Воспитание вузовской молодежи
Директор Департамента государственной молодежной политики Минобрнауки Денис Аширов и руководитель всероссийского проекта «Моя страна – моя Россия», проректор РГГУ Лариса Пастухова обсудили задачи по развитию системы воспитания в высшей школе.
Воспитательная работа в вузах должна помогать успешной социализации и самореализации молодежи, развитию ее потенциала для стимулирования инноваций. Важно создать образ молодого человека, ценности, воспитание и ролевая модель которого будут согласованы с интересами государства.
Просветительской работой для молодежи и с ее участием в Минобрнауки занимается Департамент государственной молодежной политики.
Спорт становится трендом – его значимость недавно еще раз подчеркнул президент России Владимир Путин, а Сергей Кириенко как главный архитектор внутренней и кадровой политики Кремля делает ставку именно на спорт как одну из основ взаимодействия молодежи и государства.
Направления работы:
1. Стратегия развития физической культуры и спорта;
2. Межотраслевая программы развития студенческого спорта;
3. Развитие сети студенческих спортивных клубов (сейчас разрабатывается типовая модель);
4. Массовый спорт.
Патриотическое воспитание не менее важно и особенно актуально в год 75-летия Победы. С 2021 года стартует новый федпроект «Патриотическое воспитание граждан РФ». Будут также работать патриотически ориентированные клубы. В рамках «Года памяти и славы» НКО за счет грантов проводят мероприятия по патриотическому воспитанию.
Волонтерство и студенческие объединения – еще один элемент системы воспитания. Важно сделать добровольчество системным и привлекательным для обучающихся. Для этого ведется поддержка студенческого самоуправления, а также планируется создание Совета обучающихся при Минобрнауки.
Важен и международный аспект:
1. Развитие двусторонних обменов;
2. Стратегия международного молодежного сотрудничества в СНГ;
3. Новая стратегия развития туризма, которая включает раздел «студенческий туризм»;
4. Создание большого международного молодежного центра в соответствии с поручением президента.
В сентябре в РУДН на правах структурного подразделения был создан международный ресурсный центр. Он может стать имиджевой точкой для реализации молодежного международного сотрудничества с общественными организациями и вузами.
Еще один блок касается поддержки талантливой молодежи через фонд «Талант и успех» («Сириус»), трудоустройства студентов и выпускников, а также развития студенческого предпринимательства. Важным направлением является разработка нормативно-правовых актов, которые сопровождают деятельность Росмолодежи и всю молодежную повестку. В первую очередь, закона «О молодежной политике».
Сеть центров карьеры и система мониторинга трудоустройства помогает выпускникам найти работу. Большой блок инициатив реализуется с бизнес-сообществами для развития молодежного предпринимательства. Поддержка технологического предпринимательства развивается совместно с АСИ через стартап-студии. Министерство особо отмечает важность создания правильной экоситемы технологического предпринимательства.
Акценты воспитательной работы в высшей школы сделаны на образовательном процессе и внеучебной деятельности. К концу этого года планируется создать типовой пакет документов по воспитательной работе.
Сейчас проводятся:
1. Конкурс-мониторинг – поможет понять, по каким направления развивается воспитательная работа.
2. Программа повышения квалификации – даст возможность собрать лучшие практики для внедрения в высших учебных заведениях.
Задача воспитания – обеспечить комплексное развитие личности. При всем многообразии молодежной повестки Минобрнауки в выступлении Дениса Аширова никак не была затронута тема развития экологической культуры. Ситуация на Камчатке всколыхнула сознание российской общественности, а спрос на экологию стремительно растет. Об этом много говорили на последнем «Валдае». Важно, чтобы становление личности проходило в гармонии с собой, обществом, а также с природой, неотъемлемой частью которой является человек.
Подробнее.