Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 November 03
Научно-образовательная политика
Операционно эффективные управленцы (1/2)

Внедрить дисциплину «Операционная эффективность» как часть обязательной программы подготовки управленцев предложили спикеры конференции агентства Интерфакс по результатам анализа эффективности реализации нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости». Исследование провел Общероссийский национальный фронт.

Корреляция образования и практики - острый вопрос экспертных дискуссий. Постсоветское образование сохранило сильные образовательные и научные традиции времен СССР, однако практически полностью утратило навык трудоустройства выпускников вузов. Как следствие, массовая подготовка специалистов с высшем образованием долгое время осуществлялась «в никуда». Выпускники вынуждены были самостоятельно осуществлять поиск работы, это привело к тому, что многие стали работать не по специальности. Таким образом, полученное качественное образование не применялось.

Пристальное внимание данной проблеме уделяет в своей деятельности АНО «Россия - страна возможностей», реализуя пул программ развития  для студентов. Генеральный директор АНО РСВ, сопредседатель Центрального штаба ОНФ Алексей Комиссаров рассказал, что по результатам опроса выяснилось, что 66% не слышало о реализации нацпроекта. Респонденты, которые не знали о нацпроекте «Производительность труда и поддержка занятости», отвечали, что выстроенные рабочие процессы либо выстроены плохо или отсутствуют, либо требуют улучшений.

«Сегодня в вузах и колледжах практически не преподают основы «производственной эффективности». То есть многие выпускники в принципе не знают, что производительность труда – это целая наука, даже образ мышления, необходимый будущему руководителю. Предлагаем ввести в учебные планы по всем основным специальностям профессионального образования сквозную дисциплину «Операционная эффективность». ОНФ разработал методические указания по ее преподаванию. Каждый студент в будущем может стать управленцем, а значит он должен владеть основами философии постоянных улучшений, приемами по борьбе с потерями, системой подачи рацпредложений и цифровыми методами повышения эффективности рабочего процесса. Все эти навыки помогут будущим управленцам в любой области максимально эффективно организовать труд своих подчиненных», – подчеркнул Алексей Комиссаров.

Источник: https://www.interfax.ru/presscenter/734953
источник
Научно-образовательная политика
Операционно эффективные управленцы (2/2)

Реализация программы планируется совместно Минэкономразвития РФ, обязательным условием для ее участников станет прохождение стажировки студентов на предприятиях-участниках нацпроекта, в «бережливых поликлиниках» и МФЦ.

Отдельной темой для обсуждения стала цифровая трансформация службы занятости населения. Запущенная двумя годами ранее цифровизация позволила во время начала пандемии безболезненно организовать в дистанционном формате постановку на учёт безработных весной 2020 года.

Представленные в докладе рекомендации направлены на повышение производительности труда в государстве. В частности, предлагается создать для всех действующих и потенциальных участников единую цифровую платформу, где будут собраны типовые решения по повышения производительности, база знаний и успешных практик, действующие меры поддержки.

Также предлагается разработать комплекс мер, побуждающих работодателей создавать комфортные условия труда для сотрудников и поощрять здоровый образ жизни и занятия спортом.

«Мы решили сосредоточиться на теме производительности труда и сделать упор на экономическую составляющую этого национального проекта. Первое – это создание цифровой экосистемы национального проекта, в которую включено ряд платформ, которые будут служить ускорению цифровизации автоматизации как бизнес-процессов предприятий, так и производства», – рассказал заместитель министра экономического развития РФ Петр Засельский.

Взаимодействие вузов с работодателями важно для построения единой функциональной экосистемы становления профессионалов, начиная с этапа обучения. АНО РСВ реализует значительное количество социальных лифтов в рамках нацпроекта «Образование». Флагманский проект президентской платформы «Лидеры России» преследует своей целью отбор и подготовку кадрового резерва управленцев для стратегически значимых направлений государственной политики. Успех проекта можно подтвердить числом назначений среди выпускников на высшие управленческие посты. Исходя из этого, можно смело утверждать, что АНО РСВ точно знает, что нужно современному управленцу. Внедрение «Операционной эффективности» поможет улучшить рабочие процессы, а значит увеличить прибыль организации и способствовать ее укреплению как субъекта политики или экономики.
источник
2020 November 04
Научно-образовательная политика
Экосистема молодежного предпринимательства

Тренд на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность постепенно начинает складываться в единую целостную систему. Развитие управленческих компетенций и создание дополнительных рабочих мест делают это направление приоритетным для органов власти, с точки зрения его развития и реализации мер поддержки.

Сегодня ряд мер реализуется по линии Минобрнауки: соглашение о сотрудничестве с организацией малого и среднего предпринимательства “Опора России”, проект “Стартап как диплом”, всероссийский конкурс молодых предпринимателей и другие. Множество вузов на своей базе запускают бизнес-акселераторы, отдельное внимание уделяется развитию технологического предпринимательства.

Часть проектов, направленных на развитие бизнес-инициатив, реализуется АНО “Россия - страна возможностей”, в их числе “Цифровой прорыв”, “Лучший социальный проект года”, “Мой первый бизнес” и многие другие. Со стороны Федерального агентства по делам молодежи проводятся конкурсы в области предпринимательства различной направленности. Активно участвуют в поддержке технологических инициатив центры НТИ. Открыто множество “Точек кипения” АСИ. Все инструменты стимулируют развитие предпринимательства в России, особенно в молодежной среде.

Новый проект, созданный на базе АСИ, представляет собой венчурный фонд “Молодежная предпринимательская инициатива” и цифровую платформу “Конструкториум”, которые призваны поддержать юных бизнесменов в возрасте от 14 до 24 лет.

Помощник Президента РФ Максим Орешкин в ходе презентации проекта на онлайн пресс-конференции в ТАСС отметил особенную актуальность инициативы на фоне пандемии. 2020-й год ознаменовал собой рост случаев закрытия бизнеса и рост безработицы ввиду ограничительных мер. Особенно пугающе выглядит безработица среди молодежи, которая выросла за последние годы на треть.

В этой связи значимость венчурного фонда и цифровой платформы определяются возможностями поиска людей для реализации проектов и привлечения инвестиций.

Заместитель министра науки и высшего образования РФ Елена Дружинина отметила, что Минобрнауки ведет большую работу в данном направлении, поскольку видит большой потенциал предпринимательской активности среди молодого поколения.

В рамках нацпроекта “Наука” планируется создание сети региональных студий студенческого предпринимательства, что позволит направить больше студентов в инновации и бизнес.

В глобальной вузовской экосистеме Агентство стратегических инициатив выступает стратегическим партнером. На форуме АСИ “Сильные идеи для нового времени”, который состоится 11-13 ноября, будет представлена секция Министерства науки и высшего образования, где эксперты обсудят вопросы реализации программы запуска стартапов.

При всей консервативности системы высшего образования, именно такие идеи меняют ее структуру. Сейчас в университетах активно развивается предпринимательская культура, а следовательно - идет технологический трансфер и привлекается молодежь в сектор исследований и разработок, что заложено как магистральный ориентир в Стратегии научно-технологического развития. Большее количество механизмов сможет ярче отразить палитру возможностей и сделать движение вперед эффективнее.

Созданный онлайн-ресурс по развитию молодежного предпринимательства и частный венчурный фонд посевных инвестиций в молодежные проекты функционируют исключительно в связке. Одна из задач проекта - законодательное сопровождение несовершеннолетних предпринимателей.

Новый социальный лифт станет частью экосистемы молодежного предпринимательства и укрепит непрерывное развитие бизнес-сообщества в России.

Подробнее: https://tass.ru/press/11631
источник
Научно-образовательная политика
Около 80 000 человек посмотрело эфир Открытого разговора с Глебом Никитиным, Губернатором Нижегородской области.

Команды НОП, ВК и ММСО очень детально "таргетировали" аудиторию - разговор смотрели и слушали руководители системы науки и высшего образования по всей стране.

Позиция и эффективность работы глав регионов всё более становится определяющей для успешности взаимодействия университетов, академической науки, бизнеса, вузовской молодежи.

У Глеба Никитина по данному вопросу безупречный подход и понимание приоритетов.

Встретимся 6 ноября в Нижнем Новгороде, на Форуме "Университеты 2030: Наука-Компетенции-Молодежь"!

Запись эфира:
https://vk.com/video-89014401_456239292?list=6015a85f7b49887f1f
источник
Научно-образовательная политика
Народный праздник

Сегодня 4 ноября – День народного единства. Самый молодой праздник из триады ключевых дат современной России.

9 мая – про Победу и подвиг предков, про главную опору самосознания россиян. День России – про наши успехи, достижения и перспективы развития. А 4 ноября – в больше степени про историю страны как историю народа, который в самые сложные периоды истории демонстрирует удивительную способность к консолидации и подлинному героизму.

По историческому вектору 4 ноября является фундаментом для Дня Победы. А с Днем России сегодняшний праздник роднит ориентация на формирование национального и народного самосознания.

День народного единства – это не просто дата изгнания интервентов из Кремля народным ополчением. 4 ноября напоминает нам о бесконечной силе и самоотверженности многонационального российского народа, о том, что из народной среды в сложные периоды истории всегда появляются настоящие лидеры, которые лишь потому могут преуспеть, что неразрывно связаны с народом.

В российской конституции использована необычная для западного уха формулировка: «многонациональный российский народ». Сформировавшись как государства-нации наши европейские и американские партнеры не могут провести грань между нацией как совокупности граждан и народом, который формируется более глубинными процессами.

На первый план в России ставится именно народ – то есть та, уходящая в глубь истории, многопоколенческая система, которая на основе синтеза разных культур, религий, верований, пройдя через многие войны, пережив не один раскол – сформировала уникальное сообщество на территориях Российской империи – СССР – России.

В нашей стране слишком часто менялись государственные устои, чтобы к ним можно было апеллировать, даже в современной истории есть как минимум несколько случаев открытого противостояния различных политических сил либо регионов и центральной власти.

Именно потому особенно важен именно День народного единства, поскольку он акцентирует внимание именно на культурно-цивилизационных ценностях, над которыми надстраивались различные государственные модели – царская, имперская, советская, современная демократическая.

Поправки в Конституцию, поддержанные гражданами страны, ввели понятие «государствообразующий народ» - под которым подразумевается русский народ. Вклад в развитие России на всех этапах ее истории вносили разные национальности и народности – от татар до немцев и французов, от евреев до грузин, армян и азербайджанцев.

Тем не менее, стержнем и главной опорой государственности России всегда был именно русский народ. Поэтому 4 ноября – праздник многоуровневый.

Есть многонациональный российский народ – и это уровень нашей гражданской идентичности. И существуют отдельные народы, народности, национальности – которые в этот день еще раз вспоминают как о своих культурных, религиозных и исторических корнях, так и отдают дань тому, что только в своем сложном взаимодействии, в рамках взаимопомощи и поддержки формируют единый российский народ – вне которого немыслима их история и будущее, а равно и без каждой из составных частей он бы не сформировался.

День народного единства тем и хорош – что оставляет часть сформированного пространства смыслов свободным. В него каждый индивидуально или как часть более широкой социальной группы может вложить свое видение, привнести свои ощущения.

Однако, 4 ноября также лишний раз подчеркивает фундаментальные ценности: единство, взаимопомощь, синергия устремлений всех народов, народностей и национальностей России.

С Днем народного единства, дорогие читатели, коллеги и партнеры!
источник
Научно-образовательная политика
Думы картофелеводов

Картофель – тема очень «заряженная» научно-политическими обстоятельствами.

Именно подпрограмма по селекции и семеноводству картофеля стала первой в Федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства. А та – пилотной для обкатки новых механизмов – как Стратегии научно-технологического развития, так и научно-технологического прорыва.

В полку ФНТП с тех пол прибыло – уже функционируют профильные программы по развитию генетических технологий, а также по развитию синхротронных и нейтронных исследований. В них первую скрипку играет Курчатовский институт во главе с Михаилом Ковальчуком.

Генетика же активно развивается в рамках сотрудничества государства и Роснефти Игоря Сечина, а одним из ключевых координаторов данного процесса является Мария Воронцова. При этом сама Роснефть тесно связана с «Иннопрактикой» Екатерины Тихоновой, которая координирует и работу МГУ (ректор – Виктор Садовничий), и создание «технологической долины» «Воробьевы горы», в которой целый клубок научно- и внутриполитических сюжетов: от научного обеспечения спорта до жилищного строительства в одном из самых элитных районов Москвы (что тут же вводит в уравнение мэра Сергея Собянина).

На повестке дня – разработка ФНТП по экологии и изменениям климата, которую на «Валдае» анонсировал помощник президента и серый кардинал научной политики Андрей Фурсенко. Эти темы органично вплетены и в Стратегию развития Арктики, где особо значимы интересы Росатома.

А внутри Российской академии наук сформулирован первый абрис программы по мозгу. Причем у этого направления есть очень четкий «китайский вектор» - именно в исследованиях мозга идет насыщенное сотрудничество с КНР.

Картошка – следовательно, вообще сельхознаука (так как ФНТП развития сельского хозяйства охватывает все ключевые культуры и виды скота). Отсюда серьезная фронда со стороны «аграгриев» во главе с Ириной Донник внутри Российской академии наук и регулярно случающиеся информационные «пробросы» о том, что университеты и научные институты по профилю АПК можно было бы сосредоточить в подведомственности Минсельхоза.

А управляется ФНТП развития сельского хозяйства – Советом во главе с Андреем Фурсенко и профильным вице-премьером Викторией Абрамченко. И именно на данной Программе обкатывался «советский» механизм принятия решений и согласования интересов, который сейчас распространен на подавляющее большинство механизмов научно-образовательной политики: от самих ФНТП до советов по приоритетам Стратегии научно-технологического развития. А равно как апробировался сам механизм комплексных научно-технических проектов. Аналогичные КНТ программы долго буксовали и только недавно Правительство утвердило первую – комплексную научно-техническую программу «Чистый уголь – зеленый Кузбасс», которую предложил научно-образовательный центр мирового уровня Кемеровский области «Кузбасс», который был в числе первой пилотной пятерки НОЦ, назначенных без конкурсных процедур.

Началось всё именно с картофеля.

И думы картофелеводов оказали очень существенное влияние и на научно-образовательную политику, и на научно-технологический прорыв.

https://t.me/krispotupchik/2288
источник
Научно-образовательная политика
​​Научный руководитель
экспертно - аналитического центра «НОП» @scienpolicy Евгений Сжёнов @szhenov специально для @scientificrussia:

6 ноября в нижегородском  Университете Лобачевского (@lobachevsky_university) встретятся министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков (@minobrnaukiofficial), Президент РАН Александр Сергеев, а также ректоры российских университетов для участия в форуме «Университеты 2030: наука–компетенции–молодежь».

Вместе с губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным, научным руководителем МШУ «Сколково» (@skolkovo_channel) Андреем Волковым и спецпредставителем Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития  Дмитрием Песковым мы будем обсуждать одну из главных и пока не решённых задач еще из 20-го века – совместную командную работу академической и университетской науки.

Другой важнейшей темой станет цифровая трансформация высшей школы.

Обе темы не просто в фокусе нескольких нацпроектов – без них невозможно достичь большинство национальных целей, обозначенных Владимиром Путиным.

• Как быть с примерно 1/5 преподавателей вузов, которые принципиально не принимают идеологию цифровой трансформации вуза и учебного процесса в дистанте?

• Где границы цифровой экосистемы и какие новые компетенции нужны работающим в вузе ученым?

• Как быть сотням небольших университетов, которые не попадут в ПСАЛ и не имеют собственного контента и технологической базы для качественного ведения учебного процесса в онлайн-формате?

• Как оценивать знания будущих медиков и инженеров, при том, что большинство вузов пока это делает через zoom?

• Нужны ли в будущем многочасовые совещания ректоратов университета?

Эти вопросы будем обсуждать и на форуме в Нижнем Новгороде, и в рамках еще одного знакового мероприятия – онлайн-интенсива «Архипелаг 20.35», который начинает работу 7 ноября в онлайн-формате.

@scientificrussia
источник
Научно-образовательная политика
Полина Колозариди, автор идеи:

Это сайт Теодора Шанина. Мы начали делать его ещё при жизни Теодора и продолжаем сейчас.
Сайт будет меняться. На нём находится то, что сделано Теодором и сказано им и о нём. Ещё здесь есть то, что принято называть контекстом. В биографии — это информация о том, кто и что окружало Теодора. Окружало не просто так, часто это истории о взаимном влиянии — и поэтому мы собрали вместе книги, людей, исторические события.
Это влияние Теодора и мира вокруг него никуда не уходит, оно продолжается.
Поэтому мы будем менять сайт и будем рады вашему участию.

http://shanin.space/?fbclid=IwAR3jqGJuWg4BFjRuYfGemAOOfD1J6GCi_dXdmo81mlBFYG-CzIlBhOdqOAE
источник
Научно-образовательная политика
По поводу встречи министра науки и высшего образования России с белорусскими гостями можно отметить некоторые интересные моменты.

Молодые лидеры Белоруссии - это участники проекта "Школа молодых лидеров", возникшей в этом году межрегиональной площадки, где с белорусской стороны участвуют Витебск, Гомель, Могилев, а с нашей - Смоленск, Брянск, Псков и Калининград.

Интересно, что наши, помимо региональных форматов судя по всему, активизируют работу с Белоруссией в том числе и на уровне отдельных ведомств.

В целом замечу, что не смотря ни на ковидлу, ни на сиюминутные  проблемы продолжают работать те, кто должен думать на перспективу, в том числе и в части сохранения исторической памяти о войне - более важных тем в нашей с Белоруссией общей истории найдется немного.

А говоря о современности, важно продолжение взаимодействия - и если в части инженерно-технической оно с Белоруссией всегда было отлично налажено, и таким остается, то в части истории и обществоведения его стоит синхронизировать, что особенно актуально учитывая западную активность на этом направлении.
Telegram
Минобрнауки России
«Наследники исторической памяти»: патриотизм, диалог, сотрудничество

В первый день проведения российско-белорусского диалога дружбы и сотрудничества «Наследники исторической памяти» его участники поделились практиками патриотического воспитания, а также рассказали о мероприятиях в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

В рамках мероприятия молодые лидеры Белоруссии знакомятся с деятельностью российских органов власти и общественных организаций, связанных с сохранением исторической памяти и развитием волонтерского движения.

«Сегодня в России уделяется большое внимание вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания. Совсем недавно по инициативе Президента РФ внимание к вопросам воспитания молодежи было закреплено на законодательном уровне», - отметил глава Минобрнауки России Валерий Фальков.

Во встрече приняли участие руководитель Россотрудничества Евгений Примаков, представители молодежных общественных объединений Белоруссии и России.

#МинобрнаукиРоссии #МинистрФальков
источник
Научно-образовательная политика
Я переговорил со спикерами Форума “УНИВЕРСИТЕТЫ 2030: НАУКА- КОМПЕТЕНЦИИ- МОЛОДЕЖЬ”, который состоится послезавтра, 6 ноября, на площадке Университета Лобачевского в Нижнем Новгороде, и задал всем одинаковый вопрос.

Чего вы ждёте от Форума?Чего вы ждёте от Форума?


Глеб Никитин, Губернатор Нижегородской области:

С точки зрения актуальной федеральной повестки и национальных целей развития, в нашей области успешно идёт работа по всем направлениям. У нас создан один из пяти первых Научно-образовательных центров мирового уровня в стране. Мы реализуем проект Инновационного научно-технологического центра как инструмента развития НОЦ, одно другое взаимодополняет. Планируем создать, по сути, новый научно-технологический квартал в центре города под названием I-cluster.

Мы находимся в хорошем месте, достаточно близко к столице, поэтому считаю правильным решением провести Форум на нижегородской земле, для нас это большая честь, и я уверен, что мы проведём его на самом высоком уровне
.

Ярослав Кузьминов, Ректор НИУ ВШЭ:

Мир стремительно меняется под влиянием пандемии и не только, и перед образованием стоит непростая задача – быть впереди, учить и воспитывать людей для завтрашнего, а не вчерашнего дня. Без полноценного общения всех заинтересованных сторон нам ее не решить. Так что жду от форума открытого диалога, интересных дискуссий и новых инициатив на благо российского образования, а значит, и нас с вами.

Руководители университетов, ждём вас для живого диалога в Нижнем Новгороде:

https://univer2030.mmco-expo.ru/
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Руководителям университетов ⚡️

Виртуальная стажировка по обмену практиками вузов «Трансформация НИТУ «МИСИС» – инновационные решения»

Продолжаем семинары по обмену вузовскими практиками «Виртуальные стажировки в университетах: “Университет: какой он?”».

Свои инновационные решения представит участникам стажировки Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» – один из лидеров Проекта «5-100», входящий в ТОП-100 мировых предметных университетов по металлургии и горному делу.

В работе семинара примет участие директор департамента координации деятельности организаций высшего образования Минобрнауки России Наталья Трухановская, которая даст экспертную оценку оригинальным практикам, управленческим решениям и цифровым сервисам МИСиС.

Семинар состоится в режиме онлайн в четверг, 5 ноября, в 12:00 мск.

Организаторы семинара:
Министерство науки и высшего образования РФ
Ассоциация «Глобальные университеты»
Экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика»
Институт образования НИУ ВШЭ
НИТУ «МИСиС»

В начале семинара будут представлены материалы по обсуждаемой теме от экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика».

Для участия в семинаре необходимо пройти регистрацию по ссылке https://clck.ru/RhtxP.

Семинар можно будет также смотреть на YouTube без регистрации, ссылка https://www.youtube.com/watch?v=wDU2ejyWytA будет актуальна за 15 минут до начала вебинара.
источник
Научно-образовательная политика
Чем, по Вашему мнению, должен заниматься «Студенческий офис» в университете? (один ответ)
Анонимный опрос
23%
Организует внеучебную работу студентов
2%
Разрабатывает и контролирует расписание
10%
Выполняет традиционные функции деканата
50%
Предоставляет сервисы организационной помощи студентам в учебном процессе
15%
Формирует индивидуальную траекторию обучения студента
Проголосовало: 289
источник
Научно-образовательная политика
Индивидуальные траектории, по Вашему мнению, предусматривают: (выбор нескольких ответов)
Анонимный опрос
27%
Возможность студенту выбрать отдельные дисциплины в дополнение к основной образовательной программе
25%
Возможность дополнить основную образовательную программу дополнительными курсами
21%
Участвовать в программах мобильности и изучать онлайн-курсы других организаций
10%
Проходить практику по своему выбору
16%
Специализация студента в рамках основной образовательной программы
Проголосовало: 546
источник
Научно-образовательная политика
Какие направления профессионального развития вы считаете наиболее важными для современного преподавателя: (один наиболее значимый ответ)
Анонимный опрос
23%
Дополнительные курсы по преподаваемым предметам
23%
Курсы преподавательского мастерства
32%
Курсы цифровых компетенций
3%
Курсы оформления презентаций
6%
Курсы психологии возраста
14%
Языковые компетенции
Проголосовало: 440
источник
2020 November 05
Научно-образовательная политика
Доступный Иннополис

В рейтинге качества приема в российские вузы 2020 года Иннополис занял 3 место со средним вступительным баллом 95,7. Высокий уровнем подготовки специалистов IT-индустрии – главная причина популярности университета. Иннополис также проводит грантовый конкурс, чтобы образование в одном из ведущих IT-вузов страны было доступным для талантливых молодых людей.

Победители получат грант, полностью или частично покрывающий стоимость обучения, и ежемесячную стипендию до 36 тысяч рублей по программе бакалавриата «Информатика и вычислительная техника» и по четырём программам магистратуры: «Управление разработкой ПО», «Компьютерная безопасность и сети», «Анализ данных и искусственный интеллект» и «Робототехника и компьютерное зрение».

Конкурсный отбор проходит в два этапа — заочный и очный. Конкусанты дистанционно подают документы, резюме и портфолио, а затем проходят онлайн-тестирование по английскому языку и по профильному предмету выбранной программы. На очном этапе им предстоит решить финальные тесты, пройти собеседование на английском языке с профессором и решить бизнес-кейс на оценку личностных качеств. Отбор в магистратуру полностью перенесен в онлайн, но если абитуриент может приехать в университет и пройти испытания очно. Это позволит ближе познакомиться с кампусом Иннополиса. Там удобно не только учиться но и жить. В одноименной экономической зоне уже функционирует больше 150 стартапов, много молодых устойчивых высокотехнологичных фирм, а также центры разработок крупнейших корпораций и компаний страны – «Сбера», «Яндекса», МТС и других. Студенты и выпускники легко найдут себе работу или смогут основать собственную компанию., а к 2025 году построят 450 тысяч квадратных метров жилья – «квартирный вопрос» перестанет быть проблемой для молодых талантов. Для преподавателей и сотрудников компаний-резидентов действует льготная аренда квартир – например, «однушку» можно снять в пределах 10 тысяч рублей в месяц. Это лишний стимул строить карьеру именно в Иннополисе.

Руководитель отдела приёма и привлечения абитуриентов Университета Иннополис Екатерина Процко: «Мы понимаем, что ситуация с коронавирусом — реальность, с которой нужно считаться. Поэтому перед приглашением на второй тур мы будем оценивать ситуацию и организовывать отбор на территории кампуса, если это не будет угрожать здоровью участников грантового конкурса, сотрудников и студентов университета. Частично по этой причине мы перевели полностью в онлайн конкурс на магистерские программы. Так мы снижаем общее количество очных отборов грантового конкурса, и соответственно риск распространения инфекций».

Также в рамках приёмной кампании пройдет четвёртый грантовый конкурс для аспирантов. Их ждут те же испытания, что и младших коллег. Молодые исследователи получат грант и ежемесячную стипендию до 50 тысяч рублей.

Грантовых стипендий победителям хватит на все необходимое, даже на развлечения – в кафе и барах Иннополиса идеи рождаются не менее активно, чем в силиконовой долине. А из окон заведений можно увидеть беспилотный КАМАЗ, который колесит по дорогам Иннополиса.

Подача заявок доступна на сайте http://apply.innopolis.ru/.
Telegram
Научно-образовательная политика
Приемная кампания-2020: количество или и качество (1/2)

На площадке пресс-центра “МИА Россия сегодня” (@pressmia) Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, ректор РАНХиГС Владимир Мау и ректор МГУ Виктор Садовничий представили анализ качества приема в вузы в 2020 году.

В необычный год были приняты нестандартные решения по сдаче ЕГЭ. Валерий Фальков оценивает итоги приемной кампании положительно. Первое, на что стоит обратить внимание, - изменилось соотношение доли “бюджетников” и “платников”. В 2019 году этот показатель составлял 60% и 40% соответственно, в 2020 - 64%/36%.

Кроме того, отмечается рост качества абитуриентов, что является хорошим сигналом на долгосрочную перспективу. На бюджет поступают абитуриенты с сильным базовым уровнем образования и мотивацией. Многие имеют высокие баллы ЕГЭ - от 80 и выше. Среди поступивших этого года большая доля олимпиадников, большинство традиционно поступает в Москву и Санкт-Петербург. Третье место по привлекательности…
источник
Научно-образовательная политика
АнтиCOVID кооперация

Для борьбы с COVID-19 объединились 3 московских вуза: РЭУ, РХТУ и МТУСИ. В совместном проекте они завершили пилотное тестирование системы контроля PVision, разработанной в научном центре искусственного интеллекта МТУСИ. С ее помощью будут контролировать наличие масок.

Система PVision позволяет контролировать исполнение рекомендаций Роспотребнадзора и  дистанционно выявлять людей без защитных масок, определять их температуру и передавать сведения на пост контроля. Система позволяет подключить к облачной платформе камеры видеонаблюдения, уже установленных в вузах и любых других организациях, что существенно снижает затраты на закупку дополнительного оборудования и его монтаж.

Проект демонстрирует успешную кооперацию вузов по внедрению искусственного интеллекта в организацию учебной деятельности. Благодаря ему повысилась "масочная дисциплина" студентов.

Все случаи нарушения масочного режима фиксируются и доступны для последующей обработки. Своими решениями авторы готовы поделиться на безвозмездной основе с другими университетами для помощи в напряженной эпидемиологической обстановке.

Своим мнением с НОП о новой системе поделились ректор РХТУ Александр Мажуга и врио ректора РЭУ Иван Лобанов. Александр Мажуга подчеркивает: «Интеграция имеющейся системы видеонаблюдения с системой PVision дала возможность исключить очереди на входе в ВУЗ, в момент, когда массово идущие на занятия студенты проходят термометрию, что свело к минимуму нарушения социальной дистанции без угрозы опоздания на занятия. При этом благодаря универсальности системы - приобретение дополнительного оборудования не потребовалось, что позволило провести подключение оперативно и без дополнительных затрат».

Иван Лобанов отметил: «Система PVision – это надежный инструментарий для обеспечения  безопасности студентов и преподавателей в контексте  контроля исполнения методических рекомендаций Роспотребнадзора, и, что особенно важно, пример успешного межвузовского взаимодействия в области искусственного интеллекта и его практического внедрения для актуальных проектов в условиях пандемии».
источник
Научно-образовательная политика
Программа «Инженерии будущего»

Наблюдательный совет научно-образовательного центра «Инженерия будущего» утвердил программу деятельности центра. В ближайшие дни будут совершены все финальные процедуры для подготовки и отправки заявки на участие «Инженерии будущего» в конкурсном отборе НОЦ мирового уровня «второй волны».
 
Заседание наблюдательного совета НОЦ «Инженерия будущего» прошло в расширенном формате в режиме видео-конференц-связи 27 октября под председательством Губернатора Самарской области Дмитрия Азарова.

НОЦ является межрегиональным, его инициаторами стали 5 регионов – Самарская, Пензенская, Ульяновская, Тамбовская области и Республика Мордовия.

В заседании приняли участие губернаторы регионов, руководители вузов и научных институтов, делегаты от Госдумы и федеральных министерств, а также управленцы высшего звена индустриальных партнеров. Якорными для «Инженерии будущего» являются Ростех, Роскосмос и РЖД.

Магистральные направления НОЦ – двигателестроение, искусственный интеллект, умные транспортные системы, аэрокосмос, сектора новых инженерных компетенций. Все проекты сформулированы с участием индустриальных партнеров и отражают их потребности.

У «Инженерии будущего» - большой потенциал во взаимодействии с оборонно-промышленным комплексом. НОЦ позволит эффективно реагировать за запросы со стороны предприятий «оборонки», а также будет стимулировать диверсификацию продукции. Напомним, что в ближайшие годы ОПК должен достичь уровня не менее 50% гражданской продукции от общего ее объема.

«Это содержательно наполненная программа, и я уверен, что ее реализация даст новый импульс не только развитию наших регионов, но и будет способствовать укреплению лидерских позиций России на мировой арене, - отметил Губернатор Самарской области, председатель наблюдательного совета НОЦ «Инженерия будущего» Дмитрий Азаров. - Многие научно-образовательные центры готовятся к участию в конкурсе. Борьба будет конкурентной, жаркой. Очень надеюсь, что все, что мы вместе сделали, не зря и мы получим этот статус. Но хочу подчеркнуть, что мы уже имеем эффект от деятельности НОЦ в каждом регионе-участнике, в каждом образовательном учреждении, для каждого индустриального партнера. Это, на мой взгляд, самое главное».

Советник Губернатора Самарской области, генеральный директор АНО «Институт регионального развития», управляющей компании НОЦ «Инженерия будущего» Ольга Михеева в комментарии для НОП подчеркнула:

«Программа деятельности научно-образовательного центра стала результатом кропотливой работы десятков ученых, представителей индустриальных партнеров, экспертов. То, что наблюдательный совет, состоящий из людей столь высокого ранга, утвердил ее единогласно, свидетельствует об успешном решении непростой задача по объединению множества инициатив, поступавших от участников «Инженерии будущего», в мегапроекты, которые имеют исследовательскую и рыночную актуальность.

Необходимо отметить работу, проделанную командой «Института регионального развития». На ее плечи легла координация взаимодействия разработчиков программы в этот непростой период, когда всем экстренно пришлось приспосабливаться к новым условиям работы из-за ограничений, вызванных пандемией. Тем не менее, удалось пройти этот путь без снижения темпов, и зачастую трудиться приходилось что называется 24/7.

Управляющая компания отвечает за серьезнейший сегмент работы научно-образовательного центра. Это и создание той необходимой в рамках НОЦ системы проектного управления, обеспечивающей разработчикам поддержку, привлечение экспертов, и генераций новых идей для развития проекта, и организация деятельность, связанная с обучением ученых разговаривать на одном языке с бизнесом, правильно упаковывать свои идеи, чтобы в результате была достигнута главная цель по уничтожению барьеров между наукой и бизнесом и совершению научно-технологического прорыва».

Самарская «Инженерия будущего» является одним из самых ярких и подготовленных претендентов на получение нацпроектного статуса НОЦ мирового уровня.

Подробнее: https://telegra.ph/Programma-Inzhenerii-budushchego-11-05
источник
Научно-образовательная политика
В середине нулевых Глеб Павловский (тогда – главный политтехнолог Кремля) в достаточно неформальной обстановке сказал, что с политикой на постсоветском пространстве большие сложности. И главной проблемой он назвал прямолинейность в работе – Россия официально и широко контактирует только с властями, игнорируя оппозицию, а часто и широкие народные массы.

Принуждение Грузии к миру, Евромайдан и многие другие события активизировали многоформатную работу.

И вот, лишь в 2020 году, Россия наконец поняла, что «мягкая сила» - это не посиделки в Париже за бокалом вина и не блины с икрой в Лондоне на Масленицу. А трудная и монотонная каждодневная скрупулезная работа в тех странах, где у нас еще осталось конкурентное преимущество в «мягкой силе». Там живут наши соотечественники и все помнят, как было при СССР. Оттуда приезжают толпы мигрантов, без которых экономика и России, и их стран пошатнется, если не обрушится.

Печально, что на осознание этих простых истин ушло 15 лет – наши «западные партнеры» все это время активно работали. В первую очередь, завоевывая умы молодежи через гранты и стажировки.

Здесь широкое поле для работы «гуманитарных послов» по вектору научно-образовательной политики. Поскольку именно там сохранились устойчивые и продуктивные связи.

https://t.me/russicatop/16371
источник
Научно-образовательная политика
«Цифровой прорыв» – финалы

С 27 по 29 ноября 2020 года состоится финал всероссийского конкурса «Цифровой прорыв» – флагманского проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей». За призовой фонд 22,5 млн рублей будут бороться ведущие IT-специалисты со всей страны – 350 команд. В рамках масштабного онлайн-хакатона им предстоит решить 15 кейсов от крупнейших государственных структур и корпораций.

Победители в каждой из категорий попадут на Гранд-финал в Москве 7-8 декабря, где смогут представить финальные питчи своих разработок и заключить контракт о пилотировании и внедрении своего проекта или получить предложение о трудоустройстве от ведущих работодателей страны.

Среди финалистов – участники, вошедшие в шорт-листы полуфинальных хакатонов регионального этапа проекта и победители онлайн-чемпионата «Цифрового прорыва» по анализу данных и машинному обучению. Успешно пройти конкурсные испытания финалистам помогут более 100 трекеров и 300 IT и бизнес-экспертов.

В рамках финала командам предстоит выбрать и решить один из 15 кейсов – создать IT-решения с применением анализа больших данных, машинного обучения, искусственного интеллекта, интернета вещей и других актуальных технологий. Среди постановщиков задач – Росатом, Сбербанк, Россети, Mail.ru Group, Почта России и другие крупнейшие корпорации, а также федеральные ведомства – в том числе ФАС, Минздрав и МВД.

«Решающее соревнование конкурса объединит 1600 IT-специалистов из более чем 70 регионов России. Наша цель – сделать так, чтобы идеи и решения, которые рождаются в рамках «Цифрового прорыва», доходили до реализации, поэтому в этом году мы проводим итоговое мероприятие в новом формате. В декабре лучшие IT-команды страны окажутся за одним столом переговоров с ведущими экспертами и топ-менеджерами корпораций и ведомств и откроют для себя новые возможности – получить предложение о работе или договориться о пилотировании своей идеи», – рассказал генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров.

По итогам соревнования будут выбраны 45 лучших команд. Они получат приглашения на Гранд-финал, который состоится с 7 по 8 декабря в Москве. Там пройдут финальные питчи созданных цифровых продуктов перед топ-менеджерами крупнейших корпораций и руководителями ведомств, переговоры о дальнейшем сотрудничестве и награждение победителей денежными призами и подарками от партнеров. Также в рамках Гранд-финала состоится стратегически-управленческая игра, которая поможет сформировать цифровые команды для дальнейшего взаимодействия с региональными властями.

«Финалисты «Цифрового прорыва» – это не просто сильные специалисты. Это настоящие профессионалы, чьи компетенции и навыки командной работы подтверждают уровень решений, представленных на отборочных соревнованиях. Поэтому для решающего хакатона мы подготовили самые сложные кейсы за всю историю проекта. Уверен, мы увидим захватывающую борьбу, а представленные технологии перерастут в реальные продукты и бизнесы», – прокомментировал руководитель конкурса «Цифровой прорыв», директор РАЭК Сергей Плуготаренко.

Оператором конкурса «Цифровой прорыв» выступает Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК). Проект реализуется при поддержке Почты России, Росатома, Газпромбанка, ПАО «Россети», СберБанка, «Ассоциации Больших Данных», Ростелекома. Технологический партнер конкурса – Mail.ru Group.

«Цифровой прорыв» - это конкурс не только талантов, но и идей. Первые получают возможность получить ускорение своей карьере, вторые – проходят весь цикл от идеи через разработку продуктов до практического внедрения.

Цифровой прорыв – как явление и конкретнее – в виде конкурса – неотъемлемая часть научно-технологического и социально-экономического форсированного развития. Здесь же и функционирование эффективного профессионального и социального лифта, а также популяризация IT-образования и всей digital-сферы.
источник