Системность и эффективность
Выступление министра науки и высшего образования Валерия Фалькова в Государственной Думе прошло в рабочей и конструктивной атмосфере. Депутаты, делясь затем эмоциями в кулуарах (оффлайн и онлайн), отмечали ту силу и уверенность, которые проецировал глава Минобрнауки – почти у всех слушателей осталось обоснованное впечателние, что высшее образование и наука в надежных руках, а новые вызовы воспринимаются управленческой командой ведомства как стимул к работе, а не повод для того, чтобы списать свои неудачи.
Аналогичное впечатление Валерий Фальков произвел на экспертное сообщество и журналистов. В многочисленных публикациях по итогам правительственного часа подчеркиваются смелость и незашоренность видения путей решения накопившихся проблем.
Особенно все комментаторы подчеркивает эффективный переход на дистанционное обучение в начале коронавирусной пандемии. При этом в позиции министра нет ни чрезмерного очарования дистантом, ни упрямого консерватизма – а эти две полярные точки зрения весьма широко представлены в научном сообществе.
Помимо выступления и системной работы Минобрнауки внимание общественности привлекли некоторые отдельные сюжеты.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин не из тех, кто забывает, что и кому он говорил. Поэтому неслучайным стал вопрос о разрыве в зарплатах руководящего состава университетов и рядовых сотрудников. Соответствующую просьбу на предыдущем правительственном часе спикер нижней палаты адресовал предыдущему министру. Выяснилось, что Минобрнауки уже разработало проект изменений в механизм формирования заработной платы (особенно – премиального фонда) ректоров и проректоров вузов.
Ключевых новаций две. Во-первых, в вопросах реализации майских указов о 200%-ой оплате труда преподавателей и исследователей за основу будет браться не средняя температура по больнице, а конкретная доля тех сотрудников, что действительно имеют заданный президентом уровень доходов. Во-вторых, особый акцент будет сделан на реальные успехи вуза – в частности, по грядущей Программе стратегического академического лидерства. Простое исполнение госзадания по обучению студентов или формальные цифры привлеченных внебюджетных средств более не может служить базой для принятия решения о результативности и эффективности работы руководящего состава университета.
Во многих острых и болевых вопросах научно-образовательной сферы Валерий Фальков придерживается позиции «золотой середины». В частности, он призывает не метаться из крайности в крайность при обсуждении достаточности сроков и формата обучения на бакалавриате для ряда направлений, но при наличии соответствующего запроса от отрасли или работодателей, более гибко подходить к обучению – в частности, вплоть до введения по ряду направлений подготовки 6-летнего специалитета.
Особого внимания также заслуживает последовательная позиция Минобрнауки и его главы относительно решения кадровых проблем. В частности, акцент делается на широком внедрении программы постдокторантуры. Это является одной из мер по стимулированию привлечения молодежи в сектор высшей школы, а также исследований и разработок.
Постдоки должны во многих смыслах стать «рабочими лошадками» университетов и научных институтов, взяв на себя часть функций, которые традиционно исполняют сотрудники среднего и высшего звена. Также постдокторантура позволит усилить финансовую поддержку молодежи – ведь не является секретом, что начинающий кандидат наук вряд ли может рассчитывать на целую ставку и достойный доход.
В целом, весь политико-коммуникативный кейс «Валерий Фальков в Госдуме» (включая предварительные материалы, разосланные пресс-службой, само выступление, ответы на вопросы парламентариев, освещение события) заслуживает самой высокой оценки за профессионализм – и отдельно необходимо отметить ту уверенность, которую излучал министр. Слова, сказанные и написанные, демонстрируют, что у главы Минобрнауки и самого ведомства есть четкая системная стратегия развития науки и высшей школы, которая последовательно реализуется.
Стенограмма выступления.