Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 September 17
Научно-образовательная политика
«Наука» без секвестра

Государственное финансирование национального проекта «Наука» в 2021 году составит 54,8 млрд рублей, всего в 2021-2023 годах на нацпроект будет направлено 228,4 млрд рублей бюджетных средств. Это следует из пояснительной записки к проекту бюджета на 2021-2023 годы, которая имеется в распоряжении ТАСС.

«Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта «Наука» запланированы в 2021 году в объеме 54,893 млрд рублей, в 2022 году - 76,056 млрд рублей, в 2023 году - 97,610 млрд рублей», - сказано в документе.

Всего в грядущие три года планируется выделить на «Науку» 228,559 млрд. Это составит научную часть бюджета перезагруженного нацпроекта «Наука и университеты».

При этом предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными ранее и предусмотренными паспортом проекта, в 2021 году уменьшены на 250,2 млн рублей, в 2022 году - на 310 млн рублей, в 2023 году - на 195 млн рублей. В сумме снижение за три года составит 755,2 млн рублей.

В процентном исчисление снижение составит всего треть процента. Пояснительная записка к бюджету подтверждает справедливость обещаний министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, что секвестр «Науки» не коснется. То же справедливо и для мероприятий по вектору высшей школы в рамках нацпроекта «Образование».

Изменение параметров финансового обеспечения федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок» обусловлено увеличением объема бюджетных ассигнований на строительство новых современных научно-исследовательских судов (в 2021 году на 5,627 млрд рублей и в 2022 году - на 3,556 млрд рублей по сравнению с объемом, предусмотренным ранее) и одновременным снижением бюджетных ассигнований на модернизацию научно-исследовательских судов «Академик Сергей Вавилов» и «Академик М.А. Лаврентьев» в 2021 году на 200 млн рублей. Также сокращен объем средств, предполагаемых на обновление приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки: в 2021 году - 5,427 млрд рублей, в 2022 году - на 3,556 млрд рублей по сравнению с объемом, предусмотренным в проекте.

Если перевести с языка финансового – это означает, что в основном речь идет о перераспределении средств внутри федеральных проектов «Науки».

Изменение параметров финансового обеспечения федерального проекта «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок"» обусловлено уменьшением бюджетных ассигнований на проведение информационной кампании по научной деятельности среди молодежи, а также медиа сопровождение реализации национального проекта «Наука». В 2021 и 2022 годах бюджетные ассигнования на эти цели сократятся на 100 млн рублей ежегодно. Это связано с перераспределением средств на информационно-разъяснительное и экспертно-социологическое сопровождение национального проекта «Образование».

Еще раз отметим – нацпроект «Наука» продолжает свою реализацию в заданных масштабах и темпах. Это опровергает алармистские заявления некоторых представителей научно-образовательной сферы о том, что как раз исследования и университеты получат самое серьезное изъятие средств. В реальности – совсем наоборот, уменьшения пренебрежимо малы.

Источник: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/gosfinansirovanie-nacproekta-nauka-v-2021-godu-sostavit-55-mlrd-rublej
источник
Научно-образовательная политика
Вызовы, с которыми столкнулись сферы образования и молодежной политики из-за стремительного перехода в онлайн-среду:

📌 Выбор тем для обсуждения с учетом мультикультурной аудитории
📌 Решение проблемы языкового барьера
📌 Техническое обеспечение
📌 Общая тревожность
📌 Необходимость создания комфортных условий для адаптации студентов к онлайн-форматам, особенно первокурсников
📌 Удаленное формирование и укрепление команд
📌 Поиск мотивации для обучения
📌 Качественная реализация закона, который вернул и закрепил воспитательную работу в образовательных учреждениях
📌 Необходимость отличать правду от фейков, осознанной лжи

Эти и  другие вызовы, а также плюсы образования в эпоху постпандемии обсудили руководители проектов платформы «Россия — страна возможностей» и другие эксперты сегодня на форуме «Машук»:

https://t.me/mashuk2020/721
Telegram
Форум Машук
3-ий день IV смены можно назвать по-настоящему продуктивным: с раннего утра участники погрузились в образовательную программу форума.

Гостями первой панельной дискуссии от экспертно-аналитического центра стали:
📌 Андрей Богданцев – руководитель проекта «Учитель будущего»;
📌 Вячеслав Шоптенко – директор института организационного развития РАНХиГС, руководитель Кубка «Управляй»;
📌 Денис Гусев – директор Центра нейроинформационных технологий негосударственного института развития «Иннопрактика»;
📌 Максим Михайлов – начальник управления по развитию образованию Центросоюза Российской Федерации;
📌 Екатерина Сидоренко – проректор по молодёжной политике Сибирского федерального университета.

Модератором встречи выступил научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов, который подключился по видеоконференции ZOOM прямиком из Москвы.

Главной темой обсуждения стали плюсы и минусы перехода мероприятий и конкурсов в интернет-реальность: спикеры отметили, что «пандемия…
источник
Научно-образовательная политика
Лидеры прорыва: кадровое измерение

17 сентября в кампусе «Сколково» прошли финальные защиты групповых проектов в рамках образовательной программы «Лидеры научно-технологического прорыва». Выпускники получат дипломы о повышении квалификации.

Проекты оценивала экспертная комиссия: Министр науки и высшего образования Валерий Фальков, замминистра Сергей Люлин, заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике Денис Секиринский, заместитель начальника департамента приоритетных направлений науки и техники Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике Елена Иванникова, ректор Университета ИТМО Владимир Васильев, ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский, научный руководитель Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков, директор Центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково» Ольга Назайкинская, руководители проектной работы Московской школы управления «Сколково» Сергей Градировский и Николай Кутеев.

«Мы в Министерстве внимательно смотрим за вашими результатами, за тем, как вы проявляете свои амбиции, показываете себя в работе. Не хотелось бы, чтобы все ваши наработки остались только на этой площадке. Сейчас все больше научных организаций участвует в подготовке кадров и жизни университетов, многие вузы становятся по-настоящему исследовательскими. Поэтому до 2030 года нам предстоит решить много больших задач. Хочу дать совет: проявляйте настойчивость. Если вам есть, что предложить, есть желание взяться за проблему, найти решение и довести его до логического завершения, то Минобрнауки России готово помочь реализовать ваши идеи», – сказал Валерий Фальков.  

«Лидеры научно-технологического прорыва» – это уникальная комбинация успешных практик российских и международных лидеров в области управления научно-исследовательской деятельностью и сферы высшего образования. Ее цель – формирование стратегического управленческого корпуса научно-технологического прорыва. Среди слушателей – руководители и сотрудники НИИ РАН и университетов из Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, Омска  и других городов России.

Программа прошла в два этапа. Первый – с 16 сентября по 17 ноября 2019 года, второй – с 3 февраля по 18 сентября 2020 года. Участниками второго этапа стали 136 человек. Отбор проходил на конкурсной основе, эксперты оценивали заявки кандидатов, включающие анкету, эссе и мотивационное письмо.

В основе программы «Лидеры научно-технологического прорыва» лежит проектный метод обучения.

Помимо очных занятий, программа включала межмодульную дистанционную работу проектных групп и четырехдневную стажировку – выезд в организации системы Минобрнауки России для проверки проектных гипотез и подготовки пакета предложений по улучшению позиций принимающей организации в мировых предметных рейтингах.

В составе тематических групп участники работали над подготовкой проектов трансформации управления научно-исследовательской деятельностью, общались с экспертами, изучали аналитические материалы. Итоговые проекты представляли в составе 16 групп по тематическим направлениям: «Научная политика России», «Научно-образовательные центры», «Международное сотрудничество», «Организация исследовательской деятельности в организациях науки» и другим. Участники представили свои идеи по стратегиям выхода вузов и НИИ на рынки передовых производственных технологий, механизмам организации взаимодействия науки и индустрии для создания востребованных технологических решений и продуктов, трансформации исследовательских организаций для включения в создание новых продуктов и других.

Программа реализуется в рамках проекта «Совершенствование кадрового потенциала руководящего состава научных и образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России, в целях обеспечения глобальной конкурентоспособности».

Источник: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=3078
источник
Научно-образовательная политика
Обновлен порядок приема в российские вузы. Он вступит в силу со следующего учебного года.

▪️ по нескольким близким специальностям можно будет проводить единый конкурс, например сразу на весь факультет

▪️ вузы смогут предлагать абитуриентам вступительные экзамены на выбор, например по физике или информатике - какой из двух предметов сдавать, поступающий решит сам

▪️ вузы смогут сами решать, какие экзамены должны сдавать поступающие к ним выпускники училищ или других вузов

▪️ вузы смогут по своему усмотрению ограничивать число специальностей, на которые вправе подать документы один абитуриент - минимум 2, максимум 10

▪️ абитуриентам разрешено менять уже поданные заявления

▪️ списки абитуриентов будут обновлять 5 раз в день (а не 1)

▪️ "второй волны" зачислений больше не будет, всех абитуриентов будут принимать за один раз (но для имеющих льгот оставят приоритетное зачисление)
источник
Научно-образовательная политика
Присоединяемся к поздравлениям!

Светлана Чупшева является членом Наблюдательного совета АНО «Россия — страна возможностей» и наставником конкурса управленцев «Лидеры России»

https://t.me/ASI_RU/1803
источник
Научно-образовательная политика
Если хотите послушать умный и предметный разговор о вызовах "цифрового прорыва" в высшей школе, найдите час времени и посмотрите разговор наших коллег. Будет полезно.

https://youtu.be/cAhc1tzrfJ8
источник
2020 September 18
Научно-образовательная политика
Сегодня по приглашению Игоря Балка приму участие в работе научного трека BIG DATA & AI CONFERENCE 2020.

Очень нравится девиз конференции- анализ данных без визионерства.
Действительно, мы в последнее время очень много говорим о важности различных аспектов цифровой трансформации экономики.

При этом, последнее слово останется за конкретными внедрёнными кейсами.

Каким будет завтра анализ данных и машинное обучение?
Насколько эффективно технологии будущего можно будет применять в высокотехнологичном бизнесе?

Обсудим уже сегодня.


http://ai-conf.org/#speakers
источник
Научно-образовательная политика
100 вопросов от родителей

Сегодня, 18 сентября, в 9:30 по Москве открывается всероссийская онлайн-конференция «100 вопросов от родителей», ее организатором выступает Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Стратегический партнер мероприятия — портал «Я — родитель».

В панельных дискуссиях примут участие  уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Анна Кузнецова,  российский адвокат, доктор юридических наук, профессор, председатель Общественного совета при МВД РФ Анатолий Кучерена, президент группы компаний InfoWatch Наталия Касперская, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов, заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург, основатель проекта RuGenerations, ведущий эксперт в области теории поколений Евгения Шамис, ведущий специалист страны в области эмоционального интеллекта Виктория Шиманская, эксперт проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» Владимир Фролов, разработчик концепции интуитивного питания Светлана Бронникова,  председатель правления общероссийской общественной организации «Совет матерей» Татьяна Буцкая, основатель «Этномира» Руслан Байрамов, главный редактор интернет-издания «Мел» Надя Папудогло, актриса и телеведущая Эвелина Бледанс, мама популярного блогера DAVA М Анна Манукян, директор федерального института цифровой трансформации образования Людмила Бокова, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» и многодетный папа Евгений Сженов и многие, многие другие.

Программа конференции состоит из 5 потоков, отражающих наиболее актуальные и волнующие современных родителей темы: «Семья. Возрастные особенности», «Навыки будущего. Успешные дети», «Образование. Мотивация и перспективы», «Родительство: актуальные проблемы» и «Родительство: особый статус».

«Научно-образовательная политика» является партнером конференции.

https://www.100questions.ya-roditel.ru/
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Открытый разговор с Дмитрием Песковым

В понедельник 14 сентября специальный представитель Владимира Путина по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков и научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ Евгений Сженов провели интересную беседу о перспективах технологического развития, университете будущего, правильной цифре в образовании, ожиданиях от форума АСИ и о том, почему форс-мажор ещё долго будет с нами рядом.

Часа беседы и спикерам, и зрителям было явно мало, аудитория НОП будет ждать ее продолжения в скором будущем!

https://telegra.ph/Otkrytyj-razgovor-s-Dmitriem-Peskovym-09-17-2
источник
Научно-образовательная политика
⚡️ Пять случаев заражения COVID-19 выявлены в гуманитарном институте УрФУ, один из них — у сотрудника. Заболевшие и контактировавшие с ними студенты и сотрудники изолированы. На дистанционное обучение переведены отдельные академические группы филологического и психологического департаментов, где обучаются заболевшие. Качество образования при этом сохраняется. Обязательное условие возвращения на занятия в корпуса — два отрицательных теста на коронавирус.

В учебных и студенческих корпусах осуществляется термометрия на входе и дополнительная обработка поверхностей, аудиторий и лабораторий. Сохраняется масочный режим.
источник
Научно-образовательная политика
Мы понимаем эмоции и логику Игоря Игнатенко, врио ректора Байкальского госуниверситета.

Новый руководитель вуза создает комфортные условия для сотрудников и студентов университета.

Такие инфоповоды были бы прекрасными для иллюстрации работы уполномоченного по правам человека Иркутской области, кем профессор Игнатенко работал с 2017 года до назначения в БГУ.

Но публиковать кучу фото сарделек, колбасы, пирожных и ватрушек, сопровождая радостной публикацией об открытии в университете магазина "Шпикачка" - это ли уровень Байкальского государственного университета, ведущего учебно-научного центра Иркутска?

По крайней мере, фото мясных полуфабрикатов в личном ТГ-канале врио ректора хорошо бы разбавлять сообщениями о научно-образовательных достижениях университета.

А то какой-то шпикачно-сосисочный прорыв у вас происходит, коллеги.

https://t.me/trueresearch/626
источник
Научно-образовательная политика
Кадры: коммуникация и креатив

В системе координат компетентностной модели управленца, реализуемой в рамках кадровой политике Кремля, особое место занимают два качества – коммуникация и креатив.

Умение работать в современном динамичном и социально-сетевом информационном пространстве является одним из ключевых требований к претендентам на сколь-нибудь высокие посты – особенно министерские и губернаторские.

Сегодня медиа-планы хоть и не утрачивают ценность для стратегического планирования компаний по информированию граждан или построению имиджа политика, но перестают играть определяющую роль в коммуникации – как с населением, так и между элитами.

От реактивной коммуникации (по предзаданному плану и сюжету) идет трансфер к активной (в реакции на динамично поступающие инфоповоды) и далее – к проактивной, когда уже можно вести речь и о поиске важных событий, и о построении дискурса.

Все эти качества в достаточно чистой (но при этом нередко – избыточной) форме можно найти в Телеграме. Присутствие в нем становится sine qua non любого публичного политика, государственного ведомства или органа региональной власти.

Примечательно, что в этих вопросах государственная машина следует за лучшими практиками гражданского общества – ведь именно оно создало лицо политического сегмента Телеграма. И именно здесь четко проявляется еще одно фундаментальное требование к коммуникации в арсенале политика и чиновника – диалогичность.

Сейчас нельзя общаться с аудиторией в одностороннем порядке, транслируя ей смыслы и не заботясь ни об обратной связи, ни о непосредственном общении с людьми. Соцсети в этом смысле являются и возможностью, и вызовом – если они используются как еще одна форма обратной связи с припиской об ответе в установленные законом сроки, это означает некомпетентность чиновника. А вот если облеченный властью управленец не боится открытого и прямого разговора, то его шансы на благоприятный карьерный рост всерьез повышаются.

Не менее важно умение налаживать коммуникации в сложном взаимодействии между командами и отдельными их членами – «узкие места» в этих вопросах особенно видны в рамках межведомственного взаимодействия.

Вторым не менее важным качеством является креативность. Не зря Сергей Кириенко столь тепло относится к креативной индустрии. Ведь именно умение действовать нестандартно даже в достаточно жестких рамках регламентов – одно из самых востребованных ныне при принятии решений о назначениях в высшем эшелоне власти.

Именно возрастание требований к креативу является водоразделом между технократизмом, который был положен в основу с целью «прокачки» управленческой системы, и форматом «чиновника 2.0», способного не только исполнять распоряжения, но и наполнять их неочевидным смыслом и звучанием.

При этом отточенность функционирования машинерии госуправления становится базисом, на котором может возводиться коммуникационно-креативная надстройка. Важно, что под креативностью в кадровой политике понимается умение действовать, не слишком выходя за рамки полномочий. И игра на этом поле бывает достаточно сложной для политиков – зачастую губернаторы и руководители федеральных ведомств скатываются в популизм (чаще первые) или в голый технократизм (вторые).

Стоит отметить, что именно коммуникативность и креативность во многих смыслах являются прекурсорами человекоориентированности, которая сейчас поставлена во главу угла и государственной политики (нацпроекты), и требованиям к качествам управленцев.

Для глав регионов требования даже жестче – им необходимо творчески подходить к решению проблем и находить общий язык с жителями независимо от того, насколько велик аппаратный вес губернатора или прогнозируемы итоги выборов.

В силу данных причин не стоит удивляться ни особому вниманию «группы прорыва» (Кириенко-Ковальчуки) к коммуникационной или креативной сфере. Обе они содержат компетенции и лучшие практики, которые способны улучшить качество управления в стране и создать новый управленческий класс чиновников версии 2.0.
источник
Научно-образовательная политика
Белгородский транзит

Произошло событие, знаменующее собой смену политических эпох – с поста ушел последний губернатор «закалки 90-х» и ельцинского периода – глава Белгородской области Евгений Савченко.

В области научной политики последним бенефисом для казавшегося вечным губернатора стало вхождение области в число первых пяти пилотных регионов, которым была оказана высокая честь создать научно-образовательные центры мирового уровня по нацпроекту «Наука».

НОЦ «Инновационные технологии в АПК» является точкой сопряжения не только компетенций в области сельского хозяйства (что неудивительно для аграрного региона), но также выступает в качестве хаба для очень мощных процессов в области генетики.

Одним из ключевых технологических участников консорциума центра является «Завод премиксов №1», созданный и развивающийся при активном участии Курчатовского института. Не даром Михаил Ковальчук столь уважительно, но при этом по-деловому общался с Евгением Савченко в своей «Картине мира».

Также именно белгородский НОЦ выступает в качестве одного из ключевых партнеров Курчатовского геномного центра мирового уровня (также созданного в рамках нацпроекта «Наука»), который сфокусирован именно на генетике и микробиологии в интересах сельского хозяйства.

Традиционно председателем наблюдательного совета научно-образовательного центра является губернатор – поэтому вклад Евгения Савченко в создание и развитие НОЦ сложно переоценить.

Тем не менее, его уход с поста главы региона не должен привести к провисанию этого важнейшего для области направления работы и развития – партнеры и союзники не дадут этому случиться.

Да, «крепкий хозяйственник» Савченко уделял особое внимание инновациям и развитию, что регулярно находило отражение в соответствующих рейтингах. С другой стороны, нельзя не отметить – научно-технологический прорыв чрезвычайно требователен к динамизму работы и открытости переменам (часто болезненным).

Белгородская область претендует на статус одного из флагманов реализации «сельскохозяйственного» приоритета Стратегии научно-технологического развития – для этого необходимо (про)активное включение в различные меж- и трансрегиональные взаимодействия – что потребует достаточно болезненного отхода от практики построения «сельхозсоциализма в одном отдельно взятом регионе».

Однако, нет никаких сомнений – что в области науки и образования именно активная позиция Евгения Савченко заложила тот фундамент, на которой теперь сможет опереться его преемник в рамках ускорения развития Белгородской области и ее вывода на передовой фронт прорыва.

Важно и внутриполитическое значение его отставки – он действительно оставался последним реликтом ельцинской эпохи, когда губернаторы были, в первую очередь, активными публичными политиками, не боявшимися любых столкновений с федеральной властью. В итоге во внутренней политике прошел окончательный сдвиг от ельцинского постсоветского периода к путинскому. И движение продолжается – поскольку важнейшим сейчас является определение формата глобального трансфера в сторону пост-путинской России 2.0.

Наука, технологии, инновации, образование и человеческий капитал являются ее основными характеристиками – и то, что Евгений Савченко столь долго и успешно занимал свой пост говорит о том, что прорыв не является разрывом – он базируется на лучших практиках и наработках как периода 2000-2010-х, так и некоторых форматах, доказавших свою эффективность еще в 90-е.

Не менее интересно, что все эти годы Белгородская область являла собой некую гибридную модель между Россией и Белоруссией, от каждой из которых руководство региона пыталось брать лучшие черты. Однако, уверенность, с который Белгород вступил в нацпроектный прорыв демонстрирует, что отечественный путь все же более выигрышный.
источник
Научно-образовательная политика
Вторая научная столица

Между двумя столицами есть та станция, где, как говорят, бордюр переходит в поребрик, а батон в булку. Несмотря на принципиальность подобного терминологического трансфера, более важным моментом является распределение политического веса между Москвой и Санкт-Петербургом.

В экспертном сообществе широко обсуждаются всевозможные переезды различных органов государственной власти, однако пока что сложно говорить о реальном перераспределении полномочий между двумя столицами.

Тем не менее, в области научной политики Санкт-Петербург (с Ленинградской областью) всегда играл значимую роль, вместе с московской агломерацией агрегируя почти три четверти всего научного потенциала страны. Не говоря уже о том, что многие высшие администраторы науки и сами родом с брегов Невы.

Отдельным фактором долгие годы оставался Жорес Алферов как главный энтузиаст новаторских подходов в синтезе образования и науки, а также в качестве патриота северной столицы.

В итоге назрела необходимость повысить правосубъектность питерской науки. И вот здесь начались достаточно интересные политические игры. До реформы РАН существовал Санкт-Петербургский научный центр, который затем перешел в ведение ФАНО (а следом – и Министерства науки и высшего образования). И более 15 лет шли дискуссии о необходимости (вос)создания самостоятельной научной структуры в северной столице.

Данную тему обсуждали на последнем Президиуме РАН. И как выяснилось, очень многое испортил – «квартирный вопрос», то есть споры о том, кто кому должен (или не должен) передавать соответствующие здания. В определенный момент, со стартом активной реализации нацпроектов и прихода в Минобрнауки команды Валерия Фалькова, ситуация сдвинулась с мертвой точки.

В рамках решения Академии, поддержанной не только ее президентом Александром Сергеевым, но и главой государства, запустился процесс создания СПбНЦ в качестве самостоятельного юридического лица в структуре РАН.

Но существовал и альтернативный проект – создание регионального отделения (по аналогии с Уральским, Сибирским и Дальневосточным). Сторонники данного подхода отличились изрядным оппортунизмом, противопоставив свой, по сути изначально обреченный на провал, план позиции Академии. Процесс перетек в громкие воззвания, на том и иссяк.

В итоге принято решение о формировании Санкт-Петербургского объединенного научного совета (как суммы созданных 8 профильных) во главе с Бюро. Это два временных органа, которые будут функционировать до утверждения Устава СПбНЦ, выборов председателя и формирования Президиума. Питерский центр будет обладать всеми полномочиями регионального отделения, кроме квоты на выборах членов РАН.

Подобный расклад, по своей сути, устраивает все заинтересованные стороны, конечно, за исключением тех, кто прячет за позицией «отделение или смерть» совсем ненаучные интересы.

Неудивительно, что именно в Санкт-Петербурге концентрируются многие участники самых громких проектов в области науки и образования – 3 вуза из 5-100, много лабораторий мегагрантов.

Изначально предполагалось, что научно-образовательные центры мирового уровня – это чисто региональная история. Что, впрочем, не мешает университетам двух столиц принимать активное участие в консорциумах. Пожалуй, лучшей эффективности добился Питерский политех (СПбПУ), который включился в «команду мечты», собранную из научных, образовательных и инновационных партнеров на площадке НОЦ Самарской области «Инженерия будущего».

А вот научные центры мирового уровня – история другая. В частности, именно в Санкт-Петербурге сформирован НЦ «Передовые цифровые технологии», в котором очевидны серьезные позиции «атомной твердыни» Росатома и Курчатовского института.

Да и в целом, именно северная столица является оплотом «старой гвардии» научной политики – и именно туда многие «сватают» Андрея Фурсенко, который рано или поздно оставит пост главного научно-образовательного советника президента.
источник
Научно-образовательная политика
#документы

Всё в Россию, все в ИНТЦ
#документы

Всё в Россию, все в ИНТЦ
Правительство РФ 15 сентября 2020 года приняло Постановление от 15 сентября 2020 г. №1443. Согласно документу, государство будет субсидировать бизнес, который примет участие в создании ИНТЦ в России. «Технологические долины» смогут усилить коммерциализацию науки и привлечь в область исследований талантливую молодежь. В качестве инструмента поддержки выступит возмещение уплаченных таможенных пошлин и НДС при ввозе товаров. Ответственный орган власти - Федеральная таможенная служба. Примечательно, что для развития российской науки и технологического бизнеса речь идет о покупке лучшей продукции из-за рубежа.

На слуху сейчас несколько ИНТЦ: «Воробьевы горы» (на базе коллаборации МГУ и «Иннопрактики» Екатерины Тихоновой), экосистема на острове Русский под эгидой Дальневосточного федерального университета, «Сириус» - на базе одноименного центра и научно-технологического университета, «Долина Менделеева» - флагманский ИНТЦ по химии во главе с РХТУ им. Д.И. Менделеева.

Субсидии однозначно повысят интерес к данному формату научно-образовательно-технологической кооперации.

Молодежная гражданственность
Социальная активность и гражданская ответственность – это те определяющие ценности, которые сегодня находятся в фокусе государственной молодежной политики. В рамках общей задачи по интеграции молодых людей в социально-экономический процесс существует заданная нацпроектом задача по активному привлечению молодежи в сектор исследований, разработок и высшего образования. В рамках новой инициативы утвержден порядок предоставления грантов на молодежные проекты (Постановление от 15 сентября 2020 года №1436).

Меры направлены на повышение интереса к творческим и социально значимым направлениям, а также популяризации здорового образа жизни, экологическому волонтёрству, сохранению традиционной культуры и ремёсел и развитию внутреннего молодёжного туризма и краеведения. Сумма гранта составит до 1,5 млн рублей.

Эти гранты логичным образом дополняют систему поддержки молодых исследователей, которая в данный момент принимает окончательные очертания на базе ключевых идей мегагрантов и Президентской программы Российского научного фонда.
источник
Научно-образовательная политика
Эпидемиологическая обстановка в вузах России стабильна, вспышек заболевания коронавирусом в общежитиях и учебных корпусах не зафиксировано, сообщил глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков.
источник
2020 September 19
Научно-образовательная политика
Машук. Новая реальность создаёт и новые возможности.
На Машуке говорили о том, как меняется образование и молодёжная политика, каким может быть образ молодёжного форума. Новую цифровую реальность дискуссии воплощал своим примером модератора Евгений Сжёнов :)

У меня самого не получилось успеть, поэтому попросил коллег-спикеров свести краткие тезисы (назовём их коллективными), по которым серьёзных споров не возникло, тут спасибо всем и главное Максу Михайлову.

О современном образовании
1. Настоящее дистанционное образование – это, в большинстве случаев, не то, что было весной. Это хорошая новость. Вторая хорошая новость: дистант точно станет частью любой образовательной программы (и университетской, и внеучебной, и, вполне возможно, и школьной).
2. Образовательная траектория студента точно выходит за рамки вуза/ссуза/школы. В каких-то случаях это возможность восполнить дефицит компетенций студента. Например, конкурс «Управляй», чемпионаты WorldSkills и т.п. С другой стороны, это возможность примерить на себя иные образовательные стандарты и технологии, погрузиться в новую образовательную среду, сравнить себя с более широким кругом. В результате (надеемся) – рост осознанности, адекватности и амбиций 😊
3. «Учитель будущего» собирается специально вовлекать в конкурс студенческие команды, это позволит ускорить инновации в образовании, повысить готовность к реальности как пространству улучшений.

О молодежной политике и форумах:
1. Молодёжная политика сейчас – это политика личного взаимодействия и контактов на основе доверия. Темы общения: от образовательной траектории до «стало скучно». Поэтому крайне важен локальный уровень политики – на уровне вуза/ссуза, тусовки.
2. Мы получили сильный сигнал к заботе о своём здоровье и к ответственности за здоровье других - это пока «непереварено» с тз последствий.
3. Молодёжь всё ещё не использует форумы на полную мощность. Например, проектные треки. Цель ведь не грант. Цель – раскрытие потенциала команды и проекта, вывод его на новый уровень.
4. Форум может вынести за свои рамки все активности, которые не требуют прямого человеческого общения – длинные доклады, дополнительные материалы, сбор мнений и идей (как на форуме АСИ). А сам форум становится площадкой для общения, коммуникации, создания команд, взаимной акселерации, дружеского общения – всего того, что безусловно в онлайне проигрывает оффлайну.
5. Форум вполне может быть круглогодичным. Например, для того, чтобы реализовать жизненный цикл проекта. 1-2 недели работы над проектом превращают его в тренажёр. Если же получится поддерживать проектную работу на протяжении всего года, то эффект будет реальным.
6. Если форум переходит на круглогодичный режим, то необходима специализация – выбор какой-то темы, которая становится главной для форума, выходит на федеральный или глобальный уровень (не исключая локальность проектов).
7. И о глобальном: если форум в дистанте, то это потенциально форум миллионов – у него нет географических границ. А, значит, вопросы любого региона могут свободно обсуждать и, например, ребята из Дагестана, из Тывы, из Калининграда, Чили и даже с острова Мадагаскар. Такой подход радикально меняет принципы проектирования и коммуникации форума. Но это как раз та возможность, которая кажется абсолютно реальной, к ней мир стал готов благодаря пандемии.

И отдельно о командах.
Команда – основа деятельности. Конкурс «Учитель будущего», как и большинство предпринимательских, управленческих (Управляй!) и инженерных состязаний и тхакатонов, сразу имеет дело с командой. С одной стороны, каждый преподаватель ведёт урок в одиночку. Но если мы посмотрим на образование глазами школьника/студента, то у него всё складывается в непрерывный поток. И качественные изменения этого потока возможны только при согласовании, интеграции, междисциплинарности. При настоящей командной работе.
Форум должен стать площадкой формирования команд, построения доверия между участниками. Будет доверие – получится и последующая дистантная или очная командная работа.
источник
Научно-образовательная политика
Нацпроектные финансы: наука и образование

Портал «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого выступает ТАСС, проанализировал, как изменится финансирование национальных проектов в ближайшие три года.

Как и обещали представители всех задействованных в реализации двух нацпроектов – «Науки» и «Образования», сколь-нибудь серьезного секвестра не планируется.

Одним из самых «стабильных» оказался национальный проект «Наука». Бюджетные ассигнования на его обеспечение на 2021 год запланированы в объеме 54,893 млрд рублей, в 2022 году- 76,056 млрд рублей, в 2023 году - 97,610 млрд рублей. Всего в 2021-2023 гг. на нацпроект будет направлено 228,5 млрд руб. бюджетных средств. При этом предусмотренные в законопроекте объемы финансирования по сравнению с утвержденными ранее, в 2021 году уменьшены на 250,2 млн рублей, или 0,46%, в 2022 году - на 310 млн рублей (снижение на 0,41%), в 2023 году - на 195 млн рублей (снижение на 0,20%). Таким образом, суммарный объем финансирования нацпроекта в 2021-2023 годах сократился всего на 0,35% по сравнению с ранее утвержденными показателями бюджета.

При этом если судить цифрам, указанным в действующем паспорте национального проекта, финансирование сократилось на 2,1%.

На реализацию национального проекта «Образование» в 2021 году из бюджета планируется направить средства в объеме 172,9 млрд рублей – это почти на 39,6 млрд (или 30%) больше, чем предусматривалось на этот год в первоначальном паспорте нацпроекта «Образование» (в нем фигурирует сумма в 133,3 млрд рублей).

На 2022 год и 2023 год ситуация аналогичная – в проекте бюджета Минфина заложена сумма в 156, 9 млрд рублей (+31%) и 187,8 млрд рублей (+58%) соответственно. Таким образом, всего в течение следующих трех лет из федерального бюджета на нацпроект планируется выделить около 517 млрд рублей. В сравнении с финансированием, заложенным в действующем паспорте нацпроекта, расходы на образование в 2021-2023 в целом увеличены более чем на треть (39%) – с 370 млрд рублей (по нацпроекту) до 517 млрд рублей (в соответствии с текущим проектом бюджета).

При этом, если сравнивать с данными бюджета на предыдущую трехлетку, в 2021 и 2022 годах видно снижение финансирования, но небольшое – 4,6% и 3,7% соответственно.

В итоге никакого серьезного урезания финансирования сфер научно-технологического прорыва и человеческого капитала не произошло. Напротив, четко видна стратегия, вектор которой четко определил президент Владимир Путин – без развития не будет результата, а кадры решают всё.

Несмотря на сложные обстоятельства Правительство явно ориентируется на то, чтобы всеми силами сохранять финансовое обеспечение и «Образования» (а в него также входит серьезный блок мероприятий по социальным лифтам и профессиональным конкурсам президентской платформы «Россия – страна возможностей), и «Науки». Этот факт позволяет с уверенностью говорить о том, что будущий нацпроект «Наука и университеты» сохранит финансирование практически в полном объеме по всем мероприятиям, которые перейдут в него по вектору исследований и разработок, а также высшей школы.

Подробнее о финансировании всех нацпроектов.
источник