Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 August 27
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (в ходе пресс-конференции в ТАСС 27 августа 2020г.):

«Очень важным вопросом является плата за обучение в этом году. Еще 13 мая в ходе заседания Российского союза ректоров на котором присутствовал Министр науки и высшего образования Валерий Фальков, мы совместно приняли решение - несмотря ни на что, не повышать в этом году плату за обучение.  Этот призыв услышали почти все университеты. Всего несколько вузов до вчерашнего дня не выполнили эту рекомендацию. Но уже сегодня все они приняли решение не повышать плату за обучение в этом году. И это абсолютно правильное решение»
источник
Научно-образовательная политика
Третья – социальная

Сегодня обнародованы очередные результаты отечественных и зарубежных вузов в рейтинге «Три миссии университета».

Ключевым отличием от всех остальных международных ранжирований вузов является серьезный акцент на взаимодействие университетов и местных сообществ. Именно эта «социальная» нагруженность является основополагающей в реализации нацпроектов.

В этом смысле составители Трех миссий» во главе с МГУ и Виктором Садовничим явно уловили тренд еще в момент его зарождения. К методологии оценки как раз третьей миссии есть много претензий, но сам факт включения ее на равноправных с образованием и наукой началах является очень значимым при оценке работы вузов.

Вообще, в рассуждениях об эволюции форм университетом «третья» миссия фактически относится к университету не 3.0, но уже 4.0. Важно, что социальный компонент является фундаментальным в нацпроектах и всей идеологии прорыва – а следовательно, во всех новаторских форматах работы, таких как научные и научно-образовательные центры мирового уровня.

Ориентация на сотрудничество с бизнесом, что жестко требуется сейчас практически во всех формах господдержки научных институтов и университетов, а также серьезный «региональный» заряд мероприятий нацпроектов «Наука» и «Образование» по сути своей имеет «человеческую» фокусировку. Развитие взаимодействия науки-образования-бизнеса не является самоцелью, но средством повышения качества жизни людей.

А следовательно – и качества жизни местных сообществ во всем их многообразии. Такая же логика фундаментального основания всех остальных нацпроектов заложена и в два нацпроекта, связанных с человеческим капиталом – «Образование» и «Наука».

На настоящий момент рейтинг «Три миссии университета» не является референтным в части достижения целей и задач повышения конкурентоспособности российского высшего образования. В первую очередь потому, что в части образования и научно-исследовательской деятельности необходима реальная конкуренция с мировыми лидерами. А третья миссия является уникальной для каждой страны, региона, а то и вуза. И этот компонент с избытком оценивается в рамках региональных проектов, а также «сквозных» мероприятий.

В этом смысле рейтинг «Три миссии университета» сам по себе не несет откровений, но новаторским является именно выстраиваемый мостик между показателями эффективности и результативности работы вуза и повышением качества жизни непосредственно рядом с ним.

Это направление работы четко укладывается в понятие «новой социалки», предполагающей совместную ответственность за качество жизни: государства (в качестве федеральной или региональной власти), различных институтов и структур – от образовательных до бизнеса, некоммерческого сектора и самих граждан – особенно по трекам волонтерства.

При этом общественные вопросы всегда сложны для оценки – отсюда много замечаний, в том числе, высказанных и нами, по поводу критериев оценки «социальной» миссии университетов. Однако, это поле для диалога и постоянного улучшения методологии оценивания.

Ключевым же является то, что в России формируется свое уникальное видение университета как центра развития – от науки и до культуры, от образования до экономики, от общественных отношений до сопряжения развития с федеральными и региональными процессами. И поэтому третья миссия формируется не «вместо» каких-либо критериев, а как необходимое дополнение к ним. Та же логика заложена в Программу стратегического академического лидерства, которая станет единой парадигмой развития высшего образования в стране.

Именно поэтому основной интерес представляет как раз оценка именно социальной составляющей работы вузов, что приобрело основополагающее значение в период коронавирусной пандемии. Сейчас важно не растерять накопленную «социальную» динамику в работе вузов – это можно будет четко проследить уже при подведении итогов в следующем году.

Также см.: https://iz.ru/1053162/iuliia-romanova/tvoi-universitety-tri-rossiiskikh-vuza-voshli-v-top-100-mezhdunarodnogo-reitinga
источник
Научно-образовательная политика
Российская венчурная компания (РВК) может стать частью одного из институтов развития — РФПИ, ВЭБ.РФ или Фонда «Сколково». Слияние обсуждается на фоне ареста главы РВК Александра Повалко и проработки сценариев оптимизации государственного венчурного бизнеса.

Самый фантастический сценарий, что РВК отдадут в Фонд «Сколково». Мы делаем ставку на ВЭБ.РФ.

@skolkovoleaks
источник
Научно-образовательная политика
Приемка-2020: брифинг министра (1/2)

Сегодня в рамках брифинга в Правительстве министр науки и высшего образования Валерий Фальков рассказал об особенностях приемной кампании этого года.

Прямая речь:

Приёмная кампания в вузы в 2020 году принципиально отличалась от приёмных кампаний прошлых лет. Есть три наиболее важных отличия. Первое – это формат, второе – сроки и третье – количество бюджетных мест.

Что касается формата, то впервые в истории системы высшего образования России приёмная кампания была проведена полностью в онлайн-формате. То есть было организовано удалённое взаимодействие выпускников школ – абитуриентов и университетов, высших учебных заведений.

Второе принципиально важное отличие – это сроки. Если в прежние годы основная часть приёмной кампании проводилась во второй половине июля, зачисление осуществлялось в первых числах августа, то в этом году сроки были перенесены на август. В середине августа абитуриенты прошли дополнительные вступительные испытания, и непосредственно перед началом учебного года, буквально вчера, завершилось зачисление на бюджетные места.

И третье принципиально важное обстоятельство, которое тоже оказало влияние на приёмную кампанию 2020 года, – это количество бюджетных мест. В этом году впервые за последние много лет были выделены дополнительные бюджетные места – почти 11,5 тыс. – и распределены в основном среди региональных вузов.

Что касается нового учебного года, то он будет также иметь свои особенности. В абсолютном большинстве вузов учебный год начнётся традиционно, в очном формате, 1 сентября. Также практически во всех вузах в этот день будет организован День знаний – праздник не только для первокурсников, но и для всех студентов, преподавателей и сотрудников вузов.

Особенностью нового учебного года будут новые санитарно-гигиенические требования. Очень важно обеспечить неукоснительное соблюдение этих требований.

Всего в российские вузы в этом году поступит больше миллиона студентов – на все уровни и формы обучения. Если говорить о бюджетных местах, то выделено 541 748 бюджетных мест. Конечно, бóльшая часть этих мест уже занята, поскольку студенты очной формы обучения в вузы приняты. И предварительный анализ показывает, что более чем в 50% вузов средний балл ЕГЭ студентов значительно повысился.

Уже несколько лет мы наблюдаем устойчивый интерес у абитуриентов к следующим укрупнённым группам специальностей и направлений.

Первое – это специальности и направления в области информационных технологий. Надо сказать, что в этом году к ним вновь был повышенный интерес. Поэтому и количество бюджетных мест по этому направлению было дополнительно увеличено, и средний балл ЕГЭ – предварительные результаты показывают – тоже достаточно хороший.

На втором месте специальности и направления (из укрупнённой группы специальностей) – в области здравоохранения и медицинских наук. И на третьем месте, что интересует абитуриентов, – педагогика и образование.

Источник: http://government.ru/news/40282/
источник
Научно-образовательная политика
Приемка-2020: брифинг министра (2/2)

Ситуация с коронавирусом отчасти оказала влияние на предпочтения абитуриентов. В этом году большее влияние на ситуацию с миграцией внутри страны оказало распределение бюджетных мест и их увеличение.

Ещё раз хочу обратить внимание, что впервые за многие годы было существенно увеличено количество бюджетных мест, при этом значительная их часть была распределена среди региональных вузов. И в условиях ограниченной мобильности при наличии бюджетных мест, конечно, многие абитуриенты в регионах сделали выбор в пользу региональных вузов.

Но что касается общей тенденции, всё, что касается результатов академической мобильности, полную картину мы увидим чуть позже, примерно в середине октября.

Информационный сервис «Поступление в вуз онлайн» начал разрабатываться министерством ещё в 2019 году, задолго до пандемии. Но, как мы видим, он пришёлся весьма кстати, и первые результаты, которые мы получили, позволяют оценить этот сервис как успешный. Надо сказать, что в этом проекте участвовало в этом году менее 5% вузов, если быть точным, 54 вуза, но уже в следующем году мы хотим его сделать доступным для всех абитуриентов. Поскольку это очень удобно, с одной стороны, а с другой стороны, есть большой спрос со стороны выпускников школ.

Стоимость обучения в вузах в этом году меняться не будет. Все прекрасно помнят, что вопросы стоимости обучения начали обсуждаться ещё в апреле-мае текущего года. И уже тогда на площадке Российского союза ректоров – в это общественное объединение входит более 700 вузов, – была достигнута договорённость и выработана рекомендация о том, что российские вузы в 2020 году сохраняют стоимость обучения на уровне 2019 года. Абсолютное большинство вузов именно так и сделали. В летние месяцы мы мониторили ситуацию, когда видели отклонение – проводили переговоры с вузами и корректировали стоимость.

В преддверии нового учебного года мы провели анализ по всем без исключения вузам, в этом нам серьёзную помощь оказал Общероссийский народный фронт, и выяснили, что, к сожалению, часть вузов не последовали этой рекомендации. В результате мы проделали соответствующую работу как с вузами, так и с учредителями, и во всех вузах, где установлены подобные факты, будет произведена корректировка стоимости обучения до уровня 2019 года. Данная работа будет закончена до 1 сентября.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков - человек, который умеет держать слово, и за своих "стоит горой".

Редакция НОП рада за троих коллег, чьим наставником стал Фальков.

Но отдельно счастливы за Ваню Ефремова. Надеемся, Иван воспользуется шансом и докажет и профессиональному сообществу, и своему наставнику, что готов брать ответственность и достигать успеха и высоких показателей на одном из важнейших направлений работы Минобрнауки.

https://t.me/russianleaders/578
Telegram
Лидеры России
Валерий Фальков стал наставником для троих победителей специализации «Наука»

Специализация «Наука» — дополнительный профильный трек конкурса «Лидеры России». По итогам финала 30 победителей получили наставников из числа авторитетных представителей научного сообщества. Среди них — Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

Его наставляемыми стали заместитель директора Департамента проектной деятельности Минобрнауки РФ Иван Ефремов, проректор по научно-исследовательской работе и инновационной деятельности Донского государственного технического университета Олег Полушкин и проректор по развитию на основе анализа данных Вятского государственного университета Екатерина Митягина. С каждым из них Валерий Николаевич уже успел пообщаться для построения дальнейших планов.

«Конкурс открывает возможности для тех, кто хочет построить карьеру в научно-образовательной сфере. Науке нужны управленцы, которые могут решать нетривиальные задачи и реализовывать уникальные проекты, готовые идти и добиваться результата…
источник
Научно-образовательная политика
Фальков справляется

Незыгарь транслирует субъективное и однобокое восприятие проблемы въезда иностранных студентов.

Нам достоверно известно, что кроме Минобрнауки в решении этого вопроса паритетно принимает участие много ведомств  – Роспотребнадзор, Минздрав, МИД и даже МВД. Необходимо защитить всех – в первую очередь, с точки зрения сохранения здоровья и жизни – и иностранных студентов, и россиян, и приглашенных профессоров, и наших педагогов. Также, безусловно, нужно принимать во внимание права всех участников образовательного процесса, экономические соображения, ситуацию в стране, откуда едут студенты и много иных факторов.

Решение сейчас готовится – в полном соответствии с обозначенными Владимиром Путиным ориентирами. Запас времени пока есть – тем более, что во многих вузах студенты не первых и не выпускных курсов начинают учебу в дистанционном или смешанном формате.

Валерий Фальков с самого начала коронавирусного кризиса держит руку на пульсе ситуации. Тема иностранных студентов постоянно в фокусе его внимания. Как и его коллег из других ведомств, отвечающих за различные аспекты решения этой проблемы.

Причем вопрос с иностранцами решается в самом тесном контакте с руководством вузов, где они учаться. Хорошо бы коллеги как в вузах, так и в Телеграме, сосредоточились на  системной работе над другими насущными проблемами, которых в рамках старта учебного года и завершения приемной кампании у всех хватает.

https://t.me/russica2/31840
источник
Научно-образовательная политика
Чего ждут от нацпроектов "Образование" и "Наука" граждане России?

Какие сигналы послал вчера  президент России в рамках совещания руководителям системы образования и как они касаются продвижения нацпроектов?

Какие фокусы важно "подсвечивать" в рамках  реализации нацпроектов и для какой аудитории?

Что такое "проекты социального воздействия" и есть ли возможность их реализации  в рамках НП "Образование" и "Наука"?

Как решения ВЭБ.РФ могут  "перезагрузить" показатели ФП "Цифровая образовательная среда"?
ВЭБ.РФ могут  "перезагрузить" показатели ФП "Цифровая образовательная среда"?

Об этом и многом другом сегодня пойдет речь в Открытом разговоре с Софией Малявиной, генеральным директором АНО "Национальные приоритеты" и Михаилом Алашкевичем, старшим вице-президентом ВЭБ.РФВЭБ.РФ

Организаторы эфира:
НОП и конкурс "Моя страна- моя Россия" президентской платформы "Россия - страна возможностей".

Трансляция пройдет на платформе ММСО

Прямой эфир через час, в 19:00

Партнёр трансляции ВКонтакте:

https://vk.com/videos-89014401?z=video-89014401_456239263%2Fclub89014401%2Fpl_-89014401_-2
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас в прямом эфире с Софией Малявиной и Михаилом Алашкевичем говорим о важных коммуникационных линиях для ректоров университетов в рамках реализации нацпроектов.

А моих коллег в ЭАЦ "НОП" ждёт большая работа - совместно с АНО "Национальные приотритеты" всерьез заняться продвижением нацпроектной повестки в системе высшей школы.

https://vk.com/videos-89014401?z=video-89014401_456239263%2Fclub89014401%2Fpl_-89014401_-2
источник
Научно-образовательная политика
Виктор Садовничий о «Трех миссиях университета»-2020

Сегодня свое видение четвертого рейтинга «Три миссии университета» в ходе онлайн-конференции на площадке ТАСС представили ректор МГУ Виктор Садовничий и генеральный директор Ассоциации составителей рейтингов Дмитрий Гришанков.

Спикеры подчеркнули, что каждый рейтинг учитывает страновые особенности высшего образования. В этой связи российские вузы не всегда занимают места в топе зарубежных рейтингов. При этом уровень образования и науки всегда высоко оценивается мировым сообществом. 3 миссии, которые заложены в российском рейтинге включают в себя: науку, образование и значимость для социума.

Важно, что рейтинг быстро набрал популярность и вошел ТОП-4 наиболее востребованных в мире. Виктор Садовничий отметил, что это инструмент объективного анализа работы вузов, поэтому его особенно важно принимать во внимание при принятии государственных управленческих решений в сфере науки и высшего образования, считает он. Оценка производится объективно из независимых общедоступных источников. Таким образом, вузам не требуется направлять собственные данные для включения в число анализируемых.

Стоит подчеркнуть, что в отличие от других авторитетных рейтингов, рейтинг «Три миссии университета» в меньшей степени включает в себя библиометрические показатели, которые зачастую подводят российские университеты. Источниками для анализа выступают открытые данные, преимущественно международные. Есть ряд особенностей сбора информации:
• рейтинг базируется на дистанционно доступных данных;
• беспрецедентно широкий спектр источников информации;
• контроль качества и полноты информации;
• расширен динамический ряд и число наблюдаемых параметров;
• база данных рейтинга «Три миссии университета» доступна для российских вузов.

Сами критерии эффективности этого года подразделяются на:
• консервативные – те, что не подвержены влиянию пандемии;
• кумулятивные – те, что проявят себя через 1-2 года после пандемии;
• реактивные – те, что уже проявились после пандемии.

Виктор Садовничий обратил внимание, что большинство экспертных прогнозов сводилось к тому, что влияние пандемии в рейтингах можно будет отразить только через 1-2 года, данное суждение опроверг российский рейтинг.

Среди сильных сторон российских вузов в 2020 году можно отметить количество побед на международных студенческих олимпиадах, соотношение количества научно-педагогических кадров и студентов, долю иностранных студентов в общем количестве студентов. Среди точек роста – увеличение числа онлайн-курсов, а также слушателей среди онлайн-аудитории. При этом Россия явно уступает по уровню финансирования университетов.

Всего в анализе рассмотрено 1500 университетов, из них 101 их России. Из представленных данных видно, что Америка и Европа демонстрируют явное соперничество между собой: в ТОП-30 вошли в относительно равных долях вузы Старого и Нового Света.
В ТОП-100 вошли 3 российских вуза:
• МГУ – 21 место;
• СПбГУ – 40 место;
• МФТИ – 46 место.

По критерию «Образование» в ТОП-100 лидируют 5 российских вузов:
• МГУ;
• СПбГУ;
• МФТИ;
• НИЦ ВШЭ;
• НИЯУ МИФИ.
Именно этот критерий подтверждают победители международных олимпиад и экспорт образования.

Индикатор «Наука» отразил явное доминирование США, Канады, Великобритании и Австралии. Все топовые вузы имеют значительное финансирование. От России в ТОП-100 смог попасть в этой категории только МГУ.

Раздел «Университет и общество» – здесь лидерство за Северной Америкой, Латинской Америкой, Европой, Азией и Австралией.

10 ведущих российских вузов, которые попали в верхушку рейтинга среди «россиян»:
• МГУ;
• СПбГУ;
• МФТИ;
• НИУ ВШЭ;
• НИЯУ МИФИ;
• НГУ;
• ИТМО;
• ТГУ;
• ТПУ;
• УрФУ.

Рейтинг «Три миссии университета» не входит в тройку основных в соответствии с задачами повышения конкурентоспособности российского высшего образования (THE. QS, ARWU). Однако, из числа остальных все больше начинается являться основным референтным для отечественных вузов.

Источник: https://tass.ru/press/10901
источник
Научно-образовательная политика
Тем временем, в Мастерской управления "Сенеж" @senezh_rsv президентской платформы "Россия-страна возможностей" @stranavozmojnostey на образовательном форуме "Территория смыслов"
начинает свою работу смена "Цифровая экономика", последняя смена в этом году.

Тематика смены исключительно важна для системы образования и науки - будет интересно.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник