. Надо – сделаем, требуется – построим. Берия готов забывать и прощать, однако этого достойны только те, кто достигает поставленных целей. Эта сторона характера Берии неотделима от более темной и жестокой. Идея репрессий и лагерей выступает в сериале как fatum, источником которого как раз и является Темный Демиург.

Вообще лагерная тема показана очень аккуратно – без оправдания, но и без откровенной «чернухи». Авторы сериала практически не дают никаких оценок ГУЛАГу, представляя его скорее как «повседневное зло», с которым можно иногда пытаться бороться. Акцент сделан на «перегибы на местах» – но и на те находится управа – всегда есть кто-то выше по званию.

Особенное значение имеют финальные титры серий – в них показаны реальные интервью с теми ветеранами атомной отрасли, которые непосредственно были причастны к описываемым событиям. Это поколение уходит вместе с ветеранами Великой Отечественной – тем важнее именно сейчас узнать из первых уст, как все было на самом деле. В целом – именно так, как показано в «Бомбе».

В ходе повествования и комментариев проводится мысль о том, что бомбу сделали ученые, а не разведчики, но последние – совершили титаническую работу, а их вклад не может быть переоценен. «Наши люди у Оппенгеймера», а также идеалисты из числа сотрудников атомного проекта США обеспечили группу Курчатова максимально возможным объемом информации. Но это не был готовый рецепт – тем более, что в советской атомной программе многое было сделано принципиально иначе.

Именно спорам об особой советской конструкции реактора с вертикальной, а не горизонтальной как у американцев, загрузкой посвящена львиная доля одной из серий. В ней достаточно прямо и откровенно продемонстрирован научный мир, состоящий из двух блоков – «Лаборатория №2» и МГУ. Четкий акцент сделан на том обстоятельстве, что многие научные дискуссии вызваны субъективными факторами (амбициями или обидами), а не заботой о прогрессе и научном успехе. Послание авторов «Бомбы» (читаем – Росатома) понятно – дайте работать тем, кто знает, как надо. Мелочная опека и контроль так же вредны, как и бесконечные экспертные оценки и споры. В измерении наших дней сообщение читается однозначно: «Курчатовский институт и Росатом знают, что делать – не мешайте нам».
источник
Научно-образовательная политика
«Бомба»: драма и реальность (2/2)

Очень положительно в сериале «Бомба» показаны «силовики» – и военные, и сотрудники МГБ. Исключения – с одним явно отрицательным персонажем – лишь подтверждают общую картину. Именно армия и спецслужбы – тот инструмент, с помощью которого ученые смогли решить множество ненаучных проблем. Здесь легко прочитать и современную ситуацию, в которой многие исследования Курчатовского института ведутся в области вооружения и безопасности – а значит, здесь решение должно быть за учеными и «силовиками».

Тема Бога проходит через весь сериал. Здесь чувствуется явный реверанс в сторону Церкви, а точнее – «дивеевской группе», в которую входят многие руководители «атомных» регионов и атомной промышленности. В «Бомбе» человек не играет в Бога, создавая чудовищное по своей силе оружие, наоборот – Бог являет себя через любовь, которую нельзя исчислить или выразить через уравнения.

Точно так же, как рано или поздно отмоют фрески монастыря, так же и узнают имена тех, кто ковал ядерный щит и меч Родины. В этом не сомневаются ни Курчатов с Харитоном, ни заключенная, специально разбавляющая раствор, которым замазываются изображения святых, ни сами физики, узнавшие об этом.

Больше всех уверовал в реальность чудес именно Берия. После успешного испытания бомбы в Семипалатинске Курчатов говорит ему, что заряд взорвался – иначе и быть не могло. И в ответ Берия шепчет – «Вы не понимаете. То, что она взорвалась – это чудо!». Это именно то стечение обстоятельств, которое практически невозможно с математической точки зрения, но которое, тем не менее, происходит в реальности. Здесь та грань, где неразделимы воля Бога и сознательные титанические усилия людей, равно как и самые развитые технологии все так же неотличимы от магии.

«Бомбу» сложно воспринимать в отрыве от «Чернобыля» – в обоих случаях очень хорошо показана жертвенность и подвиг тех, кто во имя обуздания силы атома жертвует не только своим здоровьем, но и жизнью.

Сериал ценен именно своей «атомно-физической» частью – очень хорошо показаны те моменты озарений, которые позволяют совершать прорывы. Не менее ярко продемонстрировано, в каких примитивных условиях запускался первый реактор и создавалась первая бомба. Диагностика реактора с помощью лома? Да, поначалу было и такое. И тем значимее заслуги Курчатова и его коллектива.

«Бомба», хоть и является сериалом про начало атомной программы СССР, все же, очевидно, в угоду массовому зрителю и с целью популяризации насыщен мелодраматическими линиями. В любовных многоугольниках на определенном этапе начинаешь путаться. Конечно, мелодрама привлекает зрителей – и это особенно важно в разговоре о столь сложном предмете как атомная промышленность с ее неразделимостью на военное и мирное. Но для тех, кто смотрит фильм ради самой бомбы – иногда слишком много «житейских сюжетов», хотя и собственно драмы в сериале немало. Фильм насыщен «невероятными совпадениями», «мелодраматическими чудесам» и не лишен штампов. Впрочем, это позволяет видеть во всех участниках процесса живых людей – с их силой и слабостями.

Чудо произошло – бомба взорвалась. Паритет с США был восстановлен и в итоге стал залогом глобального мира на планете на многие десятилетия вперед. Ученые и все государство доказали – нет ничего невозможного. Но любой прорыв и подвиг требуют жертв. Нужно помнить о каждом конкретном человеке, но не опускать руки и верить в чудо.
источник
Научно-образовательная политика
​​ТПУ инициировал создание первого в России водородного консорциума

В консорциум «Технологическая водородная долина» объединились ТПУ, Институт катализа СО РАН, Институт проблем химической физики РАН, Институт нефтехимического синтеза РАН, Самарский государственный технический университет @samgtu и Сахалинский государственный университет.

Участники подписали соглашение и будут вести совместные исследования и разрабатывать технологии для получения водорода, его транспортировки, безопасного хранения и использования в энергетике.

Консорциум планирует тесное сотрудничество с крупнейшими компаниями РФ, заинтересованными в развитии водородной энергетике. В ближайшее время участники разработают «дорожную карту» для дальнейшей работы.

Первым совместным научным мероприятием станет конференция, ее проведение намечено на декабрь 2020 года.

В дальнейшем к консорциуму могут присоединиться другие вузы и академические институты. Индустриальные партнеры войдут в наблюдательный совет для обеспечения трансфера технологий.

Андрей Яковлев, врио ректора ТПУ:

Глобальный рынок энергии меняется, человечеству нужны новые, более экологичные источники энергии в качестве не замены, но альтернативы традиционным углеводородам. И водород совершенно точно займет свою нишу в энергетике будущего.

По оценкам международного Водородного совета, к 2050 году на водород будет приходиться 18 % от общего мирового спроса на энергию. Чтобы Россия на этом энергетическом рынке будущего была лидирующим игроком, научное сообщество должно объединить свои знания и усилия.

В одиночку с такими задачами не справиться. Для этого и был создан первый в стране «водородный консорциум».

Важно, что в него вошли и университеты, и институты РАН, при этом все участники – это организации с серьезнейшим багажом компетенций в области водорода.

#водороднаядолина
источник
Научно-образовательная политика
Владимир Путин : Вы (организаторы Форума )провели народный краудсорсинг в масштабах всей страны... Нужно помочь прорасти и воплотиться в жизнь лучшим замыслам...
Образовательным идеям...проектам креативных индустрий.
источник
Научно-образовательная политика
Владимир Путин:

На наших глазах начинается новое время. Нужны действенные, эффективные механизмы. Экспертный совет АСИ
во главе с И.Шуваловым обладает значительным опытом.
источник
Научно-образовательная политика
Владимир Путин:

Нам надо раскрыть колоссальные созидательные силы нашего народа. Мы это с вами можем сделать и обязательно сделаем.
источник
Научно-образовательная политика
Светлана Чупшева, рассказывая Владимиру Путину о задачах и проектах Форума "Сильные идеи для нового времени", провела прямую связь с национальными целями. В том числе, в вопросах образования и развития технологий.
источник
Научно-образовательная политика
Светлана Чупшева:

У нас очень много проектов о возрождении деревень.
Пандемия показала что можно работать онлайн, а жить с семьей, в экологии.
источник
Научно-образовательная политика
Первый вопрос Владимиру Путину - от студентки МГУ по тематике важности предпринимательской деятельности студенческой молодежи и использовании онлайн - образовательной платформы (в т.ч.для маломобильных граждан).

Существует ряд сложностей, требуется финансирование на создание онлайн-платформы. Источником могут стать бюджеты национальных проектов (в т.ч. "Образование").

Путин:
Очень важное, очень интересное направление вы выбрали.
Вы создаете очень хороший прецедент использования онлайн -платформ.

Много людей переходят на работу в онлайн режиме.
Люди самореализуются в разных сферах. Это очень интересно.
Сделаем всё, чтобы вас поддержать.
Это очень интересно.
Сделаем всё, чтобы вас поддержать.
источник
Научно-образовательная политика
⚡️⚡️⚡️Второй вопрос Владимиру Путину от проректора и эксперта World Skills из Челябинска Максима Усынина о важности ДПО - переподготовке населения, переобучении самозанятых (World Skills - прививка).
Этот проект можно реализовать на площадке World Skills.
Мы видим большую эффективность таких программ (переобучения взрослых- НОП).
Я хочу чтобы такая возможность появилась у 10 миллионов наших граждан. Это же не справедливо, когда не все категории граждан могут получить новую профессию.

Путин:

Безусловно, очень важное направление, которым вы занялись.
Для нас это крайне важно и перспективно! И востребованно в высшей степени! Я с вами полностью согласен.

С удовольствием это сделаем!
С удовольствием это сделаем!
Мы сделаем это. Правительству сформулируем поручение и АСИ попросим.
источник
Научно-образовательная политика
А все ли читатели НОП помнят, что мы в последние два года на все голоса пишем и говорим (включая, на днях - на Форуме "Университеты 2030: наука - компетенции - молодёжь") о стратегической важности обучения взрослого населения в течение всей жизни?
источник
Научно-образовательная политика
И третий вопрос Путину - тоже про образование. От новгородских поисковиков.
источник
Научно-образовательная политика
«Программа Sprint UP нужна и важна не только для тех, кто уже предприниматель или собирается им стать. Такого рода программы полезны для всех, независимо от того, будут в конечном итоге эти ребята делать свой бизнес или нет. Для меня предпринимательство – это про то, чтобы видеть цель, стремиться к ее достижению, понимать, чувствовать и предугадывать спрос, создавать команды, вдохновлять людей, делать мир лучше. Сегодня на платформе «Россия – страна возможностей» 26 различных проектов и конкурсов, и 16 из них так или иначе представлены студенческой аудиторией. В том числе, у нас есть проект «Мой первый бизнес», старт нового сезона которого состоится уже на следующей неделе. С этого года в этом конкурсе смогут принимать участие не только школьники, но и студенты вузов и колледжей до 23 лет. Мы будем рады, если участники программы Sprint UP будут приходить на наши конкурсы, а наши конкурсанты – участвовать в таких программах», — генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей» Алексей Комиссаров.
источник