Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 September 15
Научно-образовательная политика
Кадры решают все: в Университете 2035 назначили ректора и исполнительного директора.

Ректором АНО «Университет 2035» стала Нина Яныкина, ранее возглавлявшая Центр академических партнерств ПАО Сбербанк. Также Нина Яныкина входила в Наблюдательный совет Университета 2035. Должность исполнительного директора занял Андрей Бугаенко, до этого курировавший стратегические направления работы в НИИ "Восход".

Ключевыми проектами Университета 2035 стали образовательные интенсивы «Остров 10-21», «Остров 10-22» и «Зимний Остров». С момента запуска на платформе Университета прошли обучение более 100 тыс. пользователей. Более 100 вузов стали участниками межуниверситетского проекта “Искусственный интеллект”.
источник
Научно-образовательная политика
Наукограды: недооценённые флагманы

В рамках научно-технологического прорыва большой акцент делается на новаторских организационных форматах – будь то НОЦ или научный центр мирового уровня. В нацпроекты влились и стартовавшие незадолго до них ИНТЦ – «технологические долины».

Тем не менее, существует еще один формат научного развития, который в полной степени интегрирует все необходимые требования к подобным «точкам прорыва» - интеграция научных, образовательных, технологических и социальных задач, взаимодействие науки и бизнеса, комплексное взаимодействие с общественно-экономическим развитием («третья миссия» не только университета, но и науки с производством). Это наукограды.

В конце августа в Обнинске состоялась научно-практическая конференция «Города как центры развития», посвященная эволюции атомных наукоградов и ЗАТО, а также их роли в научно-технологическом прорыве. Подробности сообщает газета «Поиск».

В форуме принимал участие эксперт Союза развития наукоградов России, кандидат экономических наук Вадим Медведев, десять лет руководивший одним из закрытых научных городов – Железногорском (Красноярск-26). Добавим к этому важный факт – он является Директором Департамента инноваций и перспективных исследований Министерства науки и высшего образования России.

Опыт наукоградов необходимо детально изучать, а сам формат – всесторонне поддерживать. Ведь именно он является вершиной эволюции территорий с подавляющим доминированием научно-образовательно-инновационного сектора. К таковым относится и Новосибирский Академгородок, который исключительно по техническим причинам не может претендовать на статус наукограда.

Если мы посмотрим на ключевые векторы научно-образовательной политики, то увидим, что она ориентирована на построение НОЦ-градов. То есть превращение университетов (в том числе, как точек сборки НОЦ и НЦ МУ) в ведущие драйверы развития не только высшего образования или сектора исследований и разработок, но и общественной среды, делового климата, а также экономики (макро)регионов.

В этом смысле очень востребован форсайт – если обозначить наукоград как желаемый итог развития, а университет (или НОЦ) как исходную точку – можно увидеть, в чем векторы будут пересекаться, а где появятся судьбоносные развилки. Кстати, это интересная задачка для НТИ и спецпредставителя Президента РФ Дмитрия Пескова.

Четко видно, что наукограды в настоящее время недофинансированы, хотя и обладают рядом льгот и привилегий. При этом каждое из подобных научно-исследовательских образований имеет сосбственный системный план развития. Аналогичная программа с условным названием «Академгородок 2.0» была недавно принята для Новосибирского научного центра.

Одно из исключительно важных качеств наукоградов – это функционирование на муниципальном эшелоне. А именно данный уровень крайне сложно интегрировать во все более сопрягаемые усилия федерального и регионального уровня. Тем не менее, в России выстраивается единая система публичной власти, а муниципалитеты становятся площадками для спуска избыточного политического и социально-экономического давления.

В данном свете наукограды представляют собой уникальную площадку для осмысления взаимовлияния внутренней и научной политики, а также полигон для обкатки инструментов интеграции муниципалитетов в ключевые магистрали научно-технологического прорыва.

Прямая речь Вадима Медведева: https://telegra.ph/Naukogrady-nedoocenyonnye-flagmany-09-15
источник
Научно-образовательная политика
Открытый разговор с Александром Мажугой (1/2)

В открытом разговоре ректора Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева Александра Мажуги с научным руководителем ЭАЦ “Научно-образовательная политика” Евгением Сженовым зрителям удалось узнать, чем живет и какие планы строит главный “оплот” химиков в стране.

Приемная кампания-2020 на фоне пандемии прошла полностью в дистанционном формате. Среди преимуществ тот факт, что увеличилось количество поступивших из регионов. Многое во время приема зависело от IT -инфраструктуры. В августе вуз подвергся DDoS-атаке, в результате чего часть абитуриентов предпочла другие университеты. Однако были направления, которые по итогам этого года были полностью заняты олимпиадниками.

Учебный год начался в РХТУ с 1 сентября. В первый день пришли только первокурсники. Сейчас обучение выстроено в смешанном формате, 20% дисциплин переведены в онлайн, но для технолога важно умение работать с материалом или установкой, поэтому полностью не перейти в дистант. Расписание также сдвинуто для герметизации групп. Работа с иностранными студентами переведена полностью на удаленку, практические занятия перенесены на более поздний срок. Кроме того, для всех студентов в качестве факультатива доступны практические занятия предыдущего семестра.

В рамках Программы стратегического академического лидерства вуз планирует пойти по треку опорного университета, в качестве системообразующего для химического комплекса. Главная миссия РХТУ – кооперация с индустрией, подготовка кадров и технологий для нее. Предполагается усиление взаимодействия, прежде всего, с реальным сектором экономики. При этом интеграция будет многовекторной: предприятия, госкорпорации, академия наук. Одно из ключевых преимуществ вуза, по мнению Александра Мажуги, нахождение в Москве, где сосредоточены профильные институты, которые взаимодействуют с факультетами химической отрасли.

Не менее важен вопрос образования консорциумов. Ректор РХТУ рассказал о сотрудничестве с Дальневосточным федеральным университетом. Он считает, что опорный вуз должен думать о предприятиях в регионе. Химический комплекс расположен в разных округах, а Дальний Восток является одним из ключевых партнеров. В рамках подобного рода совместных программ студенты учатся дистанционно и приезжают на 1 семестр для практических работ в лабораториях РХТУ. С рядом вузов обсуждается возможность двойных дипломов, среди них государственные университеты Оренбурга, Астрахани, Тюмени и другие.

Источник: https://vk.com/videos-89014401?z=video-89014401_456239266%2Fclub89014401%2Fpl_-89014401_-2
источник
Научно-образовательная политика
Открытый разговор с Александром Мажугой (2/2)

В настоящее время также реализуется программа РХТУ-РАН. В структуре университета создано подразделение “Высший химический колледж РАН”. Его задача - подготовка химиков-исследователей, 95 % выпускников программы идут работать в РАН. Практически все студенты данного направления подготовки обучаются по индивидуальным образовательным траекториям. Уже с 1 курса ребята выбирают институт и начинают работать с лабораторией. РХТУ выступает как поставщик кадров для Академии наук по данному профилю.

В планах вуза создать профильный институт с каждым академическим центром, увеличить количество индивидуальных образовательных программ. Сейчас обсуждается с РАН создание системы непрерывного образования, начиная со школы, и совместных исследовательских центров.

В рамках совместной программы Минобрнауки и Минпромторга был создан инжиниринговый центр РХТУ. Основное направление его деятельности – малотоннажная химия по 2 отраслям:
- разработка технологий фармсубстанций;
- агрохимия.
С первого дня пандемии в РХТУ было налажено производство дезинфицирующих средств, было разработано дезсредство на основе воды. Кроме того, за 2 месяца был создан препарат для борьбы с коронавирусом.

ИНТЦ «Долина Менделеева» при поддержке РХТУ объединил бизнес и ученых-разработчиков. Он представляет собой площадку для оптимизации расходов бизнеса на создание и пилотирование каких-либо проектов, что позволяет сэкономить средства, используя инфраструктуру университета.

Александр Мажуга подчеркнул, что предприятия всегда хотят решения под ключ: нужен весь комплекс работ, вся производственная цепочка, полный инновационный цикл. Университету для этого надо развивать партнерские сети. Второе, чего хочет бизнес: чтобы работа университета велась, как удобно бизнесу – отчеты, документооборот и т.д.

РХТУ хочет также построить 4 передовых экотехнопарка. В области технологий водоочистки и водоотводов вуз реализует совместный проект с Кубой. Сейчас только у 50% отрасли удовлетворены запросы на цифровизацию, вуз планирует внедрять новые технологии и новые подходы к химическому комплексу по данному направлению.

Ректор отметил, что в настоящее время химию в школах преподают не очень хорошо, поэтому РХТУ заходит в школы с «Менделеевскими классами» по химии в технологически значимых регионах. Ранее также был создан детский технопарк для ранней профориентации, который включает в себя 4 лаборатории, где ребята могут выполнять полноценные научные исследования.

В свободное время сам Александр Мажуга, по его словам, не забывает заниматься не только наукой, но и увлекается спортом, чтобы все его собственные химические элементы сохраняли баланс.
источник
Научно-образовательная политика
Беларусь и РАН: политика и наука

Сегодня состоялось заседание Президиума Российской академии наук, которое было посвящено противодействию коронавирусу. И кажется, что ничего важнее этого нет. Однако, с точки зрения политики, самое интересное концентрировалось по мере того, как заседание подходило к концу, чтобы на последних минутах ярко вспыхнуть как новая звезда научной политики.

Собственно говоря, до этого статуса дошла политическая «светимость» президента РАН Александра Сергеева. Причем речь не только о науке, но также и о политике как таковой – а главы Академии практически не когда не оказывались полностью исключенными из хотя бы некоторых областей политики как внутренней, так и внешней.

Поводом для столь интенсивного политического процесса послужило очень неоднозначное заявление некоторых представителей научного сообщество относительно ситуации в Беларуси. Причем оно было опубликовано не только на находящемся в глубокой коме портале в Интернете, но и на страницах «Троицкого варианта – Науки» - главного научного рупора оппозиции.

У Александра Сергеева была задача практически невыполнимая – необходимо остановить активное использование науки для внутриполитических выгод небольшой группы интеллигенции, при этом не ущемляя свободу академической дискуссии.

Решение было найдено изящное и нетривиальное. Президент РАН Александр Сергеев пролоббировал принятие Сообщения Президиума РАН, которое предварялось четко озвученным вице-президентом Юрием Балегой (который председательствовал на заседании) постулатом – оценка дается исключительно в научном ключе (не в политическом и даже не в научно-политическом).

Политическая ситуация, развивающаяся в Республике Беларусь, находится в центре внимания всех россиян, широко обсуждается в российском научном сообществе. В научной сфере слышны различные оценки событий, происходящих в братской Беларуси.

Президиум РАН считает, что члены академии имеют полное право высказывать личные оценочные суждения в отношении послевыборных событий в Республике Беларусь.

Однако гражданская позиция отдельных членов академии не может отождествляться с институциональной позицией РАН как государственной академии наук, являющейся неполитической организацией, в компетенции которой сосредоточены вопросы науки и научной политики страны.

В эти дни президиум РАН подчеркивает особую важность, актуальность и необходимость сотрудничества с Национальной академией наук Республики Беларусь и выражает слова поддержки коллегам.

Наши академии являются надежными партнерами, ведущими деятельность как в рамках обсуждения, подготовки и реализации крупных научных, социально-экономических и инфраструктурных проектов, направленных не только на развитие интеграционных процессов в рамках Союзного государства, но и на интенсификацию научного и научно-технического сотрудничества по линии Международной ассоциации академий наук (МААН), созданной при деятельном участии НАН Республики Беларусь и объединяющей академии наук 16 государств.

Президиум РАН приложит необходимые усилия для сохранения и развития традиционных научных связей между Российской академией наук и Национальной академией наук Республики Беларусь.

Считаем важным сохранение мира и согласия на белорусской земле, исторически связанной судьбой с Россией, и желаем белорусскому народу скорейшего достижения политического консенсуса.

Этим Александр Сергеев четко обозначил принцип – наука вне политики. И заодно дезавуировал претензии отдельных радикально-либерально настроенных представителей научного сообщества говорить от лица даже академической его части, в том числе – от лица самой РАН.

За несколько минут, что обсуждался этот вопрос, оппозиция (как те, кто сам является членом РАН, так и политические активисты, стремящиеся ввергнуть Академию в раздуваемые ими конфликты) потерпела сокрушительное поражение.

Академия наук не присягнула ни Лукашенко, ни оппозиции – она осталась верна своей главной присяге – принесенной науке.

Видео-запись заседания.
Telegram
Научно-образовательная политика
Возмущённые батькой

Очень долго вызревала в части научного сообщества определенность относительно ситуации в Белоруссии.

И вот 12 сентября прорвало: в рубрике «Сопротивление» на давно не подававшем признаки жизни сайте scientific.ru появилось «Заявление о Беларуси».

Собственно говоря, уже по этим приметам однозначно можно установить, против чего выступают подписанты.

Примечательно, что это вторая подача признаков жизни от данного сайта. Предыдущая была по поводу «дела Сети». А до того момента - глубокая кома.

Подобное заявление - явление совсем иного рода, чем регулярные реляции Клуба «1 июля». Первоиюльцы в основном придерживаются исключительно научного сектора политики и, если и выходят «за флажки», то все равно сохраняют апелляцию к сектору исследований и разработок.

С «Заявлением о Беларуси» ситуация кардинально иная. Это откровенный рейд в политику высокого уровня - причём ещё и внешнюю.

Данное переплескивание научной политики в политизацию науки очень симптоматично и опасно. Причём за «Заявлением…
источник
2020 September 16
Научно-образовательная политика
На форуме «Машук» в Пятигорске стартовала офлайн-смена «Лидеры изменений». Она проводится при поддержке платформы «Россия — страна возможностей».

В смене примут участие 300 человек из регионов Северо-Кавказского федерального округа, наиболее ярко проявивших себя по итогам трех смен онлайн-форума.  Рейтинг составлялся по результатам активности участников во всех мероприятиях форума. Баллы зачислялись за посещение и работу в рамках образовательной программы, публикации в сервисах онлайн-платформы, выполнение заданий на альтернативных площадках, участие в культурно-развлекательной программе и других активностях.

Они пройдут обучение по трем трекам: «Цифровой бизнес», «Цифровое управление», «Цифровое образование». Образовательные треки для участников форума проведут руководители различных проектов президентской платформы «Россия — страна возможностей», а также победители конкурса управленцев «Лидеры России».

По итогу форума каждый участник получит цифровое портфолио, содержащее результаты диагностики и рекомендации по развитию личных компетенций. 30 лучших участников будут трудоустроены в ведущие компании и институты округа или будут поддержаны иным образом. Смена продлится до 20 сентября.
источник
Научно-образовательная политика
“Наука” предпринимательства

Вчера на площадке пресс-центра ТАСС в прямом эфире Минобрнауки в лице Министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова и общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "Опора России" в лице президента Александра Калинина подписали соглашение о сотрудничестве. Отношения между структурами складывались на протяжении многих лет и наконец были узаконены.

Валерий Фальков отметил, что обе стороны заинтересованы в максимизации вклада в достижении национальной цели “Достойный эффективный труд и успешное предпринимательство”.

Министерство стремится привлечь как можно больше партнеров для решения задачи трудоустройства выпускников и студентов вузов. Важно также, чтобы выпускники не только занимали рабочие места, но и создавали их, особенно это касается технологических предпринимателей.

Сегодня в России отсутствуют специализированные предпринимательские вузы, но есть модель предпринимательского университета, где целенаправленно развиваются соответствующие компетенции.

В данном вопросе многое зависит от ректора: вузы разного профиля и ведомственной принадлежности. 30-40 вузов хорошо себя проявили в этом направлении, отметил Министр. Подавляющее большинство из них расположено в Москве и Санкт-Петербурге.

Сотрудничество с “Опорой России” и развитие предпринимательства нацелено на абсолютно все вузы, уже есть и образовательные программы, и эффективные форматы, например, проект “Стартап как диплом” был, в частности, реализован в Дальневосточном федеральном университете. Практика не нова, но внедрена еще не повсеместно.

Чем хорошо предпринимательство - мы не знаем, в ком сидит предприниматель, в ком эта жилка предпринимательская есть изначально. Эффективные практики появляются только в результате взаимодействия”, - подчеркнул Валерий Фальков.
Необходимо дать возможность попробовать каждому самореализоваться через предпринимательство.

В рамках нацпроекта “Наука” будут развиваться студенческие студии технологического предпринимательства, на эти цели выделены дополнительные бюджетные средства.

Хороший университет - среда, где студент должен попробовать создать свое первое дело, поскольку он дает не только опыт, но и грамотных наставников, уверен Министр.

В планах заложено масштабирование проекта, чтобы он был массовым и доступным. Это поможет решить проблему излишней миграции из регионов, так как будут появляться новые рабочие места.

Александр Калинин подчеркнул, что предпринимательство как социальное и экономическое явление многогранно, но в центре его стоит человек, который делает осознанный выбор профессии. У студентов есть интерес к предпринимательству, главное в сотрудничестве, насколько в системе высшего образования студент будет вовлечен в современные технологии и то, как вести бизнес. Важна также роль преподавателя, который ведет тематику, тесно связанную с предпринимательством. Он должен обладать компетенциями из практики. Обмен навыками и кадрами крайне необходим для современного предпринимательства.

Сегодня многие бизнес-лидеры сами преподают в вузах. Залогом успеха, по мнению Александра Калинина, должен стать процесс трансформации академических и практических знаний.

Еще один важный аспект для бизнеса в процессе сотрудничества - коммерциализация научно-технологических патентов.

Бизнес заинтересован и отмечает особую важность привлечения талантливой молодежи в созидательную предпринимательскую деятельность.

Таким образом, подписанное соглашение стало не просто очередным документом о сотрудничестве. Оно является первым документом в числе множества других на фоне череды грядущих изменений: Министр публично анонсировал, что цели и задачи данного соглашения без привязки к конкретным организациям будут заложены в обновленном варианте нацпроекта “Наука”.

Источник: https://tass.ru/press/11113
источник
Научно-образовательная политика
Российско-германское научно-образовательное партнерство - пространство вне политики (1/2)

15 сентября в Берлине состоялась торжественная церемония закрытия Российско-германского года научно-образовательных партнерств 2018-2020 гг.

6 лет назад был открыт центр Российско-германского сотрудничества, в его задачи входило показать, что восток и запад могут кооперироваться в мировом масштабе.

Посол России в Германии Сергей Нечаев зачитал обращение Министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова к участникам церемонии. Он поздравил и выразил признательность всем участникам перекрестного года за успешное развитие научных и образовательных проектов. Сторонами был разработан план дальнейшего взаимодействия научно-технологического развития между странами. Россия и Германия заинтересованы в дальнейшем углублении кооперации и устойчивом инновационном социально-экономическом развитии отношений в сфере науки и высшего образования.

От российской делегации к участникам торжества обратился также Михаил Швыдкой, экс-министр культуры РФ, профессор МГУ и видный деятель в сфере развития отечественных СМИ. Он отметил большие достижения, рождающиеся в результате объединения людей из России и Германии. Партнерство и академические обмены обеспечили 2 года совместной, живой, научной и образовательной работы, которые показали, что страны опираются на связывающие их глубокие традиции. Интеллектуальные отношения государств закладывались столетиями и сейчас становятся только теснее.

25 совместных проектов России и Германии получили награды. Среди российских научных и образовательных организаций традиционно представлены институты РАН, МГУ и СПбГУ, но и другие научно-исследовательские, федеральные и опорные вузы смогли себя проявить.

Одним из российских вузов-лауреатов стал Сибирский федеральный университет. Специально для НОП о победе в конкурсе рассказал ректор СФУ Максим Румянцев: «С Германией нас связывает многостороннее сотрудничество в научной и образовательной сферах. Речь идёт о проектах в области лингвистики, экологии и рекультивации промышленных территорий, сравнительном правоведении. Это всегда взаимообогащающие отношения, и я рад, что выбором экспертов стал на наш совместный проект с Университетом Пассау.

Это старейший партнёр университета, сотрудничество началось еще в 90-е годы прошлого столетия. Если изначально участниками академической мобильности были студенты и преподаватели, то в настоящее время сотрудничество стало более интенсивным и многогранным. Особенно следует выделить немецкоязычный курс обучения «Немецкое право» (DSG), включённое обучение для студентов обеих сторон и программу магистратуры двух дипломов «Немецкое и российское право».

Попадание в пул проектов, поддержанных в рамках конкурса Российско-германского года научно-образовательных партнёрств, мы воспринимаем как высокую оценку нашего труда и знак доверия со стороны германской стороны
».

Запись церемонии: https://youtu.be/bCFY9MADgek
источник
Научно-образовательная политика
Российско-германское научно-образовательное партнерство - пространство вне политики (2/2)

Организаторы церемонии выразили отдельные слова благодарности НИТУ «МИСиС» за активное содействие развитию партнерских отношений. Сергей Салихов, первый проректор НИТУ «МИСиС» рассказал НОП, как это было: «Основным вызовом для научного сообщества в связи с пандемией стала угроза самоизоляции стран и, как следствие, локализация научной повестки. Но ученые смогли ответить на этот вызов максимально продуктивно, перейдя на новый уровень взаимодействия.

Однако даже самые современные дистанционные технологии не заменят живого общения, необходимости доступа к установкам, обмена образцами и идеями, особенно в экспериментальных областях науки.

Несмотря на то, что с закрытием границ общение между учеными не прекратилось, например, исследователи НИТУ «МИСиС» продолжали работать над созданием элементов мюонной защиты для экспериментов CERN, вели проекты с XFEL и DESY, без личного взаимодействия достичь хороших результатов стало сложнее.

Уверен, что российско-германский год, который мы сегодня формально закрываем, придаст новый импульс сотрудничеству между учеными двух стран. Объединив усилия, используя научную инфраструктуру двух стран, мы сможем реализовать масштабные проекты, достигнуть результатов, которые позволять нам решить актуальные задачи, стоящие сегодня перед человечеством в самых разных областях знаний
».

Международное сотрудничество - исключительно важный аспект развития науки и высшего образования, потому что только в тесной кооперации страны могут обмениваться лучшими практиками и смотреть по-новому на изучаемые предметы и явления, достигая эффекта синергии. Конечная цель науки - служить на благо всего человечества, по этой причине никакие политические мотивы не должны становиться преградой для сотрудничества ученых, а также служить на благо корыстных интересов отдельных государственных лидеров и государств.

Российско-германское научное и научно-техническое сотрудничество является ярким примером того, что наука вне политики. Стороны договорились о дальнейшем усилении интеграции и что торжественная церемония закрытия, скорее формальность, чем окончание партнерских отношений.
источник
Научно-образовательная политика
⚡️Валерий Фальков начал свое выступление в Государственной Думе

Прямая трансляция: https://www.youtube.com/watch?v=fID013ji-qg
источник
Научно-образовательная политика
Заместитель Руководителя Администрации Президента, председатель президиума Совета по межнациональным отношениям Магомедсалам Магомедов и директор Службы внешней разведки, председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин приняли участие во Всероссийском молодёжном историческом Форуме «Моя страна. Моя история. Моя Победа», в рамках конкурса
«Моя страна - моя Россия».

Всероссийский конкурс
«Моя страна - моя Россия» - стратегический партнер
Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика».

http://kremlin.ru/events/administration/64037
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
15 сентября в режиме ВКС глава Якутии Айсен Николаев провел первое заседание Набсовета научно-образовательного центра «Север: территория устойчивого развития» с участием представителей профильных федеральных министерств и ведомств, институтов развития, научных центров, высших учебных заведений и крупных индустриальных компаний.
В ходе заседания участники Набсовета единогласно утвердили программу деятельности НОЦ, представленную направлениями: «Человек на Севере», «Рациональное недропользование», «Эффективная социально-экономическая инфраструктура», в рамках которых планируется реализовать девять проектов, отвечающих приоритетам научно-технологического развития России. Также участники заседания приняли ряд положений, которые создадут необходимую правовую основу для деятельности управляющего совета и проектного офиса  НОЦ «Север: территория устойчивого развития».
НОЦ «Север: территория устойчивого развития» был создан в сентябре 2019 года в рамках реализации нацпроекта «Наука». В его деятельности кроме Якутии, принимают участие Магаданская и Сахалинская области, Чукотский автономный округ и Камчатский край. Состав участников центра представлен 11 научными институтами, 5 вузами, институтами развития, налажено партнёрство с зарубежными университетами и научными организациями.  

#НОЦСевер #АЗРФ #Якутия #Набсовет #АйсенНиколаев
источник
Научно-образовательная политика
Открытый разговор с Сергеем Вдовиным (1/2)

10 сентября состоялся открытый разговор ректора Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарева Сергея Вдовина с научным руководителем ЭАЦ «Научно-образовательная политика» Евгением Сжёновым. Спикеры поговорили о достижениях, планах и вызовах в ежедневной работе университета.

За последние 10 лет в вузе была проведена очень глубокая модернизация инфраструктуры научных исследований. Большое внимание университет уделяет развитию кадрового потенциала. К настоящему моменту удалось создать прочный фундамент учебного заведения нового качества, обладающего серьезным потенциалом развития. Вуз сегодня является по праву федеральной и региональной площадкой в самых различных сферах деятельности.

Университет планирует принять участие в программе стратегического академического лидерства в качестве опорного. Еще в прошлом году совместно с партнерами в МГУ им. Огарева были определены контуры университета будущего в перспективе до 2035 года. Вуз длительное время представляет собой источник квалифицированных специалистов и точка роста региона. При этом делается акцент на важности выполнения 3 миссии университета. Свою роль в ПСАЛ Мордовский госуниверситет видит в создании и приумножении человеческого капитала.

Кроме того, планируется обширное развитие современной инфраструктуры в республике и расширение количества фундаментальных и прикладных исследований. Отдельное внимание будет уделено университетскому кампусу. Управленческая команда вуза рассматривает университет как мультипликатор территориального развития с ориентацией на национальные цели.

Сергей Вдовин отмечает важность формирования партнерств и консорциумов, они позволят обеспечить трансформацию всех сфер деятельности университета. Планируемые направления сотрудничества для вуза: медицина будущего, биомедицинский кластер, центры превосходства материалов в области фотоники. Регион ориентируется на то, что связано с развитием региона и цифровыми технологиями.

Вуз уже участвует в объединении НОЦ Самарской области «Инженерия будущего» как центр компетенций НТИ по развитию сквозной технологии фотоники. Отдельно сейчас создается консорциум «Радиофотоника».

Еще одно важное направление для Мордовии - индустриально-аграрный сектор, в этой связи есть также ориентир на производство экологически чистой сельхозпродукции.

В регионе активно работает лифт развития и поддержки уникальных молодых людей, в частности, 2 выходца университета стали победителями в суперфинале конкурса управленцев «Лидеры России» - Алексей Грибанов и Алексей Алтынов. Вуз доказал свою компетенцию давать путевку в жизнь своим выпускникам.

Источник: https://vk.com/videos-89014401?z=video-89014401_456239269%2Fclub89014401%2Fpl_-89014401_-2
источник
Научно-образовательная политика
Открытый разговор с Сергеем Вдовиным (2/2)

Одним из наиболее успешных векторов работы МГУ им. Огарева является работа с молодежью. Вуз позиционирует себя как центр молодежных инициатив в республике и имеет прочную репутацию во всем Поволжье. В молодежной политике университет руководствуется 3 приоритетами:
- вуз открыт для молодежных инициатив в регионе;
- поддерживает и развивает молодежные площадки онлайн и оффлайн;
- ориентирован на длительную траекторию обучения от школьника до аспиранта, где внедряется наставничество технического профиля.

Мордовский госуниверситет - центр молодежной жизни региона. У вуза хорошие традиции студенческого самоуправления. Студентами университета создано 12 НКО. Вся эта работа направлена на формирование софтскиллс, это важно, потому что в таком объеме это не дать в рамках больших образовательных программ. Профессиональная успешность выпускников, участвовавших в суд объединениях подтверждается статистикой. Обилие конкурсов и программ создает возможности для самореализации и развития талантов

Работа с талантами ведется вузом еще со школьных классов. В республике сформирована - система развития молодых талантов. Центр одаренных детей первоначально базировался на базе университета. Функционирует также лицей при МГУ им. Огарева. В соответствии с федеральным проектом «Успех каждого ребенка» был открыт дом научной коллаборации, где реализована сегментно-ориентированная модель подготовки.

Ректор рассказал, что в августе в онлайн-формате был реализован проект Сберкампус, в котором приняли участи более 100 школьников Саранска. Он отметил, что пока не все возможности университета задействованы в формировании траекторий развития, но планируется расширение в рамках ПСАЛ.

Университет следит и за ростом собственных студентов с 1 курса. Молодых людей привлекают для работы в проектных группах. Для поддержки начинающих исследователей учреждаются гранты из средств эндаумент-фонда. Студенты регулярно принимают участие в проектах президентской платформы «Россия - страна возможностей»: «Моя страна - моя Россия», «Я-профессионал» и других.

Сергей Вдовин отметил, что университетская команда работает адресно и индивидуально с каждым студентом, который хочет развиваться.

На фоне вызовов пандемии ректор подчеркнул важность коммуникации и обратил внимание, что для технологической трансформации необходимо формировать проектное мышление у студентов и качественную цифровую культуру.

Отдельное внимание в разговоре было уделено системе дополнительного образования. Время требует высокой мобильности и гибкости образовательных траекторий для подготовки востребованных кадров на рынке труда в регионе, считает Сергей Вдовин. Нужно провести реинжиниринг системы с включением цифровых технологий и формированием системы непрерывного образования. Немало важно активно включать в этот процесс работодателей.

МГУ им. Огарева является региональным монополистом системы ДПО, что нашло подтверждение во время пандемии. В активном долголетии граждан большую роль играет дополнительное образование (как часть непрерывного), поэтому вуз должен интегрироваться в кадровую систему развития региона. Сегодня особое место занимают программы по цифровым компетенциям.

Большие планы Мордовского госуниверситета демонстрируют активную и открытую позицию в системе высшего образования. У вуза хорошие перспективы для взаимодействия по таким востребованным направлениям как медицина и химия, что дает все шансы стать точкой притяжения науки и образования в регионе в рамках Программы стратегического академического лидерства и принять самое активное участие в деятельности научно-образовательных центров - как региональных, так и мирового уровня.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков в Государственной Думе: тезисы и аналитика в режиме реального времени

- Минобрнауки России и лично министр Валерий Фальков, в сравнении с тем, как это было до, имеют полную поддержку со стороны вузов и ректоров.

- Политика интеграции науки и высшего образования получила поддержку со всех сторон и, самое главное, от Российской академии наук. Это стало возможным благодаря очень разумному и качественному выстраиванию взаимоотношений Минобрнауки и РАН.

- Минобрнауки реализует очень важную стратегию пространственного развития страны - выравнивания столиц и регионов. Эта политика чрезвычайно важна для реализации  национальных приоритетов и одобрена руководством страны.

- Минобрнауки на деле определяет и формирует политику в сфере науки и высшего образования, чего не было раньше.

- Эффективность команды видна в том числе по тому, что впервые распределение бюджетных мест вызвало позитивную реакцию.

- Еще можно сказать про полную поддержку со стороны думских фракций.

Выступая перед депутатами Государственной Думы, министр Валерий Фальков отметил, что новая реальность, в которой оказались миллионы студентов в период пандемии, потребовала от министерства нестандартных решений в работе с молодежью и способствовала динамичному развитию новых форматов воспитания.

С переходом вузов «на удаленку» выяснилось, что формальные молодежные структуры прекратили свою деятельность.

При этом, те студенческие организации и клубы, которые были реально добровольными объединениями и имели свою представленность в социальных сетях, в значительной степени сохранили продуктивную деятельность.

Ключевое и очень удачное решение команды Валерия Фалькова было найдено в организации волонтерской деятельности: по этому направлению вузами уже был накоплен значительный опыт до пандемии, а во время распространения коронавируса студенты еще более активно включились в волонтерское движение по представлению помощи пожилым людям. Множество студентов стали волонтерами для поддержки обучения школьников, для помощи учителям школ и вузовским преподавателям в использовании цифровых технологий.

Важной особенностью работы студентов-волонтеров в этот период стал учет профилей их обучения. Фактически, студенты не только вносили весомый вклад в борьбу с коронавирусом, но и развивали свои профессиональные навыки: волонтеры-медики – в оказании медицинской помощи, психологи и юристы – в области консультирования, студенты технических специальностей работали «цифровыми волонтерами».

Фальков отметил, что эту работу необходимо продолжить, внедряя новые форматы воспитания, соответствующие вызовам времени, создавая в университетах условия для реализации огромного потенциала студентов, поддерживая их самые разнообразные инициативы.

Министр отметил три ключевые момента:

1.Наряду с волонтерством и развитием студенческих клубов, мы будем более активно привлекать молодежь в исследовательские проекты, в развитие науки и технологий, в том числе технологического предпринимательства. Принципиально важно сконцентрировать внимание на создании в каждом регионе, на создание в каждом университете комфортных условий для научно-технического творчества молодежи, появления новых идей и их последующего внедрения.

Инфраструктура наших университетов должна быть адаптирована с учетом современных форматов взаимодействия молодежи: необходимы открытые пространства для коллективной работы и одновременно индивидуального развития с доступом 24/7, переход от поточных лекционных аудиторий к трансформируемым учебным залам для проектной работы.

2. Важнейшей задачей университетов является включение целого поколения образованной и активной части молодёжи в процесс выработки решений и принятия на себя ответственности за будущее страны. А это невозможно сделать без конструктивного взаимодействия между поколениями.

3.Не менее важная тема – формирование у молодежи уважения к истории родной страны, культуре и традициям населяющих ее народов. Страна у нас большая, сложная, разнообразная, она основана на разных традициях, но в то же время у нас общая история и общие ценности.
источник